В преддверии наступления месяца Рамадан, хотим предложить вашему вниманию перевод текста из сборника фетв одного из крупнейших ученых в истории Дагестана, общепризнанного шафи’итского ‘алима Мухаммада Али аль-Чохи «Фатава аль-Чохи», раскрывающий сущность вопроса о совершении намаза таравих в двадцать и более ракаатов. В нем шейх приводит слова разных ученых и дает к ним пояснения. В наше время это знание особенно ценно, ввиду того что каждый Рамадан в наших мечетях возникают споры на эту тему. Изложенного здесь хватит для обладающего разумом, чтобы не вступать в подобные разговоры.
Вопрос:
Пришло от ‘алляма Абдул-Хамида, что Умар- афанди ан-Нахули возражает нашим шафи’итским ‘алимам говоря, что они на заблуждении, из-за того, что они ограничиваются на восьми ракаатах в таравих намазе, так как то, что явно написано (мансус) в книгах по фикху - это единогласие всех четырех имамов на двадцати ракаатах…
И тебе надлежит привести (отправить) разъяснения которые заставят замолчать.
Я скажу:
«Слова (текст) аль-Махали, ар-Рамли, аль-Байхаки, а также «Минхадж» (говорят следующее): и достоверное то, что джамаат желателен в намазе таравих и это (таравих совершается) в двадцать ракаатов с десятью саламами в каждую ночь месяца Рамадан, (и совершают его) между ночным намазом и восходом утра (до утреннего намаза), (следуя тому) что передалось, что они во время правления Умара в месяц Рамадан совершали двадцать ракаатов. Передал Малик в «аль-Муватта» (что они совершали) двадцать три ракаата. Аль-Байхаки совместил между этими (передачами и сделал вывод) что они (совершали двадцать ракаатов таравих намаза) и совершали витр три намаза. Передали Ибн Хузейма и ибн Хиббан от Джабира, что он сказал: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с нами в месяце Рамадан восемь ракаатов, потом сделал витр-намаз. А то, что передается, что Он, да благословит его Аллах и приветствует, совершил вместе с ними двадцать ракаатов, как это сказал ар-Рафии, то это ослабил аль-Байхаки. И для людей только Достопочтенной Медины совершение её тридцать шесть ракаатов, вправляя превышением шестнадцати ракаатов таваф - обход вокруг Каабы который совершают люди Мекки.
Слова «Уджалят-уль-Мухтадж»: «рассказал Равяни от слова кадим (имама Шафии), что нет ограничений таравих намазу, и это является мнение гъариб». Сказано в «аль-Хулят», что таравих намаз совершается в двадцать ракаатов. Сказал Абуль Хасан аль-Джаври: количеству его ракаатов в месяце Рамадан нет ограничении по мнению имама аш-Шафии, и от Саиб бин Язида (передается) что поистине Умар, да будет доволен им Аллах, повелел Убайю и Тамиму ад-Дари чтоб они совершили одиннадцать ракаатов, и этим (совершением одиннадцать ракаатов) Умар повелел на некоторое время а после они совершали в его время двадцать ракаатов.»
Текст ад-Дамири: «сказал Малик: таравих одиннадцать ракаатов вместе с витр-намазом, и это выбрал аль-Джавхари из наших (шафиитских) ученых, это мазхаб Давуда из-за слов Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Он не совершал более, чем 11 ракаатов, ни в Рамадан, ни в другие месяцы»
Текст Ибн Хаджара в «Фатава аль-Кубра»: Достоверно ли пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует то, что он совершил таравих - намаз в двадцать ракаатов?
Он ответил: Нет достоверности в этом. А то, что пришло с разных путей (передач), что Он, да благословит его Аллах и приветствует, совершал в Рамадан двадцать ракаатов и витр, а в другом риваяте с дополнением «без джамаата» - то это является очень слабым (риваятом). Усилилась речь имамов в таджрихе и в осуждении/порицании одного из (его) передатчиков… И из того что опровергает это (вышеупомянутый хадис о двадцати ракаатах) - это достоверный хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «не превышал, да благословит его Аллах и приветствует, в месяц Рамадан и в других месяцах более чем одиннадцать ракаатов». И от Умара, да будет доволен им Аллах: «какое же хорошее эта новшество» - то есть таравих 20 ракаатов. И это явное/очевидное указание на то, что таравих в такой форме стали совершать после него, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом явно высказался имам аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах, и они (‘алимы) последовали за ним, но однако оно является похвальным нововведением. Да, передали ибн Хузейма и ибн Хиббан в своих «Сахихах» что он да благословит его Аллах и приветствует, совершил вместе с ними восемь ракаатов потом совершил намаз витр, на следующий день они ждали его но он не вышел к ним».
Слова аш-Шаркави в «Шарх Тахрир»: «Постоянство сподвижников на этом, то есть на двадцати ракаатах таким образом было во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, по его иджтихаду, и это хорошее новшество, потом оно стало иджмой. Иногда говорят: в таких случаях не бывает место иджтихаду и не бывает дороги/пути для узаконивания этого намаза, и более предпочтительным является сказать: что поистине пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он, когда возвращался домой завершал двадцать ракаатов отдельно, хотя и есть вероятность что он оставлял это».
