Морозное утро встречает нас свежевыпавшим снегом на близлежащих холмах, всего-то 100 метров пути - и ты гуляешь по снегу! А ведь в разгаре лето!
Над Алаем поднимается солнце. Солнце жжет. Похрустывает трава, выпрямляясь, сбрасывая со стебельков тающий лед. Мы в куртках. Через полчаса мы в термобелье, еще через полчаса - в летних рубашках и тапочках…
Солнце жжет. Еще через час - мы в трусах и тапочках… Но солнце нестерпимо, еще десяток минут такой солнечной ванны, и тело покроется красивыми волдырями…Мы опять в футболках, но солнце прожигает и их… Надеваем белье…словно этакие странные парни гуляем в кальсонах! Солнце не пробивает их лучами, но тепло и душно телу. Мы ищем тени, прячемся за гаражик… Но в тени - мороз. Ежусь и надеваю куртку…Здесь - Арктика. В нескольких шагах, на траве, под жгучими солнечными лучами - экватор.
Сегодня подготовка к штурму Памира. Меняем резину на всех мотоциклах, действо превращается в увлекательную игру, сразу выясняется, у кого откуда растут руки…и кто как умеет ими пользоваться…
Хароз оказывает содействие во всем и всем. И даже угощает нас Эпкэ - это изысканное угощение. Чтобы приготовить его, из зарезанного барана вынимают легкие вместе с горлом, промывают их в воде, а когда сойдет кровь, через горло наполняют их молоком, так, чтоб они сильно раздулись, затем варят этот мешок, пока все молоко не впитается в легкие. Кстати, варят тоже в молоке, причем здесь, на Алае, обязательно в ячьем. Вкусно.
Дети наблюдают за пришельцами… На солнце жарко… в тени холодно… Всяческие копошения заставляют чаще отдыхать…компрессор работает с натужным дыханием…
Итак, 20 колес поменяли свое место дислокации, а мы вновь уложили свой многочисленный скарб на новые места… Какие-то отрезанные ножки телят кочуют из сумки в сумку… Так вот и шутим…
Ящик Романа Ивановича уже наполовину пуст для ожидаемых колониальных товаров, про которые непрерывно картавит Рома! Странно, но все шутки и неуклюжие действия ни у кого не вызываю раздражения друг другом…похоже, все подобрались перед самой трудной частью пути…
В тридцати километрах, над плоской травянистой равниной - Заалайский хребет (кажется, самый белый блеск в мире!). Ни человеком, ни птицей - никем не тронутые снега лежат на его вершинах.
Переезжаем практически вброд Кизыл-су. Ее название в переводе значит «Красная вода», и вода в Кизыл-су действительно красная, потому что насыщена размытыми ею красными глинами верховьев Алайской долины. Красное и зеленое…словно краски таджикского флага…флага страны, где путь наш еще более труден и долог.
Пронзительно пахнет полынь. Кажется, даже ветер цепляется в зарослях облепихи, чия, тамарикса. И в тысячу голосов верещат сурки, вставая на задние лапки у своих норок, удивленно, по-человечьи, разглядывая проезжих… Сурки - рыжие, жирные, ленивые, они все еще не боятся человека, они еще мнят себя хозяевами этого Зазеркалья…
Вот граница, вернее, ее первая часть - мы выезжаем из Кыргызстана. Пост пограничников благоустроен, но какие-то люди в гражданке снуют туда-сюда подле нас. Дружелюбно предлагаю поговорить, завязывается разговор с местными ФСБэшниками… Минут через 20 возвращают документы и желают хорошей дороги... Стало быть, наша внешность, внутренне представляемая нами, как внешность рыцарей дороги, обманчива и для спецслужб мы более похожи на придурковатых странствующих дервишей…
Мы начинаем свой подьем! 20 км труднейшего, глиномесного подьема! Шансов передохнуть, хлебнуть глоток такого недостающего воздуха, нет никаких! Цена усилий, прилагаемых к поддержанию равновесия и движению вперед одна...вернее пять…и эта цена весит ровно столько, сколько весят наши бренные туловища...вместе с душой… Суета... Бренный мир… Стремление к недосягаемому… Мы рискнули. Это не вызов - это бытие…
Встречные грузовики с иероглифами на бортах добавляют самурайских миражей в наших обезкислородненных мозгах…Скользящий трак с прицепом, перекрывающей всю полезную ширину дороги, похож на текучие массы бойцов ниндзя…тебе ни за что не угадать, где и как он успеет свернуть с твоего пути…ты должен уклониться и нанести удар -крутануть ручку газа - в самый пиковый момент и лишь тогда твой табун из сотни лошадей сможет избежать столкновения с преобладающим противником…Предотвращенная схватка - выигранная схватка... А как перестать бороться с собой? Кто знает дорогу, которая станет для тебя той дорогой, что ты все время ищешь?
