В набившей оскомину поп-культурной каше есть нечто, всегда вызывавшее мой живейший интерес. Условно, это можно назвать «многократными римейками». Что-то, созданное довольно давно, но при этом пользующееся стабильным спросом до сих пор. Когда общество меняется, а интерес к произведению остается, деятели шоу-бизнеса почти всегда пытаются это произведение «осовременить». Ибо с выгодой продать то, что и так у всех давно есть - трудновато. А вот если «новая версия», «новое прочтение», «новый исполнитель» - тогда да. Тогда народная любовь к старой-доброй песне (спектаклю, фильму, и т. д.) может принести новый доход.
Когда одно и то же произведение переделывали под современников многократно - получается шикарная иллюстрация культурных перемен на протяжении целой эпохи. Конечно, в случае с изменяющимися музыкальными аранжировками - это дает не так уж много материала. А вот если произведение более сложное, позволяющее изменять образы и преобразовывать подтексты - тогда «срез эпохи» получается на редкость любопытным
Один из отличных примеров - известная рок-опера «Jesus Christ Superstar». Произведение, не пользующееся моей любовью, но безусловно талантливое и популярное. Без малого полвека его ставят в огромном количестве стран, на сотнях площадок. Несколько раз его экранизировали. Каждый постановщик пытался сделать его интересным и цепляющим. Для людей своей эпохи, разумеется. Эпохи, тем временем, менялись…
Вот сцена с изгнанием торговцем из храма.
Click to view
Чем она хороша, так это тем, что либретто и музыка тут почти не дают возможности переиначить всем известный сюжет. Хочешь - не хочешь, но здесь должен быть показан грязный, омерзительный рынок, оскверняющий своим присутствием некое священное место. А вот как именно показать, что рынок грязен и омерзителен - это уже задача для художника своего времени.
Кстати, особой пикантности сюда добавляет то, что в современном европейском мейнстриме понятие «рынок» - имеет сугубо положительные коннотации. Это буквально-таки основа всего миропорядка! Да как вообще можно показать «гнусных торгашей» капиталистическому обществу, чтоб никого не обидеть? Как показать противопоставление евангельских ценностей и современных норм, чтобы современному человеку было комфортно это смотреть? Та еще задачка!
Немного образов из сцены, для примера.
Вот картинки из 1970-х годов:
Обычный базарный развал, слегка сдобренный стриптизершами и «оружейными баронами». Видимо, простая торговля огурцами в храме уже и тогда не казалась чем-то омерзительным, надо было подкинуть «грязи». Впрочем, сейчас многие ничего особенно грязного в этой сцене не увидели бы. Ну, разве что бесконтрольную торговлю оружием. Это да, нехорошо. Беспроигрышный вариант на все времена.
А вот начало 2000-х. Тут для создания негативного ощущения уже привлечены совсем иные образы. Мафия наркоторговцев, казино, проституция…
Но главное - посмотрите на этнические костюмы! Зло явно уехало куда-то на восток. Ведь в 1973-м году где-то в США могли бы и не понять, почему именно арабы - это символ чего-то нехорошего. Зато спустя тридцать лет, этот образ уже вполне работает.
Более современные постановки уже почти избавлены от «мрачного востока». Но практически постоянными для последних 10-15 лет являются вот такие вот персонажи:
Согласитесь, более всего это напоминает классический «гей-парад»…
Да и вообще, в образ «омерзительного базара, оскверняющего святыню», если присмотреться, тут постоянно включаются элементы, которые у нас привыкли считать неотъемлемой частью «загнивающего запада». Проститутки, стриптизеры, растаманы с косяками, накаченные парниши в стрингах и прочее подобное.
В этой связи, конечно, интересно было бы посмотреть на самые современные постановки в особо передовых странах, типа Швеции или Голландии. Неужели они тоже столь грубо очерняют эти великие достижения свободного мира? Или у них в сцене изгнания торговцев фигурируют исключительно злобные русские агрессоры, фарцующие ядерными боеголовками? :))
А что авторы хотели сказать этим кадром - вообще безумно интересно (кошерная скотобойня? негры-иудеи?):
****
Может и вы припомните какие-то произведения, которые неоднократно редактировались в такт эпохе, и в итоге являют собой любопытный срез постепенных изменений в мировоззрении современников? Поделитесь!