Ностальгическое-6. Год 2001.

Jan 15, 2015 00:05

2001-й отмечен для меня четырьмя выборами.
В июне принимал участие в организации общественного наблюдения на выборах мэра города Истры Московской области. Выборы,  как выборы - с массой мелких нарушений, и с традиционной неприязнью по отношению к чужакам. Поэтому главное впечатление - о том, как мы (с Ириной Локшиной и Николаем Алешиным) неосторожно оставили в помещении ТИК портативный ксерокс, а на следующее утро его там не нашли. Председатель ТИК В.Решетов (присутствовавший в помещении, когда мы оставляли ксерокс) на наше заявление о пропаже ксерокса из помещения ТИК невозмутимо сообщил, что он «сведениями об оставлении какой-либо оргтехники в помещении ТИК не располагает, поэтому сообщить что-либо по нашему заявлению не может».
Еще раньше этих выборов я провел пару месяцев на выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа. В Нижневартовске было хорошо…Особенно запомнился эпизод со снятием одного из кандидатов за то, что он напечатал плакат с портретами двух других кандидатов (см. фото).


Восстанавливали по суду. Восстановили за день до голосования. У меня в архиве почему-то сохранилась моя заготовка решения суда…
В конце года в Москве были выборы в городскую Думу, а по округу, где я был членом окружной комиссии, - дополнительные выборы в Госдуму. Начну с последних.
Депутат С.Шохин, о котором шла речь в предыдущей серии моих воспоминаний, и который рассказывал избирателям о своих грандиозных планах работы в Госдуме, через год решил, что место в Счетной палате РФ намного теплее депутатского. В связи с чем наша Окружная комиссия заработала вновь, в режиме усиленного сотрудничества с Префектурой.
Напомню, что на предыдущих выборах членом нашей ОИК с совещательным голосом (от С.Шохина) был некто Вартан Саркисов. Угадайте, кем стал этот Вартан на этих выборах? Заместителем начальника оргуправления Префектуры! Не правда ли, с этого места намного удобнее продвигать нужного кандидата?
Что, собственно, происходит? Государство нанимает на время выборов частного политтехнолога (а Саркисов нам встретится еще не раз в этой роли на московских выборах: он в дальнейшем будет подрядчиком у «Единой России» и одновременно у Московской городской избирательной комиссии), делает временно его государственным служащим и платит прямо из бюджета. Грубо говоря, штаб кандидата перемещается в государственный (или в муниципальный) орган. Вопреки строгому предписанию закона о том, что на избирательную кампанию кандидатов тратятся деньги только из избирательного фонда. Такая технология будет и в дальнейшем активно использоваться на российских выборах. Чай, не пиндосы с их Уотергейтом.
Административным кандидатом на этот раз был человек немаленьких возможностей - В.Груздев - владелец «Седьмого континента». К этому времени он уже сориентировался, понял, что не все можно купить за деньги, и стал одним из руководителей московского «Отечества». При таких обстоятельствах Груздев, Саркисов, избирательная комиссия и префектура фактически боролась только с одним соперником - низкой явкой (тогда еще существовал порог явки в 25%). Забегая вперед, скажем, что победить соперника в тот раз Груздеву не удалось (хотя, конечно, его портреты были на каждом углу и в каждой районной газете) и депутатом он стал только в 2003 году.
Занятно было наблюдать, как бывший супрефект Ю.Абрамов, который внес немалый вклад в административную раскрутку О.Бочарова и С.Шохина, а на этих выборах - сам кандидат, пишет заявления об использовании админресурса кандидатом Груздевым.
Но наша Окружная комиссия вроде и не замечала, что Груздев лезет из всех государственных утюгов, на заявления о неравноправии кандидатов не реагировала. Да и сам председатель частенько заходил в Префектуру. Расшевелить комиссию, казалось, было невозможно, но Московская городская комиссия помогла мне возбудить мой ОИК!
МГИК спустила нам смету расходов на эти дополнительные выборы, а я ее проиллюстрировал. Я принес в ОИК такую картинку:


И сказал: «Ребята, ведь МГИК на этих выборах ничего не делает, почему же она отъедает 37%, оставляя организующей комиссии всего 2?». Проснулись! Ой, какой же был скандал! Особенно после того, ка я добавил картинку моих предложений по распределению средств членам комиссий:


На усмирение ОИК, столь рьяно борющейся за права граждан (членов ОИК), были высланы зампред МГИК Бобычев и главбух МГИК Морякова. В конце-концов был найден компромисс; МГИК изменил смету, урезав свои расходы.
Ну, и наконец, характерные выборы были в Московскую городскую Думу. Конкуренции на этих выборах уже не было, а результатом было избрание 33 из 35 ставленников исполнительной власти.
В моем округе, как нетрудно догадаться, был избран депутат О.Бочаров. С результатом 80,2%. Конкурент у него был один - некто А.Стрижанов, который играл примерно ту же роль, что С.Миронов на выборах Президента Путина. (Этот Стрижанов в 1989 году был начальником местной милиции и курировал первую в Советском районе города Москвы демонстрацию в поддержку будущих депутатов Съезда Народных депутатов СССР).
Проблема в нашем округе была все та же - явка, и Префектура пошла ва-банк: сама выпустила плакат с ликами кандидатов, что, конечно, закону противоречило напрямую.


ОИК по моему заявлению «обратилась в правоохранительные органы»…С известным результатом.
Но, конечно, основным перлом этой избирательной кампании было единение основных политических сил: по Москве в различных видах распространялось «письмо четырех» (см. фото).


Письмо было напечатано и в «Тверской, 13» и в «МК» (причем в МК - за счет одного из кандидатов) и распространялось поименно по адресам москвичей. Эти четыре подписи не были подделкой, хотя отношение Явлинского к своей подписи, вероятно, было неоднозначным. (В рекомендуемый список не вошла зам Явлинского по Московской организации Н.Бородина и И.Вильданов оспаривал законность этого письма в суде).
Массированная рассылка письма москвичам, его публикации в государственных и муниципальных газетах, естественно, вызвали недовольство остальных кандидатов. Московская организация КПРФ (первый секретарь Куваев), а также кандидат в депутаты М.Ильин подали два иска в суд с требованием признать выборы недействительными.
В рассмотрении последнего иска участвовал и я, хотя исход дела был ясен, что судья Назарова в Мосгорсуде показывала на протяжении всего процесса своим видом. Занятно было, что я сначала представлял «Яблоко», но бдительный адвокат СПС Вадим Прохоров, почуяв, куда я веду, после первого дня заседания нажаловался на меня руководству «Яблока», и меня заменили. После чего я тут же был назначен представителем М.Ильина и начал высказываться в таком духе: «Вчера здесь, представитель «Яблока», то есть я, заявлял, что …».

административные избирательные технологи, агитация, Выборы в МГД, явка, суд, выборы в Москве

Previous post Next post
Up