И вот мы в сердце Шелкового пути! Словно ничего не изменилось с тех пор, как здесь шли торговые караваны... Те же глиняные улочки, те же одежды, те же ишачки…тот же зной…все то же бескрайнее, пронзительно голубое небо, скрывающееся за маревом жары…
Вперемежку с волнами раскаленного воздуха над этой пыльной сутолокой куполов висят обволакивающими слоями, извиваясь и простираясь, бесконечные заунывные мотивы из разнообразных звуковоспроизводящих источников - автомобильного радио, раздолбанного магнитофона в ошхоне или сквозь полуприкрытые губы дремлющего в тени узбекского аксакала. Протяжные, монотонные и неизменные ноты, лишь изредка сменяющие друг друга с диссонансными интервалами, надтреснутое звучание инструментов и звенящий голос, забирающийся все выше и выше - в них, кажется, невозможно уловить никаких мелодических закономерностей, в них трудно различить ноты и уж совершенно невозможно воспроизвести их европейскому человеку.
Вначале мелодии эти казались нам раздражающе-утомительными, отвлеченными последовательностями звуков, не встречавшими ни малейшего отклика в душе. И лишь постепенно, по мере привыкания и адаптации, начали мы - ну, не то чтобы получать удовольствие от их прослушивания, однако мотивы эти постепенно начали восприниматься как неотъемлемая часть окружающего пейзажа, и исчезни они - нас посетило бы чувство недоумения и безотчетного беспокойства.
Следует признать, что заунывные азиатские мелодии самым естественным образом гармонируют с сонным забытьем тамошнего ритма жизни, безнадежно обволакивающим и не отпускающим, со знойной омертвелостью воздуха над древними куполами и равнодушной неподвижностью почерневших от солнца лиц.
Наконец-то мы настоящие туристы! В тюбетейках, шортах и шлепанцах следуем осматривать достопримечательности и скупать колониальные товары! КРАСОТА! ОТДЫХ!
В центре старого города находится комплекс Пои Калян - Мечеть Калян, напротив него Медресе Мири Араб и минарет Калян. Минарет Калян построен еще в домонгольские времена. Он служил маяком для подходящих через пустыню к Бухаре караванов. Сохранился только благодаря тому, что при его осмотре с Чингисхана слетела шапка и он, сказав, что-то типа: "такой великий, что самого меня заставил шапку снять", не стал его разрушать.
Бухара имеет очень древнюю историю, вобравшую себя множество культурных пластов. В древности она входила в состав одной из областей Согдианы, которая была восточной границей империи Александра Македонского, на смену которой пришла империя Селевкидов. Селевку, одному из военачальников Александра, удалось закрепиться на территории Согдианы после распада великой империи, там его ждала его любимая жена, которой посулили райские кущи… и отрубила она ему голову во сне, и принесла врагам… Будьте бдительны! В походах вам грозят иные чудеса!
Например эта мечеть Магоки-Аттари (Глубокая мечеть) была построена на месте древнего храма Луны, затем там был зороастрийский храм. Когда в город пришел ислам, храм был перестроен в мечеть. А когда Чингисхан дошел до Бухары, он не разрушил эту мечеть, потому что жители города засыпали ее песком, а после ухода войск откопали. Трудолюбивый народ! Кстати если из 6-и миллионов таджикского народа в России трудится 3 миллиона, то из 24-х миллионов узбеков у нас гостит более 6-и! Так что ваш Равшан вполне может быть и узбеком!
Бухарское ханство из протектората Российской империи, после бомбардировок легендарным Фрунзе крепости Арк, трансформируется в Бухарскую Народную Советскую Республику, которая в 1924 году была разделена между Узбекской, Туркменской и Таджикской АССР. До сих пор то тут, то там краснеют звезды…храня память о тех временах.
Самое древнее в Бухаре- это Мавзолей Саманидов, потомками которых считают себя таджики, персы, иракцы, афганцы и все и вся в Средней Азии. До сих пор таджики, даже в лице президента, требуют вернуть Самарканд и Бухаро Таджикистану! Мавзолей датируется IX веком и сооружен из обожженного кирпича. Здесь находится могила Исмаила Самани - основателя Саманидской династии. Во время нашествия войск Чингисхана, чтобы сохранить могилу, ее также засыпали песком. Песка-то тут много, кругом пустыня!
