Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть IX

May 25, 2013 16:26

Оригинал взят у olegkapkaevs в Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть IX


Путешествуем по Воркутинскому кольцу.
Воркута окружена целой системой посёлков при шахтах, большая их часть образует кольцо окружностью около 50 километров, проходящее через саму Воркуту. Здесь были- Октябрьский,  Северный,  Юршор,  Промышленный,  Воргашор,  Комсомольский... теперь живы, по сути, лишь два из них - Северный и Воргашор, поэтому кольцо уже не кольцо, а две точки.









Из 13 воркутинских шахт осталось всего пять, а опустевшие посёлки стали городами-призраками среди голой тундры. Когда попадаешь в них, хочется плакать. Огромные жилые дома брошены людьми... Зияющие окна поглощают позитив города…Сугробы занесли все человеческое тепло…много лет назад… Капитализм…
В еще едва живых поселках умершие дома соседствуют с жилыми и медленно пожирают их…





В Воргашоре (в переводе-Олений ручей) на улице Воргашорской стоит разрушающийся спорткомплекс Воргашорец. На домах бодрящие надписи - Слава труду! Слава советскому народу! Им-то слава, жаль вот только нет советского народа и нет труда, есть только уголь,уголь,уголь,уголь,уголь…



Вот и мы едем смотреть, как он добывается. На бывшую шахту Юнь-Яг, теперь угольный разрез Юньяганьский.
До этого момента добыча угля в Заполярье открытым способом считалась невозможной. Потом умные головы все-таки выяснили, что это не только возможно, но и экономически выгодно. Действительно, отдельные участки Юньягинского угольного месторождения обладают особо ценными породами коксующегося угля. Так что теперь разрез стал одним из самых прибыльных предприятий города.



Попав на площадку, чувствуешь себя маленьким гномиком, снизу вверх наблюдающим за любовными играми трансформеров. 150 000-килограммовый грузовик, в который трансформировался Оптимус Прайм, нетерпеливо подрагивает под ласками 200 000 килограммового экскаватора, внутри которого спрятался - Мегатрон? Все в мире противоречиво…и все неизменно…



3х этажные дома на колесах! Колеса размером с джип, ковш, в который легко въезжает Камаз! Территория великанов! Здесь рубят бабло, тьфу, извините, уголь! Черное, грязное, пыльное золото, когда-то всей страны, а теперь только Северстали.



Обходим кладбище Белазов, дешевые сердитые великанчики уступают молодым великанам из Японии. Прогресс в действии. Все, что неэффективно - в утиль.
Есть новая техника, новая одежда, даже на нас одели красивые плащики со спецнадписью, а все равно обстановка на разрезе какая-то несовременная, словно из 70х… да и мрачная, что ли...



Ну вот мы, наконец-то, собрались на берег Северного Ледовитого океана, если точнее, то на берег Карского моря, а если еще точнее, то на берег Бaйдарацкой губы.

Погода благоприятствует. Мороз и солнце. МЧС немного помялось, но выпустило нас за шлагбаум зимника, он правда контролируется Газпромом, но и МЧС, и администрация, и полиция, и ФСБ, и пограничники имеют на него влияние и активно этим пользуются.





Зимником теперь в нашем понимании эта дорога является очень условно, хорошая отсыпка, укатанный снег, чувствуется, что движение здесь достаточно активно.
Ветер выдувает снег, оголяя наст и запуская ручейки снега. Если прищурить глаза, то кажется, что белая река несет свои, слегка вспененные волны. Снег искрится и завораживает.



Много рек и, соответственно, мостов, причем мосты капитальные. Похоже, Бованенково стоит того, если здесь так серьезно взялись за дорогу к ОКЕАНУ.

Голубые реки, нет, не реки, а лед. Ветер оголил эти яркие краски тундры и превратил дорогу в путешествие по изумрудным тропинкам сказки.
Ветер усиливается, но небо чисто и прозрачно. Теперь взгляд упирается в гряду Полярного Урала! Заснеженные горы!

