Отклонения в системе и оценка состояния системы

Dec 31, 2023 07:19


Если встать на позицию оценки состояния системы, то вопрос оценки того или иного отклонения, вопрос определения угрожает ли отклонение состоянию системы разрешится сам собой.

Именно оценкой влияния на состояние системы анализируемого (проявившегося или выявленного) отклонения от нормального функционирования и занимается (должна заниматься) система управления состоянием системы защиты (по ИКАО - система управления безопасностью полётов, СУБП).

Вопрос - угрожает ли отклонение состоянию системы (по ИКАО - безопасности полётов), представляет ли отклонение из себя опасность для функционирующей системы и насколько отклонение опасно, - решается в рамках функционирования СУБП.

То есть само по себе любое отдельно взятое отклонение от нормального функционирования может и не представлять опасности для системы, поскольку не только вероятность появления такого отклонения находится под контролем существующих элементов и процедур системы, но и дальнейшее развитии ситуации при появлении и проявлении отклонения самостоятельно контролируется существующей системой, её собственными элементами и процедурами, снижающими серьёзность последствий проявления данного отклонения.

Задача СУБП состоит исключительно в том, чтобы оценить эффективность действий этих элементов и процедур существующей системы и на основании результатов этой оценки сделать обоснованный вывод - в какой мере необходимо в данном конкретном случае произвести корректирование состояния системы на данном участке её деятельности.



Выводы по результатам оценки в глобальном плане могут варьироваться в диапазоне -

ОТ

«ничего корректировать не нужно», состояние системы (или по ИКАО «риск»), «приемлемое», то есть система способна самостоятельно поддерживать своё состояние на заданном уровне

ДО

«необходима корректировка», то есть система неспособна самостоятельно поддерживать своё состояние на заданном уровне. В этом случае дополнительно делается вывод о срочности действий.

Если корректирующие действия можно выполнить в плановом, рабочем порядке, то состояние системы (или по ИКАО «риск») оценивается как «допустимое».

Если корректирующие действия необходимо выполнить в экстренном порядке. С возможной остановкой процесса, в котором выявлено или проявилось отклонение, то состояние системы (или по ИКАО «риск») оценивается как «недопустимое».

Кто же и каким методом оценивает состояние функционирующей системы и принимает решение о необходимости корректирования этого состояния?

СУБП, отклонения, авиация, оценка риска

Previous post Next post
Up