Роковое стечение обстоятельств или спланированная диверсия?

Jun 04, 2021 00:33


Ответа на этот вопрос нет по сей день… Субботним утром 4 июня 1988 года при подъезде к железнодорожной станции «Арзамас-1» (город Арзамас Горьковской (сейчас - Нижегородской) области) произошла детонация 3 вагонов со взрывчатыми веществами. В результате погиб 91 человек, 744 человека получили ранения, полгорода было разрушено.



Мемориальный комплекс в Арзамасе



Взрыв произошел в 9-30 утра в 300 метрах от железнодорожной станции «Арзамас-1». Грузовой поезд №3115, состоявший из 54 вагонов, на скорости 22 километра в час двигался по Горьковской железной дороге из города Дзержинск Горьковской области, где на заводе им. Свердлова был взят опасный груз, в Казахстан.

В первых трех вагонах состава находились промышленные взрывчатые вещества: 30 тонн тротиловых шашек, заряды для нефтедобычи, 25 тонн аммонала, 5 тонн аммонита, 30 тонн гексогена, 27 тонн октогена и др. Суммарный тротиловый эквивалент этого груза составлял около 145 т. Взрывчатка была упакована в коробки из картона и ДСП, а также в мешки.

На перегоне образовались две соединённые между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров. По результатам проведенной проверки выяснилось, что 44 дома в радиусе 150 метров от эпицентра были полностью разрушены. Ударная волна уничтожила несущие конструкции, восстановить здания было невозможно. Сильные разрушения претерпели 107 домов, находившихся примерно в 300 метрах от железнодорожной станции. Еще в 120 домах, находившихся в 650 метрах от места происшествия, пострадали в основном окна, двери и крыши. В радиусе почти километра от станции находились 130 домов, в которых были незначительно повреждены части перегородок, оконные и дверные проемы.



Взрыв в Арзамасе

Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов. В поражённой зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов.

Позже для лишившихся жилья людей в Арзамасе построили новый жилой «11-й микрорайон».

«Второй секретарь Арзамасского горкома Александр Николаевич Захаров в момент взрыва находился на своей даче недалеко от вокзала. Его дом располагался в низине, а потому не был задет взрывной волной. Увидев черный «гриб» в небе, Захаров в одних шортах и шлепанцах на босу ногу бросился на станцию. Навстречу ему бежали люди в разодранной одежде и с черными от копоти лицами… Захаров увидел гигантскую воронку, которая быстро заполнялась водой из разорванного водопровода, вздыбленные рельсы и торчавшие из земли шпалы, искореженные автомобили на станции. В дымном воздухе витал сладковатый запах горелого человеческого мяса. Разрушения на станции были такие, словно вокзал только что подвергся бомбардировке.

«Война?.. Неужели бомбежка?..» - лихорадочно думал Захаров, глядя в небо. Поймав попутку, он помчался на водоканал, чтобы перекрыть хлеставшую воду… Именно Захарову, как первому из руководителей города подоспевшему к месту трагедии, поручили организовать разбор завалов…

Когда сотрудники станции «Арзамас-1» прибежали к месту взрыва, представшая их взглядам картина показалась нереальной. Перед ними был какой-то лунный кратер, жуткий пейзаж планеты, пережившей катастрофу… В земле зияла эллипсовидная воронка диаметром почти в шестьдесят метров и глубиной в тринадцать метров. Возле воронки лежали окровавленные трупы. Вокруг шумела и бурлила вода.

Председатель Арзамасского горисполкома Иван Петрович Скляров вспоминал:

«Услышав взрыв, я подумал, что у кого-то дома взорвались газовые баллоны. В здании горсовета стали вылетать и сыпаться стекла, и вообще возникло ощущение спецэффектов, как в голливудских фильмах. На Воскресенском соборе (он от места взрыва в шести километрах) стала задираться крыша. А за собором дома частного сектора, словно начиненные зарядами, стали разрушаться изнутри. Все было, как при замедленной киносъемке… Такого ужаса я в жизни никогда не испытывал, хотя пришлось бывать и на техногенных, и на природных катастрофах… В мозгу стучала только одна мысль: неужели это ядерный взрыв?»

О том, что в Арзамасе случился «второй Чернобыль», в эту минуту подумали многие, а слухи о радиационном заражении упорно распространялись на протяжении нескольких дней»,

- так описываются подробности катастрофы в книге Александра Беззубцева-Кондакова «Поезд Смерти прибывает в Арзамас».

Уже через 10 минут после взрыва на станцию прибыли шесть бригад «скорой помощи». А в городские больницы срочно вызвали всех не занятых на дежурстве врачей и медсестер. Для эвакуации раненых была задействована санитарная колонна гражданской обороны (27 автобусов). Прибыли пожарные расчеты, вскоре к месту аварии примчались пожарные поезда из Горького и Мурома.

Как рассказывается в книге «Поезд Смерти прибывает в Арзамас», впоследствии губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев выразил твердую уверенность в том, что страшный взрыв произошел в результате террористического акта:

««Мое субъективное мнение, и пока еще меня в этом никто не переубедил, - это была диверсия. Кому-то было выгодно сформировать у населения страны уверенность в неспособности власти тех лет управлять государством, обеспечивать безопасность граждан. Утонул пароход «Нахимов», взорвалась Чернобыльская АЭС, взрыв в Арзамасе. Через год, ровно день в день, такой же взрыв в Свердловске. И нигде не нашли виновных…»

Действительно, последние годы существования Советского Союза изобиловали техногенными катастрофами, которые оказывали деморализующее воздействие на людей. Однако по сей день веских аргументов в пользу этой версии не найдено. КГБ после взрыва всерьез отрабатывал версию о террористическом акте».



Мемориал в Арзамасе

Около места взрыва разбит сквер, построены часовня и мемориал, где высечены имена погибших. В центре установлен памятник. Монумент сделан на местном заводе «Коммаш» из кусков металла - искореженных рельсов и остатков вагонов, разбросанных взрывной волной.  

мемориал, Арзамас, второй Чернобыль, диверсия, взрыв, детонация вагонов с взрывчаткой, История

Previous post Next post
Up