Топос всмятку, или Мужественная поступь героя

Apr 28, 2016 22:46

Галавант / Galavant (иронический фэнтези-мюзикл, 2 сезона сериала, США, 2015)

В 1256 году пожилой, но инфантильный король Ричард проезжал через деревню и выкрал там красотку с целью венчания. Брачевание без взаимности верный залог погружения в мо дарк мо реалистик, но Ричард не сразу об этом догадался. Тем временем, деревенский сожитель похищенной селянки, храбрый рыцарь Галавант, срочно выдвинулся в боевом порядке для возвращения наложницы к мытью кастрюль на кухне. Что?! вам по-другому рассказывали эту историю любви? Ну-ну, вы их больше слушайте.



Сетевые рецензенты увлеклись мимими, поэтому только здесь и сейчас вы узнаете всю правду об истинном месте "Галаванта" в киноискусстве. Это сериал на тему гендерной реабилитации латентных... Что?! что опять не так? Далось вам это мимими! По слогам: ла-тент-ных. Ощутите всю силу страданий царственного деспота, не видавшего в свой адрес и мига поклонения, приличествующего альфа-самцу. Проникнитесь, наконец, масштабом королевской драмы, бесчувственные потребители комедий. На ваших глазах седовласый девственник Ричард впервые отважно ступил на тропу возмужания, полную голубых ловушек.



Дворцовый брутал сэр Гарет потоком словес регулярно мотивировал манерного Ричарда проявить хоть капельку мужественности. Но трудно достичь успеха прямой проповедью, если твой ученик не способен испытывать дискомфорт в притонах гендерного порока. Вот почему сам по себе ролевой образец гиперсамца Гарета и его исполненного сочной тестостеронности лика, идеально подходящего для позирования в натюрморте с картофелем, не действовал должно стимулирующим образом на неженку Ричарда.



Ага, ясно, воздействовать на короля через внешний локус контроля бесполезно. Значит, сейчас авторы станут щупать Ричарда за внутренний локус, то есть позволят ему погрязнуть в саморефлексиях. Щупать-то они станут, но каков практический эффект? Есть ли вообще способы пробудить мужчину в таком недоразумении, как артистичный и чувствительный барчонок-переросток? Тем более, такой импульсивный, склонный отвлекаться и рассеивать внимание.



Периодически сюжетные линии разваливались, как карточный домик, потому что Ричард в очередной раз не оправдывал всеобщих ожиданий. Но он старался, поверьте, хотя конфликт между инфантильностью и принуждением к Поступку не исчерпался сам собой, пришлось приложить усилия. (На нижеследующем скриншоте слева расположился единорог - Инфантильность, справа притулился классический меч в пеньке - Поступок).



Что характерно, барышни в сериале не такие уж лакомые кусочки, чтоб один их вид помог парню закрепиться в нужной ориентации. К гламурной стерве премиум-класса страшно подойти - отравит нафиг или булавкой пырнёт. К юной феминистке бюджетного класса подойти ещё страшнее - сипит и дышит миазмами, дрянь такая. Если присмотреться к персонажам без доверия к искусственным (рейтинговым) конвенциям, то станет заметным также, что Ричард смог физически заинтересоваться женщиной только тогда, когда она оказалась некрасива, похожа на мальчика, мужиковата, антиженственна. Разумеется, именно такую актрису в кадр не позвали, отдав роль фигуристой милашке, но в данном случае читать визуальный подтекст между кадров так же легко, как читать субтитры между строк.



Намного хитрее авторы замаскировали деликатную ситуацию юноши Сида (это оруженосец Галаванта, афровыходец из еврейской общины). Вот факты, они не могут лгать. Факт первый: при виде путешествующей без багажа незнакомки, рекомой сидовой невестой, матушка Сида испытала спонтанный прилив энтузиазма. Факт второй: в современном художественном пространстве пока ещё неотменим стереотип о включении режима наименьшего благоприятствования властной еврейской матерью по отношению к желающему покинуть её холостому взрослому сыну (подробные академические исследования проведены в американском ситкоме "Теория большого взрыва" и российском скетч-шоу "Одна за всех", обращайтесь). Много ли останется вариантов, сколько ни применяй дедукцию и индукцию? Причина бурной радости от факта, что какая-то чужестранка захомутала драгоценного малыша, трактуется однозначно: родители Сида ранее не замечали, чтобы он вообще в принципе интересовался девчонками, и это их не на шутку беспокоило. (На нижеследующем скриншоте Сид возглавляет войско, составленное в том числе из сынов радуги, к которым оказался вхож).



Таков первый в моей зрительской практике телесериал, ставящий знак физиологического, а не типологического равенства между инфантильностью и латентной... хм... латентной склонностью к подсознательному уклонению от создания здоровой ячейки общества. Почему об этом не пишет Академия наук, кто бы объяснил. В нонешних сериалах такие крутые вещи обсуждаются, а они дальше Ларса фон Триера до сих пор продвинуться не могут.



Как из слабака сделать крутого чувака? Вот коллизия, вот конфликт! Дружное блогерское мимими только запутало публику и оставило неподготовленной и беззащитной перед пронзительным драматизмом основной сюжетной линии.



