Правила разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2022 № 642, пунктами 2 и 5 устанавливают :
2. Используемые в настоящих Правилах термины означают следующее:
"добровольные сообщения" - сообщения о фактических и (или) потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, направленные юридическими и физическими лицами в произвольной форме по их инициативе;
"факторы опасности и риска" - действие или бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание, создающие угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, предполагаемые вероятность и тяжесть последствий их проявления.
5. Поставщик услуг не позднее чем через 72 часа с момента обнаружения в рамках реализации системы управления безопасностью полетов факторов опасности и риска представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта в произвольной форме информацию о факторах опасности и риска,
Понятие «угроза безопасности полётов» не имеет определения в воздушном законодательстве Российской Федерации.
Нет также разъяснения, могут ли быть факторы опасности не угрожающими безопасности полётов, если в Правилах постоянно делается упор на «факторы опасности и риска, создающие угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов».
Как видно из представленных в тексте Правил «642» определений терминов «добровольные сообщения» и «факторы опасности и риска» какое-либо согласование между этими понятиями в правилах «642» отсутствует.
Добровольные сообщения юридических лиц (как и физических), направляемые по их инициативе, включают информацию о «недостатках в обеспечении безопасности полетов», без какого-либо раскрытия сути этого термина.
Информация же о факторах опасности и риска, определяемых в правилах «642» как действие или бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание, создающие угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, предполагаемые вероятность и тяжесть последствий их проявления, должны представляться в Росавиацию не позднее чем через 72 часа с момента обнаружения в рамках реализации системы управления безопасностью полетов факторов опасности и риска.
Но что подразумевается по «угрозой безопасности полётов» нигде не разьясняется.
Могут ли действие или бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание НЕ создавать угрозу безопасности полётов? Надо ли при этом варианте юридическим лицам не позднее чем через 72 часа представлять информацию об этих «действии или бездействии, обстоятельстве, условии или их сочетании» в Росавиацию?
Создают ли угрозу безопасности полётов недостатки в обеспечении безопасности полётов, о которых по своей инициативе сообщают те же самые юридические лица?
Ответа нет нигде. Может быть, кто-то знает ответ на этот простой вопрос?