Ностальгическое-7. Год 2002.

Jan 16, 2015 19:25

Помимо подготовки вместе с В.Л.Шейнисом предложений в новый избирательный закон, я поработал на двух выборах - в Калмыкии и в Якутии.
Последние запомнились настоящими якутскими холодами (когда я прилетел в Мирный было -50), алмазной трубкой, туманом, при котором не видно ничего дальше 5 метров и автомобилями, не заглушаемыми в течении всей зимы. Работал я против административного ресурса, но в Ленском улусе (районе), Главу которого и избирали, часть милиции была на стороне оппонента баллотирующегося действующего Главы. Кроме того, свою роль сыграло недавнее наводнение. В общем, накрылся действующий Глава медным тазом. Кстати, там я в очередной раз видел слезы председательницы ТИК, когда ее, как-бы это помягче выразиться - в хвост и в гриву - разносил еще действующий Глава улуса.
А вот выборы Президента Калмыкии К.Н.Илюмжинова были совершенно феерическими.Дело в том, что Кирсан Николаевич - не по злобе, а просто считая это в порядке вещей - умудрился нарушить ВСЕ ограничения, которые накладывает закон на агитацию. Более того, все нарушения были подробно задокументированы всеми калмыцкими газетами (а было их в Калмыкии всего 10: одна оппозиционная «Советская Калмыкия сегодня», одна республиканская «Известия Калмыкии» и 8 «районок» - по одной на каждый район). И все эти газеты вкупе с телевизором рассказывали и показывали, как Кирсан Николаевич нарушает закон: раздает подарки (ключи от новых квартир, машины, телевизоры и чайники и пр., занимается благотворительностью, рекламирует деятельность организаций, руководителем которых является, и т.д.). Это помимо того, что на всех билбордах города Элисты, установленных, естественно, за бюджетные деньги, сияли лики Илюмжинова в разных ракурсах (см. фото).



При этом для остальных кандидатов рекламных щитов, естественно уже не осталось (см. фото).


Ничтоже сумняшеся калмыцкое телевидение вообще проигнорировало норму закона об обязательном предоставлении эфирного времени кандидатам, хотя постоянно твердило лишь об одном из них. Правда, к концу кампании (за 10 дней до дня голосования) этот «недосмотр» удалось исправить через суд (см. фото).


В Элисте образовалась некая коалиция из нескольких соперников Илюмжинова, которая написала открытое письмо Вешнякову. Вешняков даже приехал посмотреть, проехал по единственной приличной улице в Элисте, выступил по местному телевидению. Сказал он примерно следующее: «Конечно, нарушений было много. Но если Вы, Кирсан Николаевич, еще и голосование сфальсифицируете, то я уж е знаю, как Вас можно будет отмазать». И действительно, нарушений при голосовании и подсчете было немного. И Илюмжинов (это в Калмыкии-то!) набрал 47%, и вышел во второй тур.
Возможно, определенную роль сыграли и несколько судебных процессов с требованием снять Илюмжинова, проведенных непосредственно перед днем голосования. Последнее из заявлений было подано за 2 дня до голосования доверенным лицом кандидата Дагинова (писал заявление я). Заявление состояло из 20 страниц перечисления нарушений и 81 приложения, в основном - из копий материалов газет, фиксирующих подкуп. Примерно так:  «25 ветеранам Яшалты, были вручены ключи от персонального авто. И сделал это не кто-нибудь - лично Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов». С фотографией и перечислением имен ветеранов. Общий объем заявления был около 150 страниц.
Верховный суд Калмыкии решил рассмотреть заявление немедленно, но тут произошел забавный инцидент. Перед началом суда мне (а я представлял заявителя) кто-то шепнул на ухо, что один из народных заседателей - доверенное лицо Илюмжинова. Но не сказал - который из двух. Я, естественно заявил отвод народному заседателю, который показался мне более подозрительным. И угадал; суд перенесли на следующий день.
На следующий день я познакомился с товарищем Борисовым И.Б., срочно вызванным из Москвы в поддержку Илюмжинова. Не думаю, что именно поэтому мы проиграли суд, но Борисов мне запомнился. Впоследствии он, как известно, станет членом ЦИК РФ и главным критиком зарубежных выборов и иностранных агентов.
Судья Верховного суда, рассматривавший дело, запутался в заявлениях на Илюмжинова, поданных разными заявителями! На руки мы получили решение, часть которого отвергала доводы не нашего, а других заявлений. Было бы естественно оспорить решение в кассационном порядке, и я написал 14-тистраничную жалобу в ВС РФ. Но, по неизвестным мне причинам кандидат Догинов (а у него в Калмыкии был немаленький бизнес), отказался от дальнейшей борьбы. Так и осталась этот замечательный текст лишь в моем архиве.

ностальгическое

Previous post Next post
Up