Бухара - менее суетливый и песчано-коричневый город, с налетом пыли веков, в отличие от синекупольного грандиозного Самарканда. Путешествие в прошлое…мы заходим в бывшее медресе…протяжный голос муэдзина напоминает нам о вечном… Подняв головы, тонем в затейливых узорах потолка…ошалев от их великолепия, садимся на ковры, небрежно брошенные под ноги туристов, так они приобретаю вековую стойкость… Фантастика - мы в той самой Бухаро, которую знали Великие! Быть может, именно на эту ступеньку присел сам Чингисхан, а эту дверь отпирал Александр Македонский… Провал во времени…и в пространстве…
Глядя на ручное шитье золотошвеек, рассматривая сложнейшие узоры и удивляясь великому терпению девушек, решаем привезти милым крошкам символ Бухары - знаменитые кованые ножницы в виде птицы! Выкованные тут же в кузнице. Они произвели впечатления на девушек, правда, и на таможню тоже… Но об этом позже. Понимаем, что надо двигаться дальше, иначе тягучее состояние восточной прострации не отпустит нас…
Но прежде обед! Все блюда, кроме плова, имеют приблизительно одинаковую консистенцию, не позволяющую их однозначно отнести к первому или второму в нашем понимании. И шурпа (казалось бы, первое), и гуляш (казалось бы, второе) представляют собой густую смесь поджаренной картошечки, разнообразных неизвестных вареных овощей, ароматных кусков баранины, и все это залито наваристым бульоном, приправлено гаммой неведомых специй, и завалено сверху толстым слоем нежной свежепорезанной зелени. Причем все эти смачные компоненты встречаются друг с другом только уже в пиале, образуя неповторимую смесь. Уважаемый повар, этот гастрономический вершитель и кормчий, стоит с половником в руке посреди десятка дымящихся чанов, кипящих кастрюлек и тазиков с нарезанной зеленью. И при изготовлении каждой порции уважаемый щедро черпает поочередно из разных кастрюлек, сливая компоненты вместе, сочиняя на ходу эту гамму… Накладывая, насыпая и подливая, он сам получает видимое наслаждение от процесса, подносит уже готовую порцию к лицу и, блаженно зажмурившись, втягивает коротким широким носом результирующие ароматы. Потом хитро улыбается, подмигивает, и с удалым мусульманским восклицанием докладывает в порцию еще несколько ложек неизвестных компонентов, всем своим видом давая понять, что вообще-то не положено, но чего не сделаешь для хороших людей! Как теперь ехать?! Но собираемся.
И снова мы в настоящей пустыне. ПУСТЫНЯ… Как ни старается человек наладить с ней отношения, все равно она не хочет уступать ни пяди…вот асфальтированная дорога, уже наполовину занесена песком…
Колючки, перекати поле, путаются в колесах… Зной…битум превращен в жидкость… Кто там думал, что он царь природы?!
А вот и предупреждение не расслабляться… У Миши прокол. Стоило только остановиться, как притяжение пустыни стало невыносимым… все время хочется пить, хочется посмотреть, что там, за этим барханом…хочется просто лечь и лежать, не делая никаких движений… Солнце постепенно выжигает желания…песок уговаривает прекратить свой путь…ветер толкает прилечь…жара…сон…коварство пустыни…
Все-таки едем дальше! Доезжаем до Нукуса. Ищем гостиницу. Вот он - шедевр советского зодчества! Многоэтажное здание муйнайхоны (гостиницы) нависает над городом. Выгладит нежилым. Стучим изо всех сил. Дверь открывает охранник и проводит к тетушке-администратору. Отель в нашем распоряжении! Воды - нет. Света - нет. Работает только один этаж - остальные заколочены. Номера словно из 70х без ремонта и изменений. Но мы в дальнем походе! И вдруг у каждого своя комната!
Мотоциклы загоняем в местный гараж, где охранник, впечатлившись нашим путешествием, показывает комнатку, где из труб отопления течет вода! Много ли надо усталым путникам? Освежившись, отужинав, чем было, распахнув настежь окна везде, мы засыпаем…
Памир. Начало пути. Памир. Часть 2.
Памир. Части 3,4. Памир. Часть 5.
Памир. Часть 6.
Памир. Часть 7.
Памир. Часть 8.
Памир. Части 9,10.
Памир.Часть 11.
Памир.Часть 12.
Памир.Часть 13.
Памир.Часть 14.
Памир.Часть 15.
Памир.Часть 16.
Памир.Часть 17.
Памир.Часть 18.
Памир.Часть 19.
Памир.Часть 20.
Памир.Часть 21.
Памир.Часть 22.
Памир.Часть 23.
Памир.Часть 24.
Памир.Часть 25.
Памир.Часть 26.
Памир.Часть 27.
Памир.Часть 28.
Памир.Часть 29.
Памир.Часть 30.
Памир.Часть 31.
Памир.Часть 32.
Памир.Часть 33.
Памир.Часть 34.
Памир.Часть 35.