Обязательные знания. Ибн Абд-уль-Барр

Feb 19, 2014 22:30

Сказал хафиз Ибн Абд уль-Барр (368-463 х/978-1071 м):

قَالَ أَبُو عُمَرَ : قَدْ أَجْمَعَ الْعُلَمَاءُ عَلَى أَنَّ مِنَ الْعِلْمِ مَا هُوَ فَرْضٌ مُتَعَيَّنٌ عَلَى كُلِّ امْرِئٍ فِي خَاصَّةِ نَفْسِهِ ، وَمِنْهُ مَا هُوَ فَرْضٌ عَلَى الْكِفَايَةِ إِذَا قَامَ بِهِ قَائِمٌ سَقَطَ فَرْضُهُ عَنْ أَهْلِ ذَلِكَ الْمَوْضِعِ ، وَاخْتَلَفُوا فِي تَلْخِيصِ ذَلِكَ وَالَّذِي يَلْزَمُ الْجَمِيعَ فَرْضُهُ مِنْ ذَلِكَ مَالا يَسَعُ الإِنْسَانَ جَهْلُهُ مِنْ جُمْلَةِ الْفَرَائِضِ الْمُفْتَرَضَةِ عَلَيْهِ ، نَحْوَ الشَّهَادَةِ بِاللِّسَانِ وَالإِقْرَارِ بِالْقَلْبِ بِأَنَّ اللَّهَ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ وَلا شِبْهَ لَهُ وَلا مِثْلَ لَهُ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ، خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَإِلَيْهِ يُرْجَعُ كُلُّ شَيْءٍ ، الْمُحْيِي الْمُمِيتُ الْحَيُّ الَّذِي لا يَمُوتُ ، عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ هُمَا عِنْدَهُ سَوَاءٌ ، لا يَعْزُبُ عَنْهُ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ فِي الأَرْضِ وَلا فِي السَّمَاءِ ، هُوَ الأَوَّلُ وَالآخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ ، وَالَّذِي عَلَيْهِ جَمَاعَةُ أَهْلِ السُّنَّةِ وَالْجَمَاعَةُ أَنَّهُ لَمْ يَزَلْ بِصِفَاتِهِ وَأَسْمَائِهِ لَيْسَ لأَوَلِيَّتِهِ ابْتِدَاءٌ ، وَلا لآخِرِيَّتِهِ انْقِضَاءٌ ، هُوَ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Сказал Абу Умар: Все ученые единодушны в том, что есть такие области знаний, которые обязан знать каждый человек. Но есть области знаний, знать которые не обязательно для всех. В этом случае, если часть мусульман в стране изучила их, то другие освобождаются от этой обязанности. Ученые высказывали разные мнения по поводу того, что именно относится к таким областям знаний. Что же касается тех вещей, которые обязан знать каждый и невежество в которых является недопустимым, то к ним относятся: подтверждение языка и убеждение сердца в том, что Аллах един и у Него нет сотоварища, что нет никого похожего на Него или подобного Ему, что Он не рожден и не рождает и нет никого равного Ему, что Он сотворил все сущее и все сущее возвратится к Нему, что Он дарует жизнь и умерщвляет, а Сам никогда не умирает, знающий явное и скрытое, и явное и скрытое равно перед Ним, не скроется от него даже маленькое зёрнышко ни на небесах, ни на земле, и Он - Первый, и Последний, Явный, и Скрытый. Каждый обязан знать то, на чем все ахли-Сунна: что прекрасные имена и качества Аллаха всегда были присущи Ему, что Он не имеет ни начала, ни конца и что Он вознесся на свой Трон.

وَالشَّهَادَةِ بِأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وَخَاتَمُ أَنْبِيَائِهِ حَقٌّ ، وَأَنَّ الْبَعْثَ بَعْدَ الْمَوْتِ لِلْمُجَازَاةِ بِالأَعْمَالِ ، وَالْخُلِودَ فِي الآخِرَةِ لأَهْلِ السَّعَادَةِ بِالإِيمَانِ وَالطَّاعَةِ فِي الْجَنَّةِ ، وَلأَهْلِ َاوَةِ بِالْكُفْرِ وَالْجُحُودِ فِي السَّعِيرِ حَقٌّ ، وَأَنَّ الْقُرْآنَ كَلامُ اللَّهِ وَمَا فِيهِ حَقٌّ مِنْ عِنْدِ اللَّهِ يَلْزَمُ الإِيمَانُ بِجَمِيعِهِ ، وَاسْتِعْمَالُ مُحْكَمِهِ

(Также каждый мусульманин обязан) засвидетельствовать, что Мухаммад - раб Аллаха и Его Посланник и последний из Божьих пророков, что воскрешение после смерти и воздаяние за совершенные людьми деяния - это истина, что покорные Аллаху верующие будут вечно счастливы в раю, а упорствующие неверные будут вечно страдать в аду, что Коран - это речь Аллаха, а все его аяты - ниспосланная Аллахом истина, и что человек должен уверовать в это писание целиком и выполнять его ясные (мухкам) предписания.

