Мы снова едем по Луне! Жара… Пыль… Нет кислорода… Вот соленое горное озеро…серпантин…жара…песок…опять серпантин… Вокруг все время вершины, покрытые снегом...
Я еду словно во сне…минимум движений - максимум внимания. Парни двигаются в щадящем режиме. Не быстро…но надежно.
Заезжаем на перевал Найзаташ. Перевалом это, конечно, назвать трудно, но он очень и очень живописный. Вообще, участок Памирского тракта до перевала Найзаташ, пожалуй, одно из самых красивых и сказочных мест Памира. Коричневые скалы сглаженных форм, освещённые солнцем, на фоне голубого неба - смотрятся удивительно. Едешь и забываешь обо всём: о том что уже проехал несколько тысяч км, что находишься на высоты выше 4000м и не хватает кислорода, о том, что недобрые памирские ветра выдувают тепло тела, а солнце кипятит разум. Ты просто сливаешься с миром, с ветром в ушах и улыбаешься горизонту…дороге…жизни!
Тагаркаты - перевал совсем короткий, но довольно крутой (4190 м). На последнем перевальном взлёте покрытие очень плохое, много камней и песка, Рома кувыркается с большим удовольствием...или без него. Потом перевал Кой-Тезек (4290м). От Джелонды подъёмы и спуски становятся совершенно другими, они идут достаточно плавно и предсказуемо. Но дорога по-прежнему очень узкая. Расходиться с машинами становится опасной игрой, закрытые повороты добавляют драйва…
И вот мы у тех самых радоновых волшебных источников, в кои так усиленно направлял нас наш друг Хароз. В Джелонды. Всего по несколько сомани и мы опускаемся в горячую, вонючую, мутную воду… Сначала в бассейн даже не можешь с ходу окунуться - настолько горячая вода, а через некоторое время по коже начинают идти вибрация и зуд, которые переходят на всё тело и долго уже не высидишь. Вылезаешь из бассейна - голова кружится, качает и слышно, как бьётся сердце - глубоко и сильно. Кругом мусульманский мир…голые местные жители…джигиты… Смотрю, а все наши-то парни уже без крестов на шее… Наверное, решили серебряные украшения не подвергать воздействию химических реагентов. Ну и правильно. А может, просто вспомнили, что неверных на востоке часто ждала смерть… Мой браслет практически сразу стал черным, настоящее воронение серебра.
Радоновая ванна волшебна! Через 15 минут, я уже едва стою на ногах…голова кругом... Но! Боль практически ушла! И движения стали более уверенными. Не обманул старик киргиз!
Мы спускаемся в долину Гунт. Перевал Койтезак (чаще называемый местными Шугнанским перевалом) является некой условной границей, где заканчиваются просторы Восточного Памира и начинается западная часть этой огромной горной страны. Западный Памир славится большей контрастностью в высотах, и именно по этой причине низкогорные речные долины Гунта и Шахдары заселены намного плотнее, чем просторы Восточного Памира, которые с первого взгляда поражают своими пустынными пейзажами. И на самом деле, к западу от Койтезака начинаются утопающие в зелени долины, и уже не верится, что еще час назад ты ехал по безжизненной пустыне, где любая растительность кажется чем-то лишним и несвойственным, а единственными хозяевами обширных просторов являются поднимающие облака пыли ветры.
Теперь нас окружают деревья, трава…мы едем вдоль реки, которая с каждым километром становится все шире и полноводней.
На дорогах, в аулах множество детей выбегает нам навстречу, приветственно маша руками и крича что-то на своем языке. Дети светлые, с европейскими чертами лица, много рыжих…мужчины рослые, а женщин много с голубыми глазами. Памирцы - очень древний народ, говорящий на древних восточно-иранских языках. Про их происхождение существует много гипотез, мифов и предположений. Говорят даже, что Македонский оставил часть своего войска на Памире, памирцы перемешались с греками. Мы встречали много памирцев, которые выглядели, как европецы: светлая кожа, голубые глаза и т.д. Т.к памирцы долгое время жили в изоляции, некоторые учёные считают их носителями самых чистых генов древних арийцев, переселявшихся из Индии. Даже Гитлер посылал туда свои экспедиции.
Памир давно считается одним из важнейших сакральных мест нашей планеты. Еще в "Махабхарате" можно найти упоминание о Упа-Меру, стране вокруг Меру, божественной горы древних индоарийцев. Причем, если горы Тибета, как правило, рассматривались мистиками и посвященными в качестве некоего духовного центра человечества, то Памир выступал как относительно автономный центр управления оперативно-политическими процессами. Именно сюда, осознанно или бессознательно, стремились величайшие завоеватели мировой истории: Кир и Камбиз, Александр Македонский, Чингисхан, Тимур, Бабур, Наполеон, Гитлер... По преданиям, побывал там и библейский царь Соломон. Именно здесь, согласно легендам, Александр Македонский заточил во глубине гор библейские народы "гога и магога", которые должны вырваться на свободу накануне конца света… Вряд ли застанем в этой жизни…но общаться с ними интересно.