Кто-то с серьезным, прямо-таки огромным, чувством юмора, расставил знаки ограничения скорости - 10 км в час…ни вверх, ни вниз данное ограничение не имеет почвы…потому что почвы, как таковой, нет - есть подушка раскисшей глины, ставшей для нас землей обетованной на эти несколько часов!
Останавливаться нельзя…остановился - все, самостоятельно тронуться сильно проблематично, глина забила не только протекторы самой злой, эндурной резины, но и лишает опоры тебя, ты словно попадаешь в кисель… Дождь превращается в снег…Неужели это разгар лета?!
Все выше, выше…и выше…наконец, мы видим, что еще каких -то пара сотен метров и мы на вершине! Падение, мотоцикл на боку…еще один…третий…общими усилиями мы добираемся до стелы первопроходцев и надписи Таджикистан, простреленной всеми видами оружия блуждающих разбойников? Или путников?…эхо путешествий…
Подьем отнял столько сил, что все стараются даже не говорить…просто шумно дышат...а завидев у меня в руках кислородный баллончик, молча ждут своей очереди живительного напитка…
Мы преодолели перевал Кызыл-Арт (4280 м.) Это уже Памирский перевал, он разделяет территорию Киргизии и Таджикистана.
Впереди ледники блестят на солнце... За гигантским барьером, за ослепительно белым, вставшим над нами Заалайским хребтом - Памир. Что же, наконец, это такое - Памир? Какой может быть страна, дерзко занявшая место, отведенное воображением для края света, для обрыва в пустоту межпланетных пространств?
Я сейчас знаю твердо одно - сегодняшний день пройдет и то, что я вижу сегодня, исчезнет. Никогда я не найду слов, которые могли бы обозначить это великолепие. Но бледный, недостижимый Заалайский хребет, ты еще много раз повторишься в жизни каждого, кто хоть раз увидел тебя… Больно и радостно будет питерцу в его душной, прокуренной комнате, когда он проснется, увидев как наяву, но в бреду - САМО СОВЕРШЕНСТВО ВЕЛИЧИЯ - ПАМИР! В Питере пять с половиной миллионов жителей, но только пара десятков человек могут увидеть такой же сон…
Сзади - синий Алайский хребет, с которым расставаться не жалко. Слева - дымные горы Кашгарии, справа - долина, зеленая, вдали - фиолетовая, и холмы над невидимой рекой Кизыл-Арт. Ни юрт, ни кибиток, ни птиц, ни людей... Только мы… Тишина… Все молчат…
Мы в Таджикистане. Контрольный пункт. У нас нет разрешений на посещение этой части страны. Солдаты, отдаленно напоминающие советскую угрозу, насторожены. И тут Студент с Пашей появляются на другой стороне поста! Вот это синхронность! Они передают нам разрешения, полученные в Душанбе, и бойцы уже расслабленно приглашают в свою огромную бочку, переделанную под нечто среднее между казармой и общагой бедных студентов, поят чаем, кормят салатом и лепешками, балагурят, попутно выкраивая из нас некоторую часть денег… Обычаи…да и тип в сланцах, майке-алкоголичке, камуфляжных штанах…с автоматом на плече как-то не вызывает у нас протеста, тем более он любезно разрешает сфотографироваться около надписи Горная Республика Бадахшан!
Помните, таможенник выписывает очень важные, недорогие бумажки (около 10 долларов за одну штуку головы) за въезд в Таджикистан, но они должны быть на каждого отдельно, с печатями и квитанциями!!! Иначе все то же на выезде, плюс штраф.
