Месть за царя и Отечество

Jun 07, 2021 14:34


7 июня 1927 года на перроне варшавского вокзала 19-летним эмигрантом из России Борисом Ковердой был смертельно ранен советский полпред в Польше Пётр Войков.



Борис Коверда дает показания



7 июня 1927 года Пётр Войков приехал на вокзал в Варшаве, куда должен был прибыть поезд с работавшими в Англии советскими дипломатами, покинувшими Лондон после разрыва дипломатических отношений. Во время стоянки поезда Пётр Войков и полномочный представитель СССР в Англии Аркадий Розенгольц, беседуя, прогуливались по перрону. В этот момент и прозвучали выстрелы. Тяжело раненый Войков упал, Розенгольц несколько раз выстрелил в нападавшего, но промахнулся. Спустя час от полученных ранений Пётр Войков скончался. Борис Коверда без сопротивления сдался полиции. В ходе следствия действия Коверды были представлены как индивидуальное убийство, несмотря на то, что советская сторона настаивала на возможном участии белоэмигрантских организаций. Согласно заявлениям Коверды, он убил Войкова как «представителя международной банды большевиков», мстя за царя и Отечество: он считал Петра Войкова активным участников расстрела царской семьи в Екатеринбурге, где в 1918 году он был комиссаром Уралсовета.

«Сегодня

пулей

наемной руки

застрелен

товарищ Войков.

Зажмите

горе

в зубах тугих,

волненье

скрутите стойко».

Так на это трагическое происшествие в стихотворении «Да или нет?» откликнулся Владимир Маяковский, который во время своей заграничной поездки в мае 1927 года познакомился с Петром Войковым и даже некоторое время гостил в советском полпредстве в Варшаве.



Маяковский и Войков в полпредстве в Варшаве

«Вот с этим виделся, чуть не за час./ Смеялся, снимался около…/ И падает Войков, кровью сочась,/ И кровью газета намокла…»,

- напишет Маяковский в том же 1927 году в последней главе поэмы «Хорошо».

11 июня 1927 года Петра Войкова со всеми подобающими почестями похоронили в Москве у Кремлевской стены, а 15 июня суд в Варшаве уже вынес приговор его убийце.



Петр Войков

Несмотря на призывы выступившего на суде Аркадия Розенгольца разыскать и наказать членов белогвардейской банды, вложивших в руку Коверде револьвер, суд эту версию «организованной преступной группировки» отклонил, сославшись на то, что обыски, произведённые у русских эмигрантов, не дали никаких результатов. Кроме того, как выяснилось, на момент совершения преступления Борис Коверда находился в Польше на нелегальном положении и без денег, что не вяжется с организованными действиями белогвардейского подполья.

Судом Коверда был приговорён к пожизненным каторжным работам, которые затем были заменены на 15-летний срок. Освобождён он был по амнистии, отбыв 10 лет наказания, в 1937 году. После Второй мировой войны Борис Коверда перебрался в США, где работал в эмигрантской газете «Россия», а затем в типографии «Нового русского слова». Убийца Петра Войкова умер в феврале 1987 года в Вашингтоне в возрасте 79 лет.

А именем Петра Войкова в СССР стали называть районы, улицы и станции метро. В качестве примера такой мемориальной топонимики можно привести станцию метро «Войковская» Замоскворецкой линии московского метрополитена и Войковский район Северного административного округа столицы.  

Петр Войков, убийство, эмигрант из России, Борис Коверда, Владимир Маяковский, советский полпред в Польше, История

Previous post Next post
Up