Удивляет река, рев воды просто заглушает звук мотора, огромные валуны размером с 3х этажный дом покачиваются в волнах… Через эти потоки переброшены веревочно-дощатые подвесные мостики… Мы пробежались по одному - то еще ощущенице!!! Раскачиваясь, выведенный из равновесия, он словно норовит сбросить очередную жертву в пасть водяного чудища, которое мокрыми язками пытается затащить тебя к себе, или хотя бы лизнуть…
На одном из поворотов видим лежащую в русле фуру, местные говорят, ее разнесло в щепки за считанные секунды!
С каждым метром становится легче дышать, а движения приобретают все более осмысленный характер.
И вот мы начинаем волноваться…уже 340 км пройдено, а бензина нет и нет… Только надежда, что доберемся до Хорога, не обсохнув.
Хорог (по-таджикски - Хоруг) образовался на месте двух маленьких деревень, существовавших здесь до революции, с 1925 года и является столицей Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО).
Город расположен на дне глубокого ущелья, на высоте 2100 м над уровнем моря, на месте слияния рек Пяндж, Гунт и Шахдара, прямо возле границы с Афганистаном. Через центр города проходит Памирский тракт и стоит памятник первопроходцам оного в виде полуторки. Население города около 30 000, в основном состоит из памирских этнических групп.
Это очень красивый, зеленый город с огромными тополями и причудливыми памирскими традиционными домами на окраине. Несмотря на то, что город является относительно бедным и переживал упадок в течение 1990-х годов, в последние годы он стал совершенно современным - здесь есть мобильная связь, а также интернет-кафе и рестораны таджикской кухни. Но самое приятное - мы заселяемся в современную гостиницу, с мраморными подоконниками, коврами, спутниковым телевидением, горячей водой (правда, из водонагревателя), едой и огромным тканым ковром с портретом Президента Рахмона.В городе есть аэропорт, из которого можно улететь, если повезет, в Душанбе.
Проезжая по городку, мы увидели припаркованный Ягуар, Мерседес 600… Двигаются Лэнд Крузеры… Как они сюда попали, откуда, чьи? Посреди города застава русских пограничников, современный 4х полосный мост в Афганистан. А опоры моста упираются в остров свободной торговли, где жители близлежащих окрестностей со стороны Таджикистана и Афганистана соответственно по выходным занимаются свободной торговлей без виз и пошлин… Что там они продают друг другу…? Афганистан на расстоянии вытянутой руки… Так близок…и так недоступен…у нас нет разрешения… Город на той стороне выглядит вполне пристойно и цивильно.
Вид из окон нашей гостиницы просто потрясающий! Горы, река, зелень! Устраиваем стирку и ужин. Мы в гостинице предоставлены сами себе, нас просто впустили, даже не спросив денег и документы! Волнуемся за вещи, мотоциклы, себя… Местные дальнобойщики, ночующие почему-то на стоянке, отказываются выпивать с нами и вообще заходить в гостиницу. А по поводу наших беспокойств говорят, что мол, здесь можно кошельки разбрасывать…никто ничего и никого не тронет… Интересно кто, как и почему так повысил уровень сознательности в одном пограничном городе Таджикистана?!
Ведь считается, что в приграничных районах Таджикистана нет твердой государственной власти. И там правят бывшие полевые командиры местных отрядов самообороны, или “исламо-демократической оппозиции”. Экономический кризис, связанный с распадом связей, существовавших в СССР, а также с гражданской войной в Таджикистане, привел к тому, что основной статьей дохода, средством выживания жителей региона стало производство и доставка наркотиков. Горный Бадахшан, эта некая автономная область Таджикистана, стала одним из крупнейших производителей наркосодержащего сырья, через нее пролегли важные маршруты транзита наркотиков из Афганистана и Пакистана… Хорог - столица Горного Бадахшана… А машины со стороны Афганистана идут постоянным потоком... Но здесь тихо и спокойно…
Памир. Начало пути. Памир. Часть 2.
Памир. Части 3,4. Памир. Часть 5.
Памир. Часть 6.
Памир. Часть 7.
Памир. Часть 8.
Памир. Части 9,10.
Памир.Часть 11.
Памир.Часть 12.
Памир.Часть 13.
Памир.Часть 14.
Памир.Часть 15.
Памир.Часть 16.
Памир.Часть 17.
Памир.Часть 18.
Памир.Часть 19.
Памир.Часть 20.
Памир.Часть 21.
Памир.Часть 22.
Памир.Часть 23.
Памир.Часть 24.
Памир.Часть 25.
Памир.Часть 26.
Памир.Часть 27.
Памир.Часть 28.
Памир.Часть 29.
Памир.Часть 30.