وَأَنَّ الصَّلَوَاتِ الْخَمْسَ فَرِيضَةٌ وَيَلْزَمُهُ مِنْ عِلْمِهَا عِلْمُ مَا لا تَتِمُّ إِلا بِهِ مِنْ طَهَارَتِهَا وَسَائِرِ أَحْكَامِهَا وَأَنَّ صَوْمَ رَمَضَانَ فَرْضٌ ، وَيَلْزَمُهُ عِلْمُ مَا يُفْسِدُ صَوْمَهُ ، وَمَا لا يَتِمُّ إِلا بِهِ ، وَإِنْ كَانَ ذَا مَالٍ ، وَقُدْرَةٍ عَلَى الْحَجِّ لَزِمَهُ فَرْضًا أَنْ يَعْرِفَ مَا تَجِبُ فِيهِ الزَّكَاةُ ، وَمَتَى تَجِبُ وَفِي كَمْ تَجِبُ ، وَلَزِمَهُ أَنْ يَعْلَمَ بِأَنَّ الْحَجَّ عَلَيْهِ فُرِضَ مَرَّةً وَاحِدَةً فِي دَهْرِهِ إِنِ اسْتَطَاعَ السَّبِيلَ إِلَيْهِ

(Каждый мусульманин обязан) совершать пять ежедневных намазов и знать все необходимое для этого, например, правила совершения омовения и самой молитвы. Также обязателен пост в месяц рамадан, и человеку следует знать, как правильно поститься и что нарушает пост. Если человек богат, то он также обязан знать, с чего, когда и кому он должен выплачивать закят, а если он еще и в состоянии совершить хадж, то должен знать, что он должен совершить паломничество хотя бы один раз в жизни.

إِلَى أَشْيَاءَ يَلْزَمُهُ مَعْرِفَةُ جُمَلِهَا وَلا يُعْذَرُ بِجَهْلِهَا نَحْوَ تَحْرِيمِ الزِّنَا وَتَحْرِيمِ الْخَمْرِ وَأَكْلِ الْخِنْزِيرِ وَأَكْلِ الْمَيْتَةِ ، وَالأَنْجَاسِ كُلِّهَا وَالسَّرِقَةِ وَالرِّبَا وَالْغَصْبِ وَالرِّشْوَةِ فِي الْحُكْمِ ، وَالشَّهَادَةِ بِالزُّورِ ، وَأَكْلِ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالْبَاطِلِ وَبِغَيْرِ طِيبٍ مِنْ أَنْفُسِهِمْ إِلا إِذَا كَانَ شَيْئًا لا يُتَشَاحُّ فِيهِ وَلا يُرْغَبُ فِي مِثْلِهِ ، وَتَحْرِيمِ الظُّلْمِ كُلِّهِ وَهُوَ كُلُّ مَا مَنَعَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مِنْهُ وَرَسُولُهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَتَحْرِيمِ نِكَاحِ الأُمَّهَاتِ وَالْبَنَاتِ وَالأَخَوَاتِ وَمَنْ ذُكِرَ مَعَهُنَّ ، وَتَحْرِيمِ قَتْلِ النَّفْسِ الْمُؤْمِنَةِ بِغَيْرِ حَقٍّ ، وَمَا كَانَ مِثْلَ هَذَا كُلِّهِ مِمَّا قَدْ نَطَقَ بِهِ الْكِتَابُ وَأُجْمَعَتِ الأُمَّةُ عَلَيْهِ ، ثُمَّ سَائِرَ الْعِلْمِ ، وَطَلَبَهُ وَالتَّفَقُّهَ فِيهِ وَتَعْلِيمَ النَّاسِ إِيَّاهُ وَفَتْوَاهُمْ بِهِ فِي مُصَالِحِ دِينِهِمْ وَدُنْيَاهُمْ ، وَالْحُكْمُ بِهِ بَيْنَهُمْ فَرْضٌ عَلَى الْكِفَايَةِ يَلْزَمُ الْجَمِيعَ فَرْضُهُ فَإِذَا قَامَ بِهِ قَائِمٌ سَقَطَ فَرْضُهُ عَنِ الْبَاقِينَ بِمَوْضِعِهِ لا خِلافَ بَيْنَ الْعُلَمَاءِ فِي ذَلِكَ

Есть еще много других положений, которые обязан знать мусульманин, и незнание которых нельзя оправдать своим невежеством. Это - запрет на совершение прелюбодеяния и употребления в пищу спиртных напитков, свинины, мертвечины и прочей скверны, воровства, ростовщичества, взяточничества в правлении, и лжесвидетельства, и незаконного присвоения чужого имущества, либо взятия его так, что это не нравится, кроме того, чего не жалко и что никому не нужно, и запрет любой несправедливости - а это всё то, что запретили Аллах, Свят Он и Велик, и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и запрет женитьбы на матерях, дочерях, сестрах, и других запрещенных для женитьбы родственниках, и запрет убийства верующего не по праву, и запрет иных подобных вещей, упомянутых в Коране и относительно чего сошлась в единогласии исламская община. Что же касается остального знания, его изучения его и получения степени правоведа в нём, обучения этому людей, дачи им фетв, опираясь на него, относительно их религии и мирских дел, и суда по этому знанию между ними, то это относится к коллективной обязанности. Изначально оно (подобного рода знание) лежит обязанностью на всех, но после того, как им занимается достаточная (для его усвоения и распространения) группа, то обязательство изучения этого знания спадает с остальных людей этой местности. И относительно этого нет разногласий между учеными».

«Джами’ аль-Байан» 1/56

Ибн Абд-уль-Барр, акъида, Знание

Previous post Next post
Up