Юг России - 8. Адыги

Aug 25, 2019 18:19

Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края. - гласит Устав Краснодарского края.

Речь, напомню, идет про территорию, которая менее 2 веков назад выглядела как-то так;


Read more... )

адыгейцы, адыги, Адыгея, ЮФО-СКФО, КБР, мои карты и графики, КЧР, Краснодарский край

Leave a comment

Comments 158

forestguard05 August 25 2019, 18:05:21 UTC
Хорошо хоть Абхазии помогли выиграть войну, 100 тысяч абхазов-беженцев могли подорвать ситуацию на Кубани или КЧР. Подпортить кровь в 90 х.

Reply

murat_a_07 August 25 2019, 18:14:04 UTC
Абхазы в РФ куда легче ассимилируются, чем адыги. И процент смешанных браков у них огромный-так что эти 100 тыс. особых проблем не вызвали бы. Насчёт войны в Абхазии - самые боеспособные части абхазский армии состояли из адыгов и южных осетин.

Reply

forestguard05 August 25 2019, 18:43:59 UTC
Ассимилируются потому как компактно не живут , суда только мужчины едут. А если грузины выдавили весь народ. Было бы плохо. Тогда и в КБр были проблемы с Балкарцами , КЧР вообще распадалась на 5 частей в эту кашу 100 тыс беженцев , да с опытом войны это улет ...

Да в Абхазии много кто отметился от Адыгов до Чеченцев......

Reply

murat_a_07 August 25 2019, 19:26:09 UTC
Да, при компактном поселении в КЧР они бы резко и необратимо усилили бы абазинов и черкесов. А на Кубани особых проблем вряд ли бы создали.

Reply


pachem August 25 2019, 18:43:32 UTC
А адыгейский и кабардино-черкесский языки взаимопонимаемы?

Reply

acer120 August 25 2019, 18:44:44 UTC
Это два диалекта одного языка. Да, взаимопонимаемы

Reply

oleg_lisowski August 25 2019, 18:54:42 UTC
если точнее, то там порядка десятка диалектов, на основе которых были созданы два литературных языка. причём чисто по географическому принципу - в той же Адыгее есть аулы, где разговорные диалекты к-ч, а не адыгейские.
http://lingvarium.org/raznoe/publications/caucas/alw-cau-reestr.pdf

Reply

murat_a_07 August 25 2019, 19:11:41 UTC
У адыгов РФ два литературных диалекта-кабардино-черкесский и темиргоевский. Они взаимопонимаемые, хоть и не без временных сложность понимания.

Reply


altanero August 25 2019, 18:57:05 UTC
А вот мне интересно, как получилось, что автохтонные черкесы оказались севернее тюрков балкарцев и карачаевцев? Тюрки же, вроде, позже появились в тех местах? Почему они не оттеснили черкесов выше в горы?

Reply

forestguard05 August 25 2019, 19:11:14 UTC
Там за 200 лет очень много раз все перемещались Адыгейские разные племена , абазины, ногайцы .

а карачаево-балкарцы они после революции спустились с гор , да после депортации . И стали взаимодействовать с адыгами .

Reply

murat_a_07 August 25 2019, 19:21:12 UTC
Предки черкесов с терр. КБР и части КЧР были вытеснены аланами, а современные карачаево-балкарцы имеют в предках и алан и кипчакоязычных золотоордынцев, которые бежали в горы после разгрома армии Тахтамыша велики Тамерланом. Черкесы вновь заселили террит. современ. КБР и далее, вплотную подходя к Каспию, в 15 веке.

Reply

oleg_lisowski August 25 2019, 19:25:16 UTC
Ну по истории Кавказа я не то чтобы специалист, но если вкратце.
В 18 веке картина выглядела так. так. Никаких черкесов на территории нынешней КЧР не было.
Причём раньше и абазин там не было, они переселились из Абхазии как раз на карачаевские земли. А на равнину с гор их в 19 веке переселяии. Черкесы в узком смысле слова - это тоже уже переселенцы 19 века.
То есть с тем, почему черкесы и абазины севернее карачаевцев мы разобрались.
Балкарцы и карачаевцы вообще как раз тоже вполне автохтонное население, просто с тюркской примесью (так же как осетины с иранской). Историй со сменой языка полно где угодно, или мы так можем считать единственными автохтонными европейцами басков.
Про кабардинцев подскажет murat_a_07, но вроде бы есть несколько версий относительно времени их появления в современном ареале - от автохтонной до миграционной с запада уже в исторический период раннего средневековья.

Reply


fler_du_male August 25 2019, 20:32:05 UTC
Да и хер с ними. Неандертальцев вообще ни одного не осталось.

Reply


ruslan_lek August 25 2019, 21:07:35 UTC
А у нас тут новая Орда. :-)

https://vk.com/wall56120696_38177

Reply

gooodvins August 26 2019, 05:53:12 UTC
По ссылке смешные диалоги. Чем казахи недовольны, не очень понял.

Памятники Ивану Грозному - хз, если честно. Очень противоречивый исторический персонаж. Наверно, неслучайно его нет на "Тысячелетии России".

Reply

skondr1 August 26 2019, 07:01:54 UTC
Да, у нас в Татарстане, татарские националисты по поводу памятника Ивану Грозному в Астрахани тоже "свистопляску" устроили. Но у нас они это пытаются сделать интеллигентно, даже двух русских местных историка пригласили, которые мучилась, как бы никого из присутствующих не обидеть.

https://www.business-gazeta.ru/news/436214

Надеюсь, что памятник Ивану Грозному всё-таки поставят в Астрахани, как недавно поставили памятник Ермаку в Омске. Тогда горстка татарских националистов тоже возбуждались по этому поводу.

Reply


Leave a comment

Up