Секты в исламе - попытка разобраться

Aug 05, 2020 08:59

Обсуждение в интернете особенностей ислама с приверженцами различных религий, не имеющих фундаментальных знаний об исламе и цельного понимания нашей религии, побудило меня опубликовать эту работу, сократив длинноты и исключив слишком специальные моменты. Надеюсь что френды, вступившие со мной в полемику относительно особенностей религий, оценят этот текст и он будет для них полезен.



Разделение мусульман на течения началось спустя 23 года после смерти Пророка ﷺ, в эпоху правления халифа 'Али ибн Абу Талиба (р.а.). Однако, появлению первой мусульманской секты предшествовала эпоха массового отхода некоторых арабских племен от Ислама, а также появление и деятельность лжепророков, претендовавших на власть, авторитет и положение Посланника Аллаха ﷺ.

Шииты (شيعة; [шӣъа] - приверженцы, последователи) - секта, именующая себя «направлением Ислама», объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммада ﷺ.
Это название, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ.

Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам - назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада ﷺ Фатимы р.а., а не выборным лицам - халифам.

И. П. Петрушевский считает, что шиизм сложился в религиозное течение в промежуток времени от гибели Хусаийна в 680 году до утверждения у власти династии Аббасидов в 749/750 году [Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966].
В начале IX века, вероятно, появляется название имамиты (ал-имамийа), другое название которых иснаашариты (ал-исна’ашарийа). Шииты делятся на две крупные группировки: Умеренные шииты (шииты-зейдиты и шииты-имамиты) и крайние шииты (исмаилиты, алавиты и др.).

Шииты-зейдиты - приверженцы т.н. «умеренного» шиизма, наиболее близкая из шиитских сект к вероучению ахлю-с-сунна уаль джмаъа (суннитскому). Основателем зейдизма считается внук имама Хусейна - Зайд ибн 'Али. Зейдизм как идеология получила распространение в Ираке, Иране и на Аравийском полуострове. Зейдиты создали свое государство (государство Идрисидов) в Марокко, а также, на протяжении тысячи с лишнем лет, зейдиты являлись единоличными правителями Йемена где их имамы правили до революции 1962 года. Зейдизм как политическое явление возникло в восьмом веке, когда Зейд ибн 'Али решил с боем вернуть потомкам 'Али право на власть в мусульманском государстве. По своим богословским взглядам зейдиты близки к муътазилитам, однако зейдиты, в отличие от остальных шиитов, не признают шиитских идей о «скрытом» имаме и не практикуют «такия» (скрывание своей веры из благоразумия) [Islam-Today]

Вахабиты
В настоящее время в Российской Федерации распространилось движение вахабитов, или квазисалафитов (самоназвание секты - саляфиты). Слово «саляфиты» происходит от арабского термина «саляф» (праведный предок), под которым подразумеваются мусульмане первых поколений, т.е. сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ (сахаба), их последователи (табиъины), затем их преемники (табиъу-т-табиъины). Т.е. последователи этого течения считают себя приверженцами пути этих предшественников, т.е. последователями чистого ислама, при этом остальные мусульмане, по их мнению, являются еретиками, отклонившимися от правильного ислама. При этом основатели данного движения никаким образом не принадлежат к первым поколениям последователей пророка ﷺ , а являются современниками более поздних поколений мусульман (халяфов).

Основоположником учения является Ибн-Таймия (1263 - 1328 гг.), выходец из суфийского тариката, оригинальный мыслитель и правовед ханбалитского мазхаба суннитского ислама. Практическое распространение учения произошло лишь в двадцатом веке, после образования самопровозглашённого государства Королевство Саудовская Аравия и появления движения вахабитов, которое возглавлял первый король КСА - 'Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Ас Сауд. Основатель вахабизма, распространившегося в РФ направления квазисаляфизма (таймийзма) - Мухаммад ибн 'Абдулваххаб ат-Тамими (1703-1792).