Мы проехали пограничный пост - Каракуль. Вдруг по пути какая-то красная Нива, набитая вооруженными людьми останавливает нас…пытаемся соскочить со встречи, но один надевает что-то похожее на милицейскую фуражку, на что-то похожеее на голову… Странные разговоры про нехватку бензина и всякая байда. Но нас пятеро, поэтому умудряемся коротенько уехать.
На самом деле - Каракуль - это высокогорное озеро на территории Таджикистана. Почему так называю шкуру барашков? Ничего похожего! Черное озеро на высоте 3920 метров!!! Выше легендарного Титикаки!!! Оно не имеет стоков…оно само по себе...как и люди в здешних местах...как и Памир...как и мы… Иссиня-голубая вода бесконечно прозрачна, но к вечеру, когда поднялся ветер и волны стали походить на морские, она вдруг стала черной…
Мы спускаемся к нему под палящим солнцем... Озеро раскинулось перед нами словно гигантское голубое пятно на картинах раннего, голубого периода Пабло Пикассо… Краев этого водоема не видать! Посреди волн вдруг словно появляется голова гигантского диплодока - это проявляется каменная гряда островов. Они одеты в мохнатую шапку облаков!!! Мы выше облаков! Мы едем в заоблачные дали!
И тут мы словили первый Памирский глюк, про которые нам рассказывали альпинисты и местные жители. Остров вдруг пропал...вместе с облаками… Но четыре человека не могли галлюцинировать одновременно, даже в условиях кислородного голодания! Бывалые говорят об искривлениях пространства, о расширение чувств… О том, что бывало рассказывают люди о местах, которые они посетили только что, но все остальные, не раз исследовавшие эти места, никогда ничего подобного не видели...и там не были…То вдруг кто то явственно слышит говор людей…или шепот камней… Не удивляйтесь! Не паникуйте! ЭТО - ПАМИР! ШАМБАЛА МИРА...да и что можно ждать от места где сходятся Памир, Тянь-Шань и Куньлунь!? А вокруг одни семитысячные вершины…
Въезжаем в посёлок…вернее, то, что от него осталось. Здесь живут киргизы в условиях крайней нищеты. Когда-то Посёлок находился под присмотром советских пограничников. Теперь он оставлен на волю гор и горных духов. Зрелище суперэкзотическое! Посёлок представляет из себя свалку мусора, посреди которого стоят коробкообразные домишки.
С виду совсем дикий народ. Но при ближайшем рассмотрении дружелюбны и алчны. Есть Хотел, как изящно его обозвал кто-то надписью на глинобитной стене… Их даже два, среди десятка домиков! Мы договариваемся с бабушкой, не говорящей по-русски, но ей помогает красивая девчушка, брови вразлет, с глазами дикой серны… Восток… Не устоять! За посёлком - берег озера, усыпанный высохшими на ледяном непрекращающемся ветру мумиями и скелетами собак и коров. Весь пейзаж из-за этого кажется нереальным. Вода в озере Каракуль очень холодная и солёная. Само озеро удивительно красиво, а в обрамлении Памирских гор приобретает просто сказочный вид.
Странный характер имеют взаимоотношения Кыргызстана с Памирской частью Таджикистана. Здесь много районов компактного проживания киргизов. А Горный Бадахшан полностью зависит от снабжения по дороге Ош-Хорог, называемой местной “дорогой жизни”. Бадахшан никогда не обеспечивал себя ни промышленными товарами, ни даже основными видами продовольствия. Именно дорога от киргизского Оша (Памирский тракт) была основной магистралью, связывающей Памир с внешним миром . Её восточная часть - от города Ош до города Хорог - проходит по перевалам: Талдык - через Алайский хребет, Кызыл-Арт (4280 м) - через Заалайский хребет, Ак-байтал (4655 м) и Койтезек (4271 м). В результате гражданской войны, когда Бадахшан, как один из участников конфликта на стороне таджикской “исламо-демократической оппозиции” оказался вне влияния Душанбе, дорога, соединяющая Памир с остальной частью Таджикистана, была окончательно перерезана. Однако теперь она вновь открыта и сплошь наводнена грузовиками, если можно назвать сплошным поток в 1-2 машины в час…. Правда, местные жители по-прежнему живут в Горной Республике Бадахшан…а не в Таджикистане… Пробел в географии!
