Сейчас перевожу такую простенькую иллюстрированную энциклопедию по химии. Но книга уже очень нравится многочисленными фактологическими ремарками автора, многие из которых проходят в выносках, для любознательных, так сказать. Один из примеров мне особенно понравился, он показывает, насколько разные ассоциации, следствия и практическое применение можно вывести из, казалось бы, совсем не сложного открытия. Дело в том, что магнитные свойства железных руд были открыты и в Греции (пастушьи сандалии
прилипали к камням), и, как пишет мой автор, в Индии. Индийцы знали об этих свойствах уже к V веку до нашей эры и применяли магнит в хирургии для извлечения железных осколков из ран. А если учесть, что (по сведению моего же автора) навигационные свойства магнитной стрелки стали активно использоваться лишь к XI веку нашей эры, можно себе представить, как бы они удивили индийского врача времен Христа, точно знавшего, для чего нужен магнит, и какая огромная пропасть пролегает между хирургией и навигацией.
В XVI веке жил итальянский математик Николо Тарталья (1499-1557), пытавшийся разработать теорию беспроигрышной азартной игры. Он одним из первых в Европе смог начертить
вот эту схему, позже получившую известность, как "Треугольник Паскаля". Далее - цитата еще из одной переведенной мной книги, которая пока не опубликована: "...использовал треугольник для расчета количества вариантов, в которых кости могут дать конкретное общее число очков. Он напечатал работу об этом треугольнике лишь в 1556 году, но знал о его существовании гораздо раньше. И действительно, он вспоминал, что открыл этот треугольник в ночь с Покаянного Вторника на Пепельную Среду в 1523 году, будучи в Вероне. Однако, нет никаких сомнений, что материальная выгода от использования секретного метода определенно перевешивала возможную славу, которая могла бы достаться математику после публикации такого открытия"
Действительно, давайте радоваться, пока мы живы ))). А опубликовать-то успеем.
Такое непосредственное отношение к науке и стремление использовать большую королевскую печать по наиболее очевидному назначению (колоть ею орехи), неизменно вызывает у меня улыбку, хотя умом я и понимаю, что ученый должен побеждать в человеке читера. Но второй факт также напоминает о том, что якобы универсальное свойство той или иной системы может впервые найти применение в довольно неожиданном контексте.