Nov 14, 2011 15:31
Обвинение: Облегчение в религии
Следующая претензия авторов «Заблуждений…» состоит в том, что Карадави послабляет религию.
Так, в своей работе они писали:
«Также когда спросили шейха Ибн Джибрина о фатауах доктора Кардауи, которые противоречат многим положениям
шариата, он ответил: “Нет сомнений в том, что этот человек делает послабления (в религии)! Причиной этому является то, что он желает быть любимым для людей, и поэтому он делает для них послабления. Так, например, когда он увидел, что большинство людей слушают музыку, он сказал, что она не запрещена… Мы говорим: не слушайте его фатауа и
предостерегайте от них людей!” Сл. «‘Аниль-Кардауи».
Этого не отрицает и сам доктор Кардауи, который говорит, что его цель - это облегчение для людей. См. “аль-Фатауа байна аль-идбат” 113.
Однако повеления и запреты Всевышнего Аллаха под силу Его рабам и нет необходимости в том, чтобы их послаблять! Всевышний Аллах сказал: «Аллах желает вам облегчения, и не желает для вас затруднения» (аль-Бакъара 2: 185).
Аллах также сказал: «И не возлагает Аллах на душу то, что ей не под силу». (Корова 2: 286).
Таким образом Всевышний ничего непосильного для Своих рабов не вменил и не запретил, чтобы эти повеления и запреты следовало ослаблять!».
Ответ:
1. Призыв к облегчению установлен сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Так, например, от Абу Хурайры переданы его следующие слова: «…Посланы вы только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!” аль-Бухари 220.
И Анас ибн Малик передал следующие слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)» аль-Бухари 69, Муслим 1734.
И эти же слова пророк сказал Абу Мусе аль-Ашари, отправляя его в Йемен (см. «Мухтасар на «Сахих» аль-Бухари, № 1598 (4341 - 4342).
Также переданы слова Салмана аль-Фарси, сказанные им Абу-д-Дарде: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему
правом то, что по праву принадлежит ему!» - о которых пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Сальман сказал правду» . аль-Бухари 1968, 6139.
2. Шейх аль-Албани подтвердил наличие облегчения в религии в своём труде «Сунны, которыми пренебрегают в Рамадане», сказав:
«Поистине, есть достоверный хадис, переданный от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, указывающий на облегчение, предоставляемое Исламом, считающееся одним из принципов Ислама, которым гордятся мусульмане, особенно в отношении вопроса поста. Так как Аллах, Всемогущий и Славный, указал в аятах относительно поста: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения». (Аль-Бакара