Но откуда вообще взялось пресловутое мимими, переходящее в бебебе при упоминании недостаточно мимишного развития событий "Галаванта"? Сетевые рецензенты редко подвергали анализу этот аспект, но именно следы наблюдений по данному направлению наиболее ценны своей индивидуальностью, в отличие от дежурного эха по рецензиям: "Мужчины в трико" , "Мужчины в трико" , "Мужчины в трико"... В пародийной комедии Мела Брукса "Мужчины в трико" (1993) Робин Гуд с лесными братьями весело пели и постмодернистски юморили, поэтому сетевые рецензенты "Галаванта" автоматически следовали правилу назвать в рецензии хотя бы одного узнаваемого кинопредшественника (с февраля 2015 по январь 2016 трико помянул каждый второй рецензент). Однако комедия Брукса в целом бесконфликтна, и сравнением с нею программировалось искажение зрительской оптики: момент жанровой мутации "Галаванта", наступающий примерно в середине первого сезона, воспринимался многими зрителями как снижение заданных стандартов и досадная неправильность.

"Мужчины в трико" в качестве жанрового предшественника излишне включать в синтактический анализ еще и по той причине, что начало "Галаванта" выстроено так, словно это диснеевский рисованный мультфильм, а не игровое кино. Ближайший аналог не подзапылившиеся "Мужчины в трико", а мульты наподобие "Рапунцель: Запутанная история" (2010). Постер "Рапунцели" очень точно передаёт ту эстетику, на воспроизводство которой изначально рассчитывала целевая аудитория "Галаванта". Вот оно откуда, маркетинговое мимими, выбившее "Галаванта" из-под академических луп.



Но когда в пространство сериала властно вторгся подлинно драматический конфликт, мультяшная эстетика стала ему мешать. А ведь как шикарно был выполнен перенос мультяшности в игровое кино! Лично мне трудно упрекать зрителей за недовольство последующим превалированием содержания над формой. Я и сама недовольна, потому что отказ от чистоты мультяшной формы не дал каких-либо новаторских решений в теме реабилитации ла-тент-ных.

Так или иначе, вскоре от всей мультяшности остались только периодические актёрские хлопоты лицом.



А главное, пропала сказка. Да, она изначально не отличалась кошерностью. Каверзы сценаристов, навроде мегаржачного рыцарского турнира, прямо противоречили традиционной сказочной фабульности. Но никогда не противоречили традиционной сказочной сюжетике! В самом деле, есть ли разница, истопчет Иван-царевич три пары железных башмаков или пойдёт спасать Василису босиком? Сказка задаёт направление и станции передвижения персонажа, а сопутствующие обстоятельства он волен создавать сам.
Сосредоточение авторов на драматическом конфликте вынудило их разрушить законы сказочного бытия, не предложив плодотворной альтернативы. Ироническая комедия быстро превратилась в саркастическую (особенно в эпизоде войны великанов с гномами!), станции движения сменились хаосом разновекторных блужданий (особенно в эпизоде войны великанов с гномами!!), исполнение миссии перестало быть залогом позитивного результата (особенно в эпизоде войны великанов с гномами!!!).



Дошло до того, что генералиссимус обречённых гортензийцев Изабелла в войне с захватчиками из соседнего королевства могла рассчитывать только на дружественную армию зомбей. Да, армию зомбей! Поймите правильно, я всецело за зомбей, когда речь идёт о генезисе сказочных мифов XXI века, как произошло недавно в сериале "Z Nation". Но зомби в топосе условно-сказочного средневековья, это же варварское умножение сущностей. Имею в виду, зомби - структурообразующий элемент кинопространства, их нельзя использовать как мимолётную хохму, они меняют жанр и перераспределяют центры силы и рычаги влияния.



Для контрпримера возьмём шествие Сида с красным знаменем. Вот как раз образец мимолётной хохмы, ни к чему авторов не обязывающей. Красное знамя в сказочной комедии не перенастраивает зрителя на ожидание народных волнений, анахронизм воспринимается как атрибут потешного политического выскочки. Совсем другое дело, если бы Сид нёс агрессивную зомбю, - мы бы сразу заметили разницу, потому что сцена потребовала бы реального продолжения.



Не менее характерно и то, как в "Галаванте" преподнесена магия. Все тамошние магические экзерсисы легко переводятся на язык современной науки (ладно, ладно, на язык википедии), а разрушение магических чар производится не за счёт выполнения искупительной миссии, а за счёт вторжения в сказочное пространство кошмаров нашей современности, включая вульгарных дев-панкушек.



Впрочем, не так страшна дева-панкушка, как розовый домик Барби. Вот уж истинная жуть. Финал первого сезона рисковал распугать женскую часть аудитории, настроенную на дуракавалятельное рыцарское мимими, а получившую метафизический девчачий хоррор.



Подмога авторам пришла, откуда и не ждали. Актёрский бенефис Тимоти Омандсона в роли короля Ричарда придал особую ценность "Галаванту" именно среди нас, русскоязычных зрителей, поколение за поколением взращивавшихся на "Василисе Микулишне" Романа Давыдова (1975). Галавантский король-недотёпа имеет идеальный, стопроцентно попадающий в точку прототип в виде рисованного Владимира Красное Солнышко, персонажа точно такого же, но без проблем гендерной успешности. То есть, в отличие от англоязычных зрителей, мы с вами сразу имеем в воображении нужный вектор развития образа и предвкушаем с тихим торжеством, что изначальный клоун к финалу своих поисков станет красив и величав.




Напоследок желаю выразить восхищение работой студии Gladiolus TV над русской озвучкой. Ребята, вы лучшие.

2010-2019, костюмное кино, гомоэротический дискурс, мюзиклы, педагогика сотрудничества, сериалы, комедии, фэнтези

Previous post Next post
Up