Со слов Ибн Мас’уда передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
الصَّبْرُ نِصْفُ الإِيمَانِ ، وَالْيَقِينُ الإِيمَانُ كُلُّهُ
«Половина веры/имана - это терпение, а полная вера (иман) - есть убеждение»
Передали: Ибн Шахин в «ат-Таргиб фи фадаил ал-а‘мал» (№
271), аль-Къуда'и в «Муснад аш-Шихаб» (№
149), Байхакъи в «Шуаб аль-иман» (№
9082), Багдади в «Тарих аль-Багдад» (№
4479), Абу Ну’айм в «Хилья аль-аулия» (№
6345), Лялякъаи в «Шарх усуль аль-и‘тикъад» (№
1357), Ибн Хаджар в «Та’ликъ» (№
6)
Суюти в «Джами’ ас-сагир» (5130) назвал слабым
Албани в «Даиф аль-джами’» (3536) сказал: слабый, а в «Сильсиля ад-даифа» (499) сказал: мункар
Между тем, эти слова достоверным образом передаются от самого Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах.
Их передал Абдаллах ибн Ахмад в "Сунна" (№
724), Абу Бакр аль-Халляль в "Сунна" (№
1523), Ибн Джарих «Зухд» (№
197), Байхакъи в «Шуаб аль-иман» (№
44), Табарани в "аль-Кабир" (№
8544).
Хайсами в "Маджму заваид" (№
188) сказал: передал Табарани в "аль-Кабир" и его передатчики - передатчики "Сахихов".
Ибн Хаджар аль-Аскалани, приведя этот асар в «Та’ликъ» (№
5), сказал: "Он - мавкуф ас-сахих, и был передан как "марфу'ун" без подтверждения".
Также достоверность этого асара подтвердили Бадруддин Аль-Айни в «Умдат Аль-Кари» (1/193), Ибн Мулякъин в «Шарх аль-Бухари» и Албани в «Сахих ат-таргиб» (3397)
Ибн Хаджар аль-Аскалани, упомянув этот асар от Ибн Мас’уда и удостоверив его, сказал:
وفي الإيمان لأحمد من طريق عبد الله بن عكيم عن ابن مسعود أنه كان يقول " اللهم زدنا إيمانا ويقينا وفقها " وإسناده صحيح ، وهذا أصرح في المقصود ، ولم يذكره المصنف لما أشرت إليه
( تنبيه ) : تعلق بهذا الأثر من يقول : إن الإيمان هو مجرد التصديق . وأجيب بأن مراد ابن مسعود أن اليقين هو أصل الإيمان ، فإذا أيقن القلب انبعثت الجوارح كلها للقاء الله بالأعمال الصالحة ، حتى قال سفيان الثوري : لو أن اليقين وقع في القلب كما ينبغي لطار اشتياقا إلى الجنة وهربا من النار
«В книге «Аль-Иман» имама Ахмада со слов Абдуллаха бин Акиима передаётся, что Ибн Мас'уд говорил: «О Аллах, усиль нашу веру (иман), убеждение (якъин) и понимание фикха» (см. в "Сунна" Абдаллаха ибн Ахмада (№
707) "Сунна" Абу Бакра аль-Халляля (№
1135), "Шарх усуль аль-и'тикъад" Лялякъаи (№
1377)). Его иснад - достоверный/сахих. Это - самое ясное понимание того, что он (Ибн Мас’уд) имел в виду. Но это не упоминается в «Мусннафе», когда указывается на это (выражение).
Внимание: такое объяснение касается тех, кто говорит, что Аль Иман - это просто подтверждение (тасдикъ). Я отвечу, что Ибн Мас’уд имеет в виду что "аль якын" - это основа веры/имана и сердце получило убеждение то это отразится на всем что его окружает(т.е.на других органах) чтобы встретиться с Аллахом, уже с благими поступками. По этому поводу Суфьян Асаурий сказал: "Если убеждение проникло в сердце, оно должно со страстью устремиться к Раю и обратиться в бегство от пламени ада!»
Источник: Ибн Хаджар, "Фатх аль-Бари", комментарий к хадису №
8 Ибн Раджаба аль-Ханбали (736-795 г.х.) сказал:
واليقين : هو العلم الحاصل للقلب بعد النظر والاستدلال ، فيوجب قوة التصديق حتى ينفي الريب ويوجب طمأنينة القلب بالإيمان وسكونه وارتياحه به، وقد جعله ابن مسعود الإيمان كله . وكذا قال الشعبي - أيضا
"Якын" - это то, что в результате рассмотрения и рассуждения постигло сердце так, что оно принимает нечто, отгоняя все препятствующие этому признанию сомнения и приводя сердце к спокойствию. У ибн Мас'уда это и есть иман (Вера), так же и у аш-Ша'бий.
Источник: Ибн Раджаб; "Фатх уль-Бари"
(1/6)