Так где же они все?

Aug 16, 2014 15:43

Пару дней назад дочитал книгу Фрэнсиса Крика "Жизнь как она есть" (Life itself). Иногда я читаю одни книги, чтобы уравновесить другие; в данном случае, мне нужно было проверить на прочность гипотезу о повсеместном распространении жизни в Галактике, которую, в частности, отстаивал Саган. Именно эта книга привлекла меня не только неоспоримым нобелевским авторитетом мистера Крика, но и тем, что он с самого начала выстраивает ее, отталкиваясь от "парадокса Ферми". По Википедии, он формулируется так:

"С одной стороны, выдвигаются многочисленные аргументы о том, что во Вселенной должно существовать значительное количество технологически развитых цивилизаций. С другой стороны, отсутствуют какие-либо наблюдения, которые бы это подтверждали. Ситуация является парадоксальной и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны. Как сказал Энрико Ферми: «Ну, и где они в таком случае?»"

image Click to view


Притом, как много мне уже доводилось читать про хиральность, аэробную и анаэробную жизнь, первичный бульон и зону Златовласки, эта книга заставила переосмыслить многие вопросы, которые на первый взгляд кажутся почти решенными современной наукой и свидетельствуют в пользу "множественности обитаемых миров". Так, уже известно, что очень многие звезды, в том числе, сравнительно крупные, обладают собственными планетами (обидно сознавать, что Крик, проживший долгую жизнь, не дотянул всего четыре года до первых изображений экзопланет, а первый "горячий нептун" был открыт всего через месяц после его кончины). Тем не менее, книга Крика, в которой он выступает с обоснованием гипотезы направленной панспермии, заставляет лишний раз задуматься о том, какой огромный разрыв отделяет живое от неживого и даже эукариота от прокариота. Как известно, панспермия - это гипотеза о том, что жизнь путешествует с планеты на планету на астероидах, постепенно "инфицируя" все новые миры бактериями. Ранее мне доводилось читать, что если такой процесс действительно имеет место, то на каждой новой "зараженной" планете запускается эволюция, которая в системе желтой или оранжевой звезды может продолжаться достаточно долго, вплоть до образования разумной жизни.

Однако Крик заставляет поубавить оптимизма. Во-первых, он развивает мысль о том, что если панспермия и происходит, то она, гораздо вероятнее, должна быть "направленной" - некие "Создатели" по объективным причинам (читайте в первоисточнике) отправляют на подходящую планету бактериальный груз - большую популяцию микроорганизмов в специально сконструированном резервуаре, а не разбрасываются бактериями куда попало на жестких и неудобных метеоритах. Вильгельм Оккамский начинает подвывать от такой аргументации, но, всё-таки, я просто передаю. Так вот, именно такой подход к распространению жизни - точечный прокариотный (а еще лучше - эукариотный) десант - кажется наиболее логичным Френсису Крику.
Согласно его аргументации, такие серьезные шаги, как обзаведение митохондриями и тем более хлоропластами, могут быть слишком сложны для анаэробных козявок, которым у меня семья, дети, мне нафиг это не надо и так жилось хорошо. То есть, не исключена действительно парадоксальная ситуация: теплых уютных планет много, теплых гейзеров на них тоже хватает, может быть, есть приливы, как у нас, а жизнь если и существует - то крайне примитивная, страшно боящаяся кислорода. Как бы сказал мой францисканский единомышленник в XVI веке, "Вселенная ждет, пока ее засеют".

В этой книге автор довольно подробно останавливается и на эксперименте Миллера-Юри. Эксперимент, кстати, очень интересный, он призван определить, может ли в первичном бульоне спонтанно образовываться органика. Наливаем неполную колбу теплой воды, добиваемся в ней высокой влажности, делаем атмосферу примерно как на молодой Земле и начинаем пропускать через нее электрические разряды, играющие роль молний. Смотрим, образуются ли в бульоне все незаменимые аминокислоты.

Опять же, Крик не дожил до 2008 года, когда на этот вопрос с очень высокой уверенностью был дан ответ "да", но он, в принципе, достаточно высоко оценивает как сам эксперимент, так и возможность образования разнообразной органики в ходе такой химической эволюции. Но мы опять упираемся в то, насколько сложно органике стать жизнью, и как много факторов должно для этого совпасть. Конечно, есть еще много вопросов, связанных с астроинженерией - а вдруг мы на самом деле наблюдаем следы технической деятельности сверхразумных существ? В любом случае, Крик вполне убедительно  доказывает, что условия на молодой Земле были вполне приемлемы для образования первичного бульона, но очень неблагоприятны для развития собственной жизни "с нуля".

Я пока еще обдумываю те огромные вопросы, которые поставила передо мной эта книга, но мысль о целенаправленном "засевании" благоприятных для жизни миров кажется очень заманчивой, хотя она и продиктована фактической невозможностью пилотируемых звездных экспедиций (с существующим уровнем энергетики и технологий, а также без чит-кодов к эйнштейновской теории относительности). Очень жаль, если парадокс Ферми и сагановские поиски "Контакта" разрешаются банально: "да нету тут никого!". Но Крик также оставляет нам еще одно важное указание: вероятно, гипотетические Создатели посылали не один бочонок с бактериями, посылали к разным планетам, и "инфицирована" была не только Земля. В таком случае, если мы и встретим иную жизнь, то она может оказаться нам близкой как минимум по ДНК, а может быть, и по "высокоуровневым" показателям. Так что, даже при очень туманной перспективе найти братьев по разуму, остается надеяться найти братьев по генетическому коду.

Ну и последнее. 88 лет - мало! Все вышеизложенное это доказывает. Люди, если генофонд позволяет, старайтесь жить еще дольше, причем разменивать 10-й десяток с ясной головой и доброй памятью... как много успевает произойти за три-пять лет, даже если для кого-то они - глубокая старость.

книги, challenge, жизнь, наука, космос

Previous post Next post
Up