Данная секта несёт на себе ответственность за разрушение Османского Халифата, идеологию вахабизма следует рассматривать как разновидность арабского национализма, отвергавшего тюркское лидерство в исламском мире и боровшегося против него. Большую роль в укреплении и международном признании вахабизма сыграла Британская империя, агенты которой вытащили эту непопулярную среди мусульман идеологию из чулана истории, вооружили ею дикое бедуинское племя, возглавляемое Ас Саудом, добавили денег, современного оружия, боеприпасов и, изрядно расшатанный коррупцией и неравенством, Османский халифат погиб после отделения от него арабских территорий. Политическую доктрину Британии по отношении к мусульманам сформулировал незаконнорожденный сын англо-ирландского дворянина Томаса Чэпмена - Томас Эдвард Лоуренс, известный как Лоуренс аравийский. В своём докладе, предназначенном для управления британской разведки и озаглавленном “Политика Мекки” 1916-го года. Он написал: “Наши главные цели: уничтожение исламского единства, победа над Османской империей и её разрушение. Если мы поймём, каким образом нам следует работать с арабами, то они будут пребывать в постоянной политической анархии внутри маленьких, враждующих друг с другом государств, которые не будут способны сплотиться друг с другом”.

Алёна Дубровина, в статье “Англичанин, который создал ваххабизм и исламский терроризм”, писала: “В 1915-м английский шпион Лоуренс стал военным советником принца Фейсала, который стал лидером освободительной войны объединенных арабских племен против Османской империи”. [Экспресс газета, 19/02/2018] В честь Т. Э. Лоуренса была названа награда - Памятная медаль Лоуренса Аравийского - которая вручается с 1935 года Британским Королевским обществом по делам Азии (англ. Royal Society for Asian Affairs).

Таким образом, на примере вахабизма, мы можем видеть, как злейшие враги ислама спонсируют секты, разваливая ислам изнутри, побуждая верующих и искренних мусульман направлять свои силы и свою волю не на борьбу с джахилией внутри самих себя, не на создание образа верующего и благочестивого человека, за которым могли бы последовать люди, пребывающие в религиозном невежестве - джахилии. Они тратят свой пыл на соперничество и борьбу с мусульманами, отвлекая на себя ресурсы, которые могли бы быть потрачены на службу исламской умме.

«Братья-мусульмане» наиболее влиятельной исламская организация в современном мире. Основанная в Египте в 1928 г. школьным учителем Хасаном аль-Банной, группа пропагандирует распространение ислама одновременно как способ личностного развития и широких социальных реформ. Будучи изначально религиозной общественной организацией, «Братья-мусульмане» быстро политизировалась. Идеология призывает к созданию государства, основанного на шариате. Девиз группы «Ислам - это решение» отражает систематическое применение ислама во всех сферах жизни. Группа обеспечила идеологическую базу для другого известного движения: «Джамаат-и Ислями».

К 1950-м гг. режим 'Амаля 'Абдель Насра (Джамаль 'Абд ан-Наср) в Мисре (Египте) увидел в политической версии ислама «Братьев-мусульман» главную угрозу безопасности египетского государства и подозреваемые члены группы были посажены в тюрьму, а в некоторых случаях и подверглись пыткам. В последние десятилетия правительства других стран, где развивалось данное движение, включая Сирию, Ирак и Тунис, начали принимать похожие меры против «Братьев-мусульман», заставив многих членов группы искать убежища во Франции, Германии, Швейцарии, Великобритании и других странах Европы. К 1980-м гг. многие эмигранты, примкнувшие к «Братьям - мусульманам» начали работу в различных европейских государствах по созданию постоянных организаций. Позже европейские группы стали адаптироваться к программам и приоритетам условий в европейских странах. В результате образовались крупнейшие мусульманские организации: Union des Organisations Islamiques de France (Союз французских исламских организаций, осн. в 1983г.), Islamische Gemeinschaft in Deutschland (исламское сообщество Германии, осн. В 1982 г.), Ассоциация Мусульман Британии (осн. в 1997 г.) и Ligue Islamique Interculturelle de Belgique (Межкультурная Исламская Лига Бельгии, осн. в 1997 г.).