И здесь, в полутораста километрах за пределами Алайской долины, где живут таджики, они называют реку Кизыл-су по-своему - Сурх-об, правда это значит тоже самое: «Красная вода». Еще ниже, в пределах срединного Таджикистана, эта река, уже кофейно-коричневая, шумная и многоводная, называется рекой Вахш… Такая вот география…
Мы забиваемся в постоялый двор, отелем данную лачугу назвать не просто сложно, а кажется, что такое слово случайно обронили проезжающие мимо люди, когда-то увидевшие его на заборе…хорошо еще, не написали другое слово, увиденное на заборе…в другом месте.
Снимаем весь ресторан и весь отель! Цена более чем - все по 5, то ли сомани, то ли долларов, из-за незнания киргизского и таджикского мы понимаем только растопыренные пальцы бабуси… Девчушка куда-то исчезла….это потом мы поняли, что так здесь разводят… когда нам посчитали все по 5! Матрасик-5, чай-5, еще чай-5, суп-5, лепешка-5, еще одна-еще-5, конфеты-5, мед-5, вода-5… по итогу нас же тоже - 5!
Итоговый счет поразил наше воображение! Практически ужинали в приличном ресторане. Пытаясь убедить бабку в несправедливости, опять притихли при появлении все тех же вооруженных людей, которые тоже пришли поесть, но уже не на те деньги, что мы. Совместными усилиями добились, чтобы бабка взяла с нас столько, сколько надо в принципе, как со всех, а не с лохов-туристов.
Вечерело… Краткий экскурс по поселку привел в место, которое обитатели называют - мы вам баню истопим. Это дощатый сарайчик с буржуйкой, земляным полом и теплой водой. Тоже по 5, но можно по 3.
Не решаемся. Всех и так качает от высокогорья. Рома дает какие-то волшебные таблетки, я раздаю витамины…пьем элеутрококк… А это только начало….
Айсалкын, так зовут нашу красавицу, приглашает прогуляться по окрестностям. Она приехала к бабушке, помочь и отдохнуть на каникулы, как на курорт! Учится в Душанбе. Продвинута и современна, но скромна и изящна как настоящая восточная красавица. С местной, но приезжей красавицей мы идем по опустевшему поселку и вдоль берега озера… Романтизм и авантюризм одновременно... Что там думают местные глядя на упитанных и упакованных парней на дорогих мотоциклах? Нам не узнать никогда. Потому что это была настоящая романтическая прогулка. Мы, молодежь из разных стран, вер, мировоззрений разговаривали о людях, о их мыслях, надеждах и любви. Все так просто и понятно в мире, где нет войны…агрессии…алчности…и чистогана.
На мой единственный вопрос об укладе жизни - люди здесь живут ЗАЧЕМ?! Они отвечают - наши предки здесь всегда жили…так есть. И так будет. Восток…
Уже в темноте, потому что оказывается, в поселке давно нет электричества (с тех пор, как ушли пограничники) мы забиваемся спать в наш сарайчик, предварительно установив средства сигнализации и предупреждения.
Ночь беспокойна, какие то движения вокруг дома, разговоры, машины, собаки…спим-волнуемся.
Памир. Начало пути. Памир. Часть 2.
Памир. Части 3,4. Памир. Часть 5.
Памир. Часть 6.
Памир. Часть 7.
Памир. Часть 8.
Памир. Части 9,10.
Памир.Часть 11.
Памир.Часть 12.
Памир.Часть 13.
Памир.Часть 14.
Памир.Часть 15.
Памир.Часть 16.
Памир.Часть 17.
Памир.Часть 18.
Памир.Часть 19.
Памир.Часть 20.
Памир.Часть 21.
Памир.Часть 22.
Памир.Часть 23.
Памир.Часть 24.
Памир.Часть 25.
Памир.Часть 26.
Памир.Часть 27.