Слова аш-Шибрамалюси на «ар-Рамали»: «его слово: он совершил восемь ракаатов, потом сделал витр. Я скажу: то что касается остальных (ракаатов) то есть вероятность что он их совершал дома до ухода в мечеть или после возвращения с мечети… его слово: и для людей Медины… то есть им разрешается это, хотя ограничивание двадцатью для них является более лучшим».
Похожее на это есть и в «аль-Байджури», он сказал: «Потому что это то, что пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует…»
Также текст «аль-Байджури»: «(Пророк) да благословит его Аллах и приветствует, совершал с ними восемь ракаатов, но однако заканчивал двадцатью ракаатами дома, и сподвижники тоже заканчивали также дома, и довод этому является шипение как шипение пчел (которые было слышно из их дома). А двадцать ракаатов он не совершал с ними в мечети из-за жалости к ним».
Слова аш-Шаркави: «А то, что передается, что Он, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с ними двадцать ракаатов, то это слабая (передача)».
Текст «Тухфат-уль-Хабиб»: «если ты скажешь: они (ученые или сподвижники) единогласны что таравих двадцать ракаатов в то время как то, что пришло от действий да благословит его Аллах и приветствует восемь ракаатов? Я скажу: я отвечу (тем) что они доканчивали двадцать ракаатов дома, и доводом на это являеться что сподвижники когда шли домой то от них было слышно шипение как шипение пчел. А ограничился он да благословит его Аллах и приветствует на восьми ракаатах в своем намазе и не совершил двадцать ракаатов облегчая им».
Так же там написано: «совершал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с ними в каждую ночь восемь ракаатов облегчая им».
Текст «Мизан» имама Шаарани: «из этого является слово имама Абу Ханифы, Шафи’и, Ахмада да будет доволен ими Аллах что «Поистине намаз таравих в месяце Рамадан (совершают в ) двадцать ракаатов, и (совершение его) в джамаате является наилучшим», в то время как передается от Малика в одном из риваятов что «он (таравих) тридцать шесть ракаатов, и совершение его дома любимее для меня».
Текст «Радд-уль-Мухтара аля Дурар-уль-Мухтар» из книг Ханафитского фикха: «он (таравих) двадцать ракаатов - это мнение (слово) джумхура (большинства), и на этом является действие людей востока и запада, а от Малика (передается) тридцать шесть (ракаатов) и в «аль-Фатх» упомянуто что то, что требует далил то это то, что спрос будет только о восьми ракаатах а остальное мустахабб».
Слова имама Касталяни в «Иршаду ас-Сари ли Шархи Сахих Бухари»: «и известное это то, что на чем сошелся джумхур это то, что оно, то есть количество ракаатов таравих намаза, двадцать ракаатов с десятью таслимами (саламами) …не считая витр намаз, то он три ракаата. От Саиб бин Язида да будет доволен им Аллах, он сказал: во время правления Умара да будет доволен им Аллах они совершали в месяце Рамадан двадцать ракаатов. Малик передает в «Муватта» от Язида бин Равман: он сказан: во времена правления Умара да будет доволен им Аллах люди совершали двадцать три ракаата. А в другом его риваяте (передается что они совершали) одиннадцать ракаатов. И Байхаки сопоставил между этими риваятами тем, что они совершали одиннадцать ракаатов а потом совершили двадцать ракаатов и витр три ракаатов, и они признали то, что произошло во время Умара да будет доволен им Аллах (то есть совершение таравих намаза двадцать ракаатов) как иджму. А в «Мусаннаф» ибн Абу Шайби от Ибн Аббаса да будет доволен ими Аллах сказано: Пророк да благословит его Аллах и приветствует совершал в месяце Рамадан вне джамаата двадцать ракаатов и витр, но однако это посчитал слабым Байхаки и другие риваятом Абу Шайбата дедушки ибн Абу Шайбы. Что касается слов Аиши - которые придут чуть позже в этой главе иншаАллагь - : «Он не совершал более, чем 11 ракаатов, ни в Рамадан, ни в другие месяцы» то это отнесли наши асхабы к витр-намазу (то есть он не превышал количество витр-намаза более одиннадцати ракаатов) а Малик выбрал совершение тридцать шесть ракаатов (таравиха) не говоря о витр-намазе, и сказал: «на это действие мединцев (то есть так совершают в Медине)». Сказали маликиты»(таравих намаз был) двадцать три ракаата потом стали совершать тридцать девять, то есть в четном количестве (таравих) и витр в обоих случаях. Упомянуто в «Навадир» от Ибн Хабиб что: «в начале он был одиннадцать ракаатным но они удлиняли чтение (сур в намазе), потом им это стало тяжелым и увеличили они количество ракаатов и облегчили чтение (сур) и стали совершать тридцать шесть ракаатов без четности и витра» и сказал: « и на этом пошло (дальнейшее) дело». А в «Мусаннафе» ибн Абу Шайбы написано от Давуда ибн Кайс, он сказал: «во время Умара ибн Абдул-Азиза и Абана бин Усмана мы встретились с людьми в Медине, которые совершали тридцать шесть ракаатов и витр в три ракаата, и поистине они делали это из-за того что хотели сравниться с людьми Мекки (в аджру/воздаянии), так как они (Меканцы) совершают таваф семь раз вокруг Каабы в каждый таравих-намаз, и люди Медины сделали вместо каждого тавафа четыре ракаата» сказал Навави: сказал Шафи’и и его сподвижники: нельзя совершать её в тридцать шесть ракаатов кроме людей Медины, потому у людей Медины есть почет (который нет ни у кого), и это слово противоречит слову самого имама Шафи’и которое передает от него в «аль-Маърифат» имам Байхаки: «и нет в этом узкости (ззайкъун) и также предела которого достигают , потому что это нафилят (сунна намаз), но а если они удлинят киям (стояние) и укоротят суджуд (земной поклон) то это хорошо (хасанун) и это любимее для меня, а если они увеличат рукуъ (поясной поклон) и суджуд (земной поклон) то это тоже хорошо (хасанун)». (также это противоречит) слову Халими: «а кто последует за людьми Медины и совершит тридцать шесть ракаатов, то это также хорошо, потому что они захотели тем, что сделали (совершением тридцать шесть ракаатов таравих намаза) последовать за людьми Мекки в увеличении благ как это предположили некоторые» он сказал: « а ограничивание на двадцати ракаатах с чтением в нем то, что читают другие в тридцать шести ракаатах является наилучшим, из-за достоинства удлинении кияма (стояния) над увеличением рукуъ и суджуд.» от имама Шафи’и также передается: « в том, что передал от него Заъфирани: «я увидел людей в Медины которые совершали тридцать девять ракаатов , и людей Мекки которые совершали двадцать три? и нет ни в одном из этих ничего узкого/недостатка (ззайкъун)». А ханбалиты сказали явно (нассан) от имама Ахада: «Таравих- двадцать (ракаатов) и нет вреда в увеличении».
Текст «аль-Минар шарх Бахр аз-Заххар» шейха Салиха аль-Ямани
[1]: «А то, что касается таравиха с этим названием, с этим образом (совершения) и с этим количеством ракаатов, то это новшество (бидъа), как сказал автор: не удостоверилось от Него, да благословит его Аллах и приветствует ничего кроме обычного его бодрствования, как сказала и Аиша да будет доволен ею Аллах: «Он не совершал более, чем 11 ракаатов, ни в Рамадан, ни в другие месяцы». А что касается джамаата (то есть совершение его вместе с джамаатом) то нет ничего запрешающего в ночных желательных намазах и в других желательных намазах».
Также его текст: «А что касается намаза в двадцать ракаатов в Рамадан особенно, или же (совершение его с) джамаатом то на это нет никакого довода совсем, кроме мнения Умара когда он увидел одних совершающими джамаат с одним, а других совершающими с вторым и он собрал их в один джамаат и потом сказал «хорошее бидъа», но его действие или слово не является доводом, сказал Пророк да благословит его Аллах и приветствует: «каждое новшество заблуждение и каждое заблуждение в Аду» и как сказал Пророк да благословит его Аллах и приветствует» бидъа (новшество) - это увеличение (чего нибудь) в религии или же уменьшение из неё (чего нибудь)», а это явное увеличение (в религии) и это харам (запретное) и бидъа (новшество), и это является истинным а не то, что сказал автор и не то, что сказали другие».
И этим тебе выявляется тот хиляф в ракаатах таравих-намаза который среди четырех имамов и среди других (алимов), а Аллах знает лучше!
["Фатава аль-Чохи" автор Мухаммад Али аль-Чохи
37 страница, раздел о желательных намазах]
[1] Что касается Салиха аль-Ямани, то Мухаммад Али аль-Чохи приводит слова ученых о нем в конце этой книги в разделе «Развод».
Приведем только слова шейха Сайида аль-Маки: «То что касается Салиха аль-Ямани, то это человек известный среди нас как нововведенец, заблудший, вводящий в заблуждение. У него учились некоторые ‘алимы Дагестана по небрежности, подумав что он шафи’ит, составитель рисалята которая у вас, а он не шафиит, напротив он выступивший за пределы четырех мазхабов.
Наши имамы ясно указали на то, что после первых четырехсот лет, нельзя следовать ни за кем кроме четырех имамов, из-за отсутствия муджтахидов.
О мои братья! Не следуйте за шейхом Салихом аль-Ямани, а если последуете, то будете нововведенцами а не последователями».
«Фатава аль-Чохи» радел "Таляк" (аль-Чохи также приводит слова других шейхов об этом человеке, также есть радд на него, авторства Абу Бакра аль-Аймаки, который известен как автор книги "Фазаилюль Хабиб", но мы ограничиваемся тут только этим)