И вот перед нашим взором Константинов Камень!
Громадина, возвышающаяся над тундрой, выглядит словно приличная грудь сногсшибающей блондинки (блин, третья неделя в пути и в голову лезет черти чо).



Но на самом деле, когда ваш взгляд, наконец-то, после многокилометрового пустыря, цепляется за огромный белоснежный ком, то представление о величии тундры только усиливается - если гора высотой около 500 метров выглядит холмом, величественным, но холмом.
Но это только издалека! Стоит приблизиться и поражаешься размеру шутки природы, набросавшей гор посреди тундры.
Величие. Спокойствие. Красота. Где-то рядом бродит Нирвана…



Стада зайцев сигают вдоль дороги. Смешные белые комочки рассыпаются по тундре. Только сосредоточившись, понимаешь, что это зайцы. Да их здесь сотни!
Кругом много техники. Грузовики возят песок, трактора снуют, приводя дорогу в порядок. Все вдоль Трубы.

А вот вагоночный город, вернее, вахтовый городок. Больше сотни вагончиков, магазин, центральная площадь, спутниковые тарелки, дизеля. Люди активно заселяют, правда, временно, Север.
Мороз ниже -30, в вагончик, используемый как магазин, входит человек в тапочках…в футболке… Наверное, живет рядом. До ближайшего жилья несколько сот метров. Что там гвозди, рельсы бы делать из этих людей!



На дороге знаки. Толстые. На палочках. Сделаны они из пенопластового утеплителя. Почему? Основной знак это 100, казалось бы, ограничение скорости здесь зачем? Дык, при ближайшем рассмотрении читаем букву Т, все-таки ограничение по весу, всего 100 000 кг! Таки машины есть в северных селениях!







Переезжаемые реки полны снега и им же текут, по-настоящему, большими волнами снег перемещается по руслам. Красиво!
Фанерный указатель на Хальмер-Ю. Дорога заметена основательно. Не в этот раз…

Через несколько километров останки поселка как на ладони. Kультовая и священная земля Арктики.
Хальмер-Ю в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы, ненцы, считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения…

А потом там нашли уголь и открыли шахту. А потом добывать стало трудно и шахту закрыли. А потом закрыли сам поселок, еще с людьми. А потом вывезли людей силой. А потом забили на тех, кого вывезли. А потом наш президент пустил крылатую ракету с борта стратегического бомбардировщика прямиком в поселок, в центральное здание, в клуб. А потом….нет! А сейчас это напоминание нашему отношению к людям и природе.
Когда-нибудь "потом" может не нaступить...
Мы второй раз наступаем на грабли...

Ветер усиливается. Видимость снижается. Похоже на знакомые симптомы метели. Всего 190 км от Воркуты, всего 20 км от солнца и за 3 часа все стало белым. И верх, и низ, и бок.
Сомневаемся, может, стоит вернуться назад, так и не увидев Океан?! Но до поселка около 90 км, а до берега, где, по слухам, есть тоже поселок, 40 км. Только вперед!

Но как?! И тут два Камаза крадутся мино нас, мы - за ними! Дистанция 3 метра, иначе потеряемся! Скорость около 20 км/час. Что и как там видят водители, нас не интересует. Пока.
Сами мы точно останемся в тундре, без шансов. Так, в пурге, мы проникаем на территорию закрытого вахтового поселка. Думая, что заблудились, возвращаемся назад 1,5 км, понимаем, что зря, видимости нет совсем!

Назад, к людям! Едем по треку! Еще раз повторяю, по ТРЕКУ! В том смысле, что смотришь на навигатор при максимальном приближении и рулишь по синенькой полоске на экране!!!! Видимость вперед - 1 (один!) метр, и в бок, где обочина, если промахнемся, то шансов выбраться не будет! 1500 метров, без видимости, при морозе -35 не пройти…
Кому-то еще было мало экстрима?! Где-то мы пропустили грань между экстримом и полным пи…цом! AAAAA!

Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть I
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть II
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть III
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть IV
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть V
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть VI
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть VII
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть VIII

история, Россия, экстремальные путешествия, экспедиции

Previous post Next post
Up