Jan 07, 2019 16:19
В связи с последними действиями на Украине вновь стал массово всплывать старинный тезис о том, что Россия откатилась к границам 17 века и теперь она изолирована, отрезана от мира, все плохо и будет еще хуже и нужно возвращать Украину иначе Россия застрянет на вторых ролях и тд.
Эмм - это не так. Совсем не так.
Сразу оговорюсь - разумеется русские земли УССР нужно возвращать, но не потому, что "без Украины Россия не империя" и прочий бред, а потому что свое ворованное возвращать надо.
---
Была ли Россия отрезанной и изолированной в 17 веке? Была.
Но не по причине отсутствия Киева. Его-то в середине века как раз вернули, но проблема никуда не пропала.
Дело в том, что Россия, при всем своем огромном размере (еще до возвращения Киева русские встречь Солнцу расширили государство до Тихого океана) не имела своего независимого выхода к тёплым морям.
Собственно, Петр Великий потому и великий, что решил эту проблему, в буквальном самом смысле прорубив свое знаменитое окно в Европу - выход к Балтийскому морю. Сейчас у нас побережья меньше даже, чем по итогам Северной войны, но решает не длина береговой линии.
Проблему зависимости от зарубежного транзита, после отпадения трио прибалтов путинский режим по другому - ...попросту развив порты в Ленинградской области. Приморск, Высоцк, а главное эпичная Усть-Луга. Сейчас вот еще Бронка. Как итог никакой зависимости от иностранных портов нет и в помине, % перевалки через соседей с 2000 сократился до небольших величин. Если режим их окончательно добьёт я даже немного расстроюсь, поскольку в портовом хозяйстве работают в основном эстонские и латвийские русские, свои люди, которые пусть работают и живут, а не мигрируют.
Южное окно Петр прорубить не сумел. Прутское поражение не позволило развить успех азовских походов. В итоге закрепление на черноморском побережье произошло в конце века, а полноценое хозяйственное освоение в веке 19.
Сейчас Новороссийск в топ 5 крупнейших портов Европы, в 2014 вернулся военно-морской стратегический Севастополь, а проблема проливов стоит куда менее остро, чем в 1913 году - Турция нам не друг, но угрозы прямого военного конфликта нет.
Окно на Восток и вовсе уже из 20го века, когда железная дорога пришла во Владивосток. А особую ценность наличие портов на Тихом океане получило из-за возвышения азиатских экономик, то есть в последние десятилетия.
Наконец, изначальное наше арктическое окошко (в 17 веке главный наш торговый центр был Архангельск) также сегодня приобретает новое значение. 20 век - век СМП и ледоколов, а начпло 21 века - период арктического нефтегаза и его инфраструктурного обеспечения. Варандей, порт Саббета, вот это всё.
Да, не морем единым. В 20м веке советская власть настроила экспортные трубопроводы через УССР и тут есть зависимость от транзита.
И здесь тоже есть два важных момента:
1. Трубы идут через территорию Галиции, которая в 1913 не была частью Империи. То есть возвращение к имперским границам проблему никак не решит, а брать на баланс униатские бандеровские области энтузиастов сало даже среди убер-патриотов вроде Стрелкова.
2. Зависимость уже стала ощутимо меньше, бладаря пресловутым потокам, обходным трубопроводам и диверсификации экспорта к целом. Тут и азиатское направление, и та самая новая Арктика.
3. Есть трубы и через Белоруссию, но тут неизвестно как выйдет, подождем.
У России сейчас совершенно нормальные границы без фатальных инфраструктурных иди географических ограничений для адекватного развития нынешней российской территории.
По другим пунктам тоже все ок. Скажем с продовольственной безопасностью. И без Украины Россия себя кормит хлебом и мясом и выходит на серьезные цифры по экспорту(главный сх регион, Кубань-Дон-Ставрополь тоже как бы в 17 веке отсутствовал), а ананасы и кофе в Одессе, увы, не растут.
Это не значит, что своё не надо возвращать - надо. Просто тут нет прямой зависимости. Нынешняя территория не зависит критически от потерянных земель.
Где были важные хозяйственные связи - все уже разрушено. И либо построено заново в РФ ( как та Усть-Луга или судоверфи в отсутствие Николаева), либо это предстоит сделать - и тут уже неважно, ясное дело, где.
---
Адепты ужасных границ 17 века ещё и по поводу Курил возбуждаются регулярно, забывая, что это вообще присоединение 1945 года (от прав на все Курилы Империя отказалась в 1875 в пользу Сахалина, а до этого там никакого хозяйственого русского освоения, понятное дело, не было).
---
Итого.
Логистически ключевые регионы современной РФ - это Питер+Ленобласть (наследие 18 века), Кубань(наследие 19 века) и Приморье-Приамурье ( наследие 20 века). В каждом из этих узлов многомиллионое этнически русское население.
Вот такие границы 17 века.
Россия,
совки,
РЛО,
Крым,
национальная политика,
развитие России,
мудаки