6 июня (18 нов. ст.) 1880 года в Москве был открыт первый в России памятник «первому поэту» -Александру Сергеевичу Пушкину, хотя идея о его создании вынашивалась с момента трагической гибели поэта - в течение 43 лет.
Возвращение на родину
В Москве Пушкин родился, в Москве венчался, поэтому и местом установки первого памятника тоже стала Москва. По воспоминаниям современников, 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, множество людей спешило на Страстную площадь. Они заполнили соседние улицы, бульвары, теснились у окон, на балконах. К специально сооруженным трибунам шли и шли делегации. Так Москва торжественно открывала памятник Пушкину. Как еще накануне торжественного события сообщал в письме Федор Достоевский, окна домов, окружающих площадь, сдавались внаем по 50 рублей, кругом устраивались деревянные эстрады для публики тоже за непомерную цену.
«Упала скрывавшая памятник поэта холстина,- писал Глеб Успенский,- и перед всеми собравшимися на площади зрителями явился простой, умный, с внимательным умным взором образ Пушкина».
День закончился концертом: оркестр под управлением Николая Рубинштейна исполнил увертюры из опер «Руслан и Людмила» Михаила Глинки и «Русалка» Александра Даргомыжского.
Открытие памятника
«Вышло неожиданно хорошо,- вспоминал Иван Аксаков, - переросло всякие чаяния и стало истинным событием в историческом развитии русского общества, великим актом нашего народного самосознания, новою эрою, поворотным пунктом для наших молодых поколений».
Пушкинские празднества длились 4 дня. 6 июня, после торжественной церемонии открытия памятника, в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Николай Тихонравов и Василий Ключевский. В течение трёх последующих дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Иван Тургенев, Федор Достоевский, Иван Аксаков и другие деятели культуры.
Выступали известные писатели и поэты. Особенно сильное впечатление произвели на слушателей речи Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и И. С. Тургенева. Они подчеркивали непреходящее значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
«Мы будем надеяться,- писал Иван Тургенев, - что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!.. Будем же надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа... станет понятно, что значит это имя: Пушкин».
На выставке, открытой в Дворянском собрании, впервые были представлены личные вещи Пушкина, его прижизненные портреты, рукописи, портреты его современников. Впоследствии эта первая пушкинская выставка заложила основу музея поэта.
Установили с третьей попытки
В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Александру Опекушину, бывшему крепостному крестьянину села Свечино Ярославской губернии. «Вольную» он получил лишь в 1859 году, перед поступлением в Императорскую академию художеств. Кроме проекта Опекушина в конкурсе участвовали работы таких маститых мастеров как Михаила Антокольского, Пармена Забелло, Ивана Шредера.
Одна из газет по этому поводу писала:
«Чему же учат в Академии художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин?».
Таким образом, можно сказать, что памятник народному поэту создавался скульптором из народа и на народные деньги (средства на него собирались по подписке, так как правительство профинансировать проект отказалось) Последующие 5 лет ушли на изготовление модели скульптуры (Опекушин создал их около 30-ти прежде чем пришел к окончательному варианту), отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж.
Изначально памятник предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия царскосельского лицея), но из-за некоторых повреждений постамента, нанесенных ему при монтаже, установку пришлось отложить. К весне 1880 года все восстановительные работы были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая (ст. ст.) 1880 года (день рождения поэта), однако и эта дата была отсрочена из-за траура по скончавшейся 22 мая супруге Александра II-го Марии Александровне. В результате, памятник удалось открыть лишь с третьей попытки - 6 июня 1880 года.
Пришедшие на открытие памятника современники заметили, что высеченные на пьедестале строки из пушкинского стихотворения «Памятник» претерпели некие странные изменения.
Дело в том, что по требованию цензуры в 1841 году при первой публикации стихотворения Василий Жуковский заменил строки «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на нейтральные - «Что прелестью живой стихов я был полезен», в связи с этим для сохранения рифмы нужно было изменить и еще одну строку. Поэтому на постаменте вместо:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал»
можно было прочесть:
«И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал».
Когда в 1936 году СССР и Москва готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить исправленный текст стихотворения на оригинальный. Старый текст срубили, поверхность отшлифовали, камень вокруг новых букв вырубили на глубину 3 миллиметра, что создало светло-серый фон для текста. Кроме того, вместо двустиший высекли четверостишья, а устаревшую грамматику заменили современной. На тыльной стороне монумента надпись не меняли, поэтому и сегодня можно прочесть слова: «Сооруженъ въ 1880 году».
Переставили и развернули
Изначально памятник Пушкину стоял на площади, «лицом» к Страстному монастырю. Однако в августе 1950 года, когда монастыря уже в помине не было, его решили переставить: в ночь с 13 на 14 августа «Пушкин» был перенесен с Тверского бульвара на противоположную сторону Тверской улицы (в то время улицы Горького), на место бывшей монастырской колокольни, и развернут лицом к улице Горького.
Перемещение одиннадцатиметрового памятника осуществлялось с использованием последних достижений техники: соорудили 2 пути, представлявшие собой шпальные клети, положенные друг на друга в 3 ряда. На каждом пути укрепили по 2 рельса для специальных ходовых тележек в 10 колесных пар. Гранитное подножие монумента разобрали, статую поэта вместе с пьедесталом (весом около 70 тонн), обшитым досками, мощными гидравлическими домкратами приподняли, под них подвели четыре двутавровые балки, и монумент опустили на тележки. Перемещение осуществлялось со скоростью 1 метр в минуту, а вся операция была разбита на 2 этапа. Первый завершился в 8 часов вечера 13 августа, второй затянулся до 2 часов ночи следующего дня. Причиной задержки явились всевозможные провода, натянутые над улицей и площадью. Как только памятник приближался к какой-либо группе проводов, их тут же демонтировали, а после проезда монумента соединяли. Прежней высоты статуи в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, который должен был поднять уровень основания монумента памятника.