Год 2018 закончился, а это значит скоро можно будет подводить его статистические итоги. Конкретно я планирую как в том году написать про динамику пассажиропотока российских аэропортов, а также про модернизацию портовой инфраструктуры. Спойлер: год выдался урожайным, пасспоток по стране в целом рекордный, на местах, соответственно, тоже почти везде исторические рекорды и много новых терминалов - были завершены такие мощнейшие стройки, как Симферополь, Ростов, Пермь, Красноярск...
А пока посмотрим еще один момент. Число аэропортов с советских времен в РФ сократилось в разы. Правда, все эти сотни аэропортов представляли собой чаще всего грунтовые полосы с избушкой для приема кукурузников - и тем не менее, такой факт есть. И, понятно, что при такой отрицательной динамике новые аэропорты причин строить особых нет, сеть и так огромная - модернизирую все до бесконечности и будет тебе счастье.
И, тем не менее, единичные новые аэропорты в РФ есть. Все родом из 2010-х. Новые - в чистом поле, с нуля. Модернизированные или на базе старых аэродромов (как Жуковский, например) - не в счет. Какие?
Бованенково.
Когда построили? - в 2012 году
Где? - Ямал, ЯНАО
Зачем? - для освоения Бованенковского месторождения
Пассажиропоток - 128,8 тыс. в 2017 году
Сабетта.
Когда построили? - в 2015 году
Где? - Ямал, ЯНАО
Зачем? - проект Ямал СПГ
Пассажиропоток - 369,8 тыс. в 2017 году
Талакан.
Когда построили? - в 2012 году
Где? - Ленский район, Якутия
Зачем? - для освоения Талаканского месторождения
Пассажиропоток - 265,5 тыс. в 2017 году.
Итуруп.
Когда построили? - в 2014 году
Где? - Остров Итуруп, Курилы, Сахалинская область
Зачем? - для передачи японцам под ключ необходимость строительства нового аэропорта назрела в связи с тем что старый (Буревестник) располагался на значительном удалении от основных населённых пунктов, был труднодоступным и отличался сложными метеоусловиями. Буревестник в 55 км грунтовки от Курильска и на берегу неспокойного моря, где штормы и цунами. Новый - в 8 км нового асфальта от Курильска и подальше от берега.
Пассажиропоток - 24,4 тыс. в 2017 году.
Платов.
Когда построили? - в 2018 году
Где? - Грушевская, Ростовская область
Зачем? - тут история обратная курильской: старый порт находился слишком близко к расползшемуся Ростову, в кольце сплошной городской застройки Ростова и Аксая. Вышел очень красивый и самый лучший (по версии очень многих, например Варламова) региональный порт.
Пассажиропоток - более 3 млн. в 2018 году. Рекордный трехмиллионный пассажир был зарегистрирован 27 ноября.
В 2019 ожидается ввод еще одного нового крупного аэропорта - "Гагарина" в Саратове:
Строят его, как и ростовский из-за неудачного расположения - он так же оказался внутри саратовской городской застройки.
Замечу - "Платов" и "Гагарин", а не им.Платова и им.Гагарина - это официальные названия аэропортов, не имеющие отношения к проводимому конкурсу по присвоению имен к существующим портам. Кстати, есть у нас уже и аэропорт им. Гагарина - Оренбург-Центральный.
Как видно, причин строить новые порты мало - точечно на месторождениях, при невозможности модернизировать старые и чтобы перед японцами стыдно не было, когда острова отдавать будем в рамках долгоиграющей программы развития Южных Курил. Там много чего строится и население растёт...так что в следующие 10 лет вряд ли стоит ждать новых строек. А вот модернизация формально старых портов будет так же стремительно идти.