13 ноября 1843 года 25-летний служащий Министерства иностранных дел и начинающий литератор Иван Тургенев был представлен гастролировавшей в России 22-летней оперной певице Полине Виардо.
Иван Тургенев.
Эта встреча, навсегда изменившая жизнь писателя, произошла, как позже вспоминала сама Полина Виардо, в доме поэта и преподавателя литературы, майора А. Комарова:
«Мне его представили со словами: «Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт».
По словам самого Тургенева,
«с той самой минуты, как я увидел ее в первый раз, с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину».
Портрет Полины Виардо, 1844 год. Художник - Соколов П.
Это чувство писатель пронес через всю жизнь, несмотря на то, что Полина была замужем, и ему приходилось всю жизнь находиться, как он сам говорил, «на краю чужого гнезда».
Как рассказывается в воспоминаниях жены известного журналиста Ивана Панаева - Авдотьи Панаевой, Тургенев был настолько покорен примадонной, «что громогласно всюду и всем оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о чем другом не говорил, как о Виардо, с которой он познакомился».
(цитируется по кн.: Авдотья Панаева. «Воспоминания». Изд. «Захаров», Москва, 2002 г., гл. 6).
Однако хоть как-то приблизиться к своему предмету обожания молодому и на тот момент небогатому (из-за ссоры с матерью он вынужден был буквально жить на одну зарплату и постоянно одалживать деньги) Ивану Сергеевичу было непросто. Ведь Полина Виардо была всегда окружена поклонниками и избалована мужским вниманием, несмотря на то, что была настолько некрасива, что, например, Генрих Гейне сравнивал ее внешность с «экзотическим и чудовищным пейзажем».
Полина Виардо. Гравюра.
«Виардо отлично пела и играла, но была очень некрасива, особенно неприятен был ее огромный рот. В типе ее лица было что-то еврейское; хотя Тургенев клялся всем, что она родом испанка, но жадность к деньгам в Виардо выдавала ее происхождение»,
- делится своими впечатлениями Авдотья Панаева.
Полина Виардо в опере "Орфей".
В первый год знакомства Тургенева с Виардо, по ее словам, из рассказов его и других лиц, которые бывали у Виардо, видно было, что она не особенно была внимательна к Тургеневу:
«В те дни, когда Виардо знала, что у нее будут с визитом аристократические посетители, Тургенев должен был сидеть у ее мужа в кабинете, беседовать с ним об охоте и посвящать его в русскую литературу. На званые вечера к Виардо его тоже не приглашали. После получения наследства в 1851 году Тургенев приобрел право равенства с другими гостями в салоне у Виардо. Зато сначала как дорожил Тургенев малейшим вниманием Виардо! Я помню, раз вечером Тургенев явился к нам в каком-то экстазе.
- Господа, я так счастлив сегодня, не может быть на свете другого человека, счастливее меня! - говорил он.
Приход Тургенева остановил игру в преферанс, за которым сидели Белинский, Боткин и другие. Боткин стал приставать к Тургеневу, чтобы он поскорее рассказал о своем счастьи, да и другие очень заинтересовались. Оказалось, что у Тургенева очень болела голова, и сама Виардо потерла ему виски одеколоном. Тургенев описывал свои ощущения, когда почувствовал прикосновение ее пальчиков к своим вискам. Белинский не любил, когда прерывали игру, бросал сердитые взгляды на оратора и его слушателей и, наконец, воскликнул нетерпеливо:
- Хотите, господа, продолжать игру или смешать карты?
Игру стали продолжать, а Тургенев, расхаживая по комнате, продолжал еще говорить о своем счастьи. Белинский поставил ремиз и с сердцем сказал Тургеневу:
- Ну, можно ли верить в такую трескучую любовь, как ваша?».
Однако, видимо, каждый переживает и выражает свои чувства по-своему, а лучшая проверка на их прочность - это время…
Почти через 10 лет, после своих первых гастролей в Россию, весной 1853 года Полина Виардо опять приехала на гастроли в Петербург и Москву, и 22 марта 1853 года верный своему чувству Тургенев с чужим паспортом приехал тайно из Спасского (где находился в ссылке с весны 1852 года) в Москву, где Виардо давала два концерта.
Портрет Полины Виардо, 1842 год. Художник - Нефф Т.
Портрет Полины Виардо. Художник Томас Райт.
По свидетельству Авдотьи Панаевой, к этому времени Полина Виардо «уже потеряла свежесть своего голоса, а о наружности нечего и говорить: с летами ее лицо сделалось еще некрасивее»:
«Публика принимала ее холодно. Однако Тургенев находил, что Виардо гораздо лучше стала петь и играть, чем прежде, и что петербургская публика настолько глупа и невежественна в музыке, что не умеет ценить такую замечательную артистку».
Полина Виардо.
Как пишут исследователи творчества и биографии писателя, после «рокового» знакомства с Виардо, Тургенев дважды пытался наладить свою семейную жизнь, но образ Виардо затмевал собой всех женщин, которых встречал он на своем пути.