Связанные с «Братьями-мусульманами» лица всегда вызывали повышенный интерес спецслужб, например, когда делали антисионистские высказывания, поддерживали случаи взрывов смертников в Израиле или были вовлечены в сбор пожертвований для групп, связанных с группой Хамас. Западные СМИ поднимали вопросы о возможной связи между филиалами «Братьев-мусульман» на Ближнем Востоке и глобальным терроризмом. В 2003 году Верховный суд РФ признал организацию террористической и запретил ее деятельность на территории РФ. Это было связано с финансовыми потоками, которые поступали к боевикам на Кавказе. В декабре 2013 года после путча в Египте организация была объявлена террористической новым правительством страны, после того, как партия «аль-Ихван аль-муслимун» получила 40% голосов на выборах после событий «арабской весны» в декабре 2011 года и около года правила в стране во главе с Мухаммадом Мурси (да примет Аллах его шахаду). На улицах городов Египта между военными и сторонниками «Братьев-мусульман» произошло кровопролитие. Эта организация была запрещена снова, как при 'Амале Абдель Насре, а ее активисты арестованы. В марте 2014 года организацию признали террористической в Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейне.

Признаки, указывающие на радикальность тех или иных течений, направлений, и на их социальную опасность:

1. Претендование на свою «единственность», «эксклюзивную правильность» и нетерпимость к мнению других

Аллах говорит в Куръане (сура Верующие)
23:52.

وَإِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاتَّقُونِ

Мы также сказали посланникам, чтобы они передали своим общинам: "Эта религия, с которой Я вас послал - единая религия своим вероучением (истинной акыдой) и основами шариата (религиозными законами), и вы - такой же народ, как и предыдущие поколения. Среди вас есть те, кто, уверовав в Господа, пошёл по прямому пути, и те, кто, не уверовав, впал в заблуждение. Поистине, Я - ваш Господь, и Я повелел поклоняться Мне. Бойтесь Моего наказания, если вы не повинуетесь!"
23:53.

فَتَقَطَّعُوا أَمْرَهُم بَيْنَهُمْ زُبُرًا كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ

Но люди разошлись во мнении относительно истинной веры. Среди них были те, кто уверовав, пошёл по прямому пути, и те, кто не уверовав, впал в заблуждение и стал рабом своих страстей и прихотей. И так они раскололи религию на толки и разделились на различные враждебные группировки. Каждая группа ликует от того, чему она следует, думая, что это единственно истинная вера.
23:54.

فَذَرْهُمْ فِي غَمْرَتِهِمْ حَتَّى حِينٍ

Оставь, о Мухаммад, нечестивцев пребывать в невежестве и заблуждении, - ведь ты их увещевал, - до времени, определённого Аллахом для их наказания.

30:31.

مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَاتَّقُوهُ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ

Обратитесь с покаянием к Аллаху и делайте то, что Он заповедал вам делать, и отклонитесь от того, что Он запретил вам делать, совершайте обряд молитвы по часам и не будьте в числе многобожников, которые поклоняются другим богам наряду с Аллахом,
30:32.

مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ

которые внесли раскол в свою религию и разошлись во мнениях относительно своей веры и религии и таким образом разделились на партии. И каждая партия радуется тому, во что она верит, думая, что она права.

2. Покушение на жизнь или имущество других людей. Убийство на почве религиозной нетерпимости

Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
«Будьте братьями [не теряйте человечность, ощущение общечеловеческого родства, «все вы - дети Адама, а он - сотворен из земли»].
Мусульманин (человек, покорный Богу) является братом мусульманину - (1) не притесняет его, (2) не презирает его (не пренебрегает им) и (3) не оставляет его без помощи и поддержки (не бросает на произвол судьбы)!»
5:32.

مِنْ أَجْلِ ذَلِكَ كَتَبْنَا عَلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنَّهُ مَن قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الْأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعًا وَلَقَدْ جَاءَتْهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ

По причине того, что агрессивность и стремление угнетать других характерны для некоторых людей, Мы предписали сынам Исраила убивать агрессора, потому что, кто убил душу не как возмездие за душу и не за порчу и нечестие на земле, тот как бы убил всех людей и навлечёт гнев Аллаха, и будет наказан Им. А тот, кто эту душу сохранит, тот как бы всех людей убережёт от смерти, потому что он таким образом сохранит души других невинных людей и заслужит великую награду от Аллаха…

3. Принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших

В современных реалиях порой это проявляется радикальностью взглядов, некоей революционной настроенностью стоять за «правое дело», когда человек, практикуя отдельные религиозные постулаты в трактовке того или иного течения (секты), противопоставляет себя всем и вся, ищет «куфр» (безбожие) или «нифак» (лицемерие) во всех несогласных с ним и группой его единомышленников. А ведь если говорить о Коране и Сунне, об их смыслах и наставлениях, то верующий человек должен быть очень последовательным в своих суждениях и крайне осторожным в обвинении другого в чем-то плохом, в навешивании ярлыков. Верующий ищет в другом веру и призывает к ней мудростью и благородностью своих поступков.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал:

«Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он согласился с ее основными постулатами и хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров]».
Также заключительный Божий посланник ﷺ подчеркивал:

«Верующий не может быть порочащим (поносящим, дискредитирующим), проклинающим, грубым (непристойным, неприличным), ругающимся и похабным». Хадис от Ибн Мас‘уда; хадис № 7584, «сахих» [ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр]; хадис № 1982, «хасан».[ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи].
4. Разжигание военных противостояний из-за религиозной нетерпимости, нарушение мирной жизни в обществе
2:190.

وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ

Богобоязненность проявляется в перенесении трудностей во имя Аллаха и в послушании Ему. Сражение с врагами Аллаха трудно. Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами. Ведь вам разрешается сражаться с теми, кто на вас наступает, но не начинайте сами наступления и не убивайте того, кто не сражается против вас. Не преступайте дозволенных границ. Аллах не любит агрессивных!
В своей последней проповеди пророк Мухаммад ﷺ сказал:

«Кто будет жить после моей смерти [во все последующие века вплоть до Конца Света], тот станет свидетелем многих разногласий [миллионам, миллиардам, а тем более всему человечеству враз сложно будет прийти к единому мнению]. Обязанность ваша - это моя сунна [путь, направление; именно достоверные мои высказывания и наставления будут способствовать вашему сплочению, помогут идти по жизни сообща] и сунна [четырех] праведных халифов, которые будут [руководить вами, станут хорошим наглядным примером мусульманского благородства и благочестия] после меня. Следуйте этому [направлению, этим наставлениям и образцам], насколько возможно».

Таким образом можем зафиксировать:
«Секта» с точки зрения Ислама - это выход из сунны пророка ﷺ, его сахабов, джамаъата (сообщества) мусульман. Противоречие сунне в основе и/или во многих вопросах религии.

Отличительными чертами сект являются:
1. Претензии на «единственность», «исключительную правильность» и нетерпимость к мнению других;
2. Покушение на жизнь и/или имущество других людей. Убийства на почве религиозной нетерпимости;
3. Принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших;
4. Разжигание военных противостояний из-за религиозной нетерпимости, нарушение мирной жизни в обществе;

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на зарождение течений и различных сект, явились политические события. Мухаммад ﷺ выстроил модель общественного устройства, опираясь на ключевые принципы Куръана, а также учитывая политически-административные традиции арабского общества того времени. Перед своей смертью он никого не назначил преемником. Мусульмане, вынужденные продолжать жизнь без пророка ﷺ, испытали огромные трудности. Со смертью досточтимого Пророка ﷺ родоплеменное мировоззрение времен джахилии вновь начало проявляться в общественных и политических событиях. Досточтимый Абу-Бакр, да будет доволен им Аллах, был избран халифом в результате прямых выборов, а уже досточтимый ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был назначен на должность Абу-Бакром. Досточтимый ‘Умар приказал выбрать халифа из шести претендентов, удостоенных при жизни джаннатом. Таким образом мы можем заключить, что время правления четырех праведных халифов явилось адаптационным периодом для мусульманского государства к существованию без посланника Аллаха ﷺ. Одним из важнейших выводов, которые необходимо извлечь из споров по поводу выбора досточтимого Абу-Бакра халифом, это то, что, в конце концов, все решилось согласно арабской традиции и соблюдению паритета племенных взаимоотношений. Другим важным выводом может стать следующий: первые мусульмане были убеждены, что выбор халифа является «человеческим» приоритетом. Однако позднее вопрос имамата продолжил быть предметом полемики. Шииты утверждали, что Абу-Бакр стал халифом под влиянием ‘Умара а на самом деле право быть халифом принадлежало ‘Али, да будет доволен Аллах ими всеми. С приходом к власти досточтимого ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, исторические родоплеменные отношения арабов проявились вновь. Еще до того, как ‘Усман стал халифом, когда ‘Умар собрал совет, и ‘Али с ‘Усманом разошлись во мнениях, некоторые люди начали утверждать, что если халифом станет ‘Усман - они не примут это, другие же наоборот - если халифом станет ‘Али - они отвергнут его. Когда же халифом стал ‘Усман, Бану Умаййа начали думать, что они вновь обретают утраченное влияние. Назначение ‘Усманом на государственные посты людей из окружения своих родственников породило сильную реакцию. Образ жизни представителей рода Бану Умаййа, некоторые действия наместников по прихоти, старость ‘Усмана и, отчасти, его приход после ‘Умара, - все это стало предпосылкой подрыва авторитета, утраты опоры в Медине и, в конечном итоге, к убийству ‘Усмана [Шагавиев, Д.А. Исламские течения и группы: Учебное пособие / Дамир Шагавиев. - Казань, 2015. - 336 c.].

Муъавийя, прикрываясь требованием возмездия за кровь ‘Усмана, призвал массы к восстанию против ‘Али. На самом деле данный политический шаг Муъавийи являлся не чем иным, как новым проявлением исторического противостояния между родами Бану Умаййа и Бану Хашим. Большинство ахлю-с-сунна уаль джамаъа считали, что Муъавийа был не прав, выйдя против ‘Али, однако это было его иджтихадом, т.е. Муъавийа пытался добиться справедливости и считал свой выход или неподчинение ‘Али верным в сложившейся ситуации. По версии некоторых историков, особенно противников омейядов, Муъавийя, скрывая жажду власти под призывами к возмездию за кровь ‘Усмана, таким образом пришел к власти. Поступок Муъавии привел мусульман к противостоянию в битве при Сыффине. Во время битвы сторонники Муъавии водрузили свитки Куръана на острия своих копей и требовали, чтобы ‘Али, да будет доволен им Аллах передал решение конфликта шариатскому суду, тем самым произошла подготовка события под названием «третейский суд». В результате «третейского суда» мы наблюдаем появление новой секты, которые получили название хариджитов. Все эти события стали впоследствии действенными причинами возникновения новых мазхабов и появления очень многих проблем, к которым прежде всего необходимо отнести: вопрос большого греха, вопрос имамата, связь между вероубеждением и действием и вопрос веры в предопределение. Политические споры, возникшие в том периоде, стали причиной определенных позиций различных мазхабов.

Отдельно стоит упомянуть деструктивные реакционные секты, культивирующие трайболизм. Следствием воздействия деструктивных культов является разрушение личности человека, семейных и родственных отношений, подрыв физического и душевного здоровья, что, как правило, приводит к социальному отчуждению [Ибрагимов В. И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2001]. Участник организации лишается способности самостоятельно принимать жизненно важные для себя решения, отдавая добровольно роль «ведущего» лидеру своей организации и тотально теряя способность ориентироваться в жизненных ценностях [Касьянов В. Е. Эволюция религиозности в постсоветской России. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. философских наук. Ростов-на-Дону, 2005], он оторван от социальной практики, от исторических, социальных, культурных традиций общества, все его функции (информационная, ориентировочная, творческая, регулятивно-управленческая и оценка явлений действительности) находятся под контролем культа [Воропаев Д. Н. Онтологические основания концепций религиозного нетрадиционализма. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Москва, 2004], вплоть до потери адептом способности к осознанно-волевому поведению (юридический критерий невменяемости), либо значительного ограничения избирательности поведения [Воробьёва И. Б. Термин «секта» и его использование в юриспруденции. // Вестник Саратовской государственной академии права: научный журнал. - 2010. - № 3(73)]. Член тоталитарной секты нередко не только враждебен к социуму, но и способен на самые тяжкие преступления по отношению к нему [Ибрагимов В. И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2001].

Мы вынуждены констатировать, что в эпоху, когда идёт война глобальной исламофобии, исламоненавистнической корпорации с исламом, создание новых сект, слияние и поглощение сект существующих, является одним из самых лукавых и опасных средств борьбы с исламом, как с идеологией мира и стабильности. После распада Османского халифата под мощным воздействием извне, у мусульман, как части общества, живущего на планете Земля, отсутствует единый центр принятия решений. Отсутствует юридическая база, на которую мусульмане могли бы опереться в спорах со своими оппонентами. Часть государств, населённых преимущественно мусульманами, будучи геостратегическими союзниками северо-атлантических стран, проводящих исламофобскую политику осознанно, последовательно и цинично, ведут планомерную подрывную работу среди мусульман, являющихся меньшинством в странах, населённых атеистами, христианами, иудеями и язычниками. Легко находя общий язык с правительствами северо-атлантических стран, страны, на государственном уровне поддерживающие идеологию вахабизма (квазисаляфизма), оказывают обширную финансовую помощь учебным заведениям и учёным, призванным бороться за единство уммы и обличать раскольнические идеологии, насаждаемые в мусульманское сообщество извне, как это произошло с националистическими движениями, прикрывающие свои сепаратистские националистические цели знаменем шиизма, квазисаляфизма, либо борьбы за исламское государство.

Как отмечает автор портала islam.ru Алиасхаб Мурзаев, важнейшим отличительным признаком секты является так называемый религиозный «маркетинг», характеризующийся постоянной вербовкой новых последователей, расширение сети небольших групп, подчинённых доминирующей в том или ином регионе, который в свою очередь подчинён более высокому органу управления, и так далее до самых верхов, о которых мало кто знает.

Иными словами, секта имеет свою внутреннюю иерархию, где на самом верху пирамиды находятся организаторы, а в самом низу - многочисленные последователи. Посредством слепого следования за основателями секты, рядовые последователи - по собственной воле выступают распространителями этих ложных учений. Необходимо отметить и то, что ярых последователей той или иной секты нередко отличают положительные черты характера, искренность, добродушие. Такое происходит, когда секта паразитирует на альтруистических чувствах людей, на их душевных переживаниях, личной неустроенности и т. д. Она как бы создаёт некую иллюзию семьи, семейного счастья, иллюзию заботы, взаимопомощи, сочувствия... большинство из последователей религиозных сект являются жертвами психотравмирующих обстоятельств; в их жизненном опыте, как правило, можно проследить тяжёлые периоды. Обычно такие люди начинают искать помощи и поддержки, но, к сожалению, довольно часто на их пути встречаются вербовщики секты, дающие им иллюзию сочувствия и соучастия. Таким образом, получается, что в рядах секты оказываются люди, чьё психологическое и психическое здоровье изначально было подорвано. Механизм привлечения новых сектантов построен по принципу «угадывания» желаний и базовых опасений потенциальных жертв. Для вербовщиков (сами они часто слепо верят, что ими движут мотивы «поиска истины и справедливости») важно привлечь внимание простым вопросом, который направлен на нереализованные желания. К примеру, некий молодой человек, чувствующий притеснения со стороны сверстников, в своих мыслях негодующий на несправедливость и собственную неудачливость, легко покупается на вопрос: «Как Вы считаете, возможны ли между людьми справедливые отношения?» Дело в том, что подобным вопросом уже неоднократно задавался он сам и пытался найти на него ответ - или, по крайней мере, человека, тоже думающего об этом. В такой ситуации может легко завязаться непринуждённая беседа, всё больше и больше увлекающая будущего члена секты. Далее уже он сам будет ходить по улицам, раздавая всевозможные брошюры и задавая вопросы, которые в своё время были заданы ему.

Когда речь идёт о тоталитарных сектах, идеология которых предусматривает насилие и террор, каждый новый адепт поглощается сектой под лозунгами, которые бесспорны для малообразованных мусульман. Их снабжают толкованиями аятов и хадисов, которые вырезаны из контекста и прямо противоречат содержанию основного текста. Здесь на авансцену выходят сектантские «учёные», авторитет которых в сектах не подвергается ни малейшей критике и сомнению. Противоречие таким авторитетам часто означает объявление противоречащего вероотступником и жизнь человека усомнившегося в авторитете сектантских проповедников подвергается большой опасности. В некоторых сектах практикуется подобие шариатского суда, выносящего смертные приговоры «муртадам», не желающим больше жить по законам секты и среди его бывших единомышленников находятся фанатики, желающие примерить на себя роль палача.
Член тоталитарной секты нередко не только враждебен к социуму, но и способен на самые тяжкие преступления по отношению к нему.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) Секты, ставящие перед собой цель вовлечь мусульман в свою деятельность, часто структурированы по националистическому признаку (шииты, квазисаляфиты);
2) Существуют секты сформированные по интернациональному принципу (Джамаъат ад-даъва ва-т-таблиг) ;
3) и секты поменявшие националистические приоритеты на приоритеты интернациональные (Хизб ут-Тахрир);
Мусульмане, ставшие участниками националистических движений в исламе, вступают в своей деятельности в противоречие с айятами Аль-Куръана:

وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَى شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ

(псп):
3:103 Держитесь все вместе за религию Аллаха, не разделяйтесь и помните милость Аллаха к вам: ведь до ислама вы были врагами друг другу, а Он сблизил ваши сердца благодаря исламской религии, и вы стали братьями, любящими друг друга. Вы были неверными и разделёнными - на краю пропасти геенны огненной, а Аллах спас вас оттуда, направив вас по прямому пути ислама. Такими прекрасными знамениями Аллах объясняет вам путь к благу, чтобы вы продолжали идти по Его благочестивому пути.

И сунной пророка ﷺ , сказавшего (псп):
“О люди! У вас один Бог и один прародитель (Адам). Араб ничем не лучше неараба, а неараб ничем не лучше араба. Белый ничем не превосходит черного, а черный ничем не превосходит белого, кроме как в благочестии.” (Ахмад)

Мы должны со скорбью признать, что отход от данных принципов разрушает бренную жизнь мусульманина, заставляя его прятаться и бояться, и наносит ущерб его вечной жизни, поскольку не каждый участник секты сумеет вовремя осознать свои заблуждения и совершить тауба (покаяние).

Деятельность сект наносит ущерб не только самим участникам сект, но умме пророка ﷺ , что мы ясно видим на примере секты квазисаляфитов, действия которой явились одной из причин гибели Османского Халифата, исчезновения государственного пространства, управляемого законами шариата, повлекли целую череду войн между мусульманами и гибель сотен тысяч мусульман в этих конфликтах и терактах, инспирированных часто не мусульманами, а сторонними силами, управляющими руководителями сект.

заблуждения, мнение, шариат, книжки, история, диалог, исламофобия, мозговеденье, islam, таухид, business, Куръан

Previous post Next post
Up