Jul 13, 2024 09:19
Что оказалось для меня самым интересным, даже неожиданным. Я не люблю таких выражений, как "это перевернуло мои взгляды", но всё же, российская интеллигентская идеология изображала Россию имперского времени как единое военно-полицейское государство, эдакий город Глупов. Западноевропейской идеологии было удобно на фоне мрачного выглядеть ярче, потому поддерживала и усугубляла. Наше всё, наш Владимир Ильич Ленин, всякое слово которого истинно есть, писал: "Ни в одной стране нет такого множества чиновников как в России. И чиновники эти стоят над безгласным народом как тёмный лес... Армия чиновников, которые народом не выбраны и не обязаны давать ответ народу, соткала густую паутину, и в этой паутине люди бьются, как мухи. Царское самодержавие есть самодержавие чиновников..." Понятно, совагитпроп не мог перечить Ленину и создавал соответствующие учебные пособия. Но оказалось, что ещё Дмитрий Менделеев, выехав в Европу, заметил большее, чем в России, количество полиции. Не доверяя своему взгляду, подсчитал, и действительно, полиции в западных от России странах в разы больше на душу населения. И ведь это заметил столичный житель! А какова была жизнь провинциальная? Деревенская?
Помещичьих крестьян было около трети, остальные - казённые и прочие. Крестьянин жил в общине. С казной или помещиком община взаимодействовала через своих выборных. Как неожиданно для человека, воспитанного на образе военно-полицейского государства!
Для русской социал-демократии оказалось неожиданным появление Советов во время революции, но это было лишь проявлением традиции. Советы были традиционной формой общинной самоорганизации. Государству было достаточно собирать подати и рекрутов, а как оно устроено в общинах, оно не могло влиять. Ещё в позапрошлом веке возникло мнение, что Россия "недоуправляема". Какой-то острослов заявил, что она управляема непосредственно Богом. Ну, если глас народа - глас Божий, то в этой шутке не так много шутки, как может показаться с первого взгляда.
На деле, Россия была пронизана не военной полицейщиной, но общинностью. Сверху донизу. Не рабы сверху донизу, как воскликнул в отчаяньи Волгин, но общинники сверху донизу. Не личное рабство, не зависимость одного человека от другого, хотя и такое присутствовало, но закрепление человека в общине. Даже в армии продолжались общинные порядки и трудовые крестьянские будни.
Безусловно, наверху было больше индивидуализма, он постепенно просачивался вниз. По сути, это и была настоящая модернизация, распространение индивидуализма по обществу.
Тут вот и приходится сделать неутешительный вывод. К рубежу позапрошлого-прошлого веков подошло общество с традицией общинного самоуправления, что привело к образованию Советов во время революционного кризиса. К рубежу нынешнего века подошло модернизированное общество индивидуалистов, и тут не возникнут Советы, даже если надвинется революционный кризис. Советской власти больше не будет!
Это главный вывод.
заметки на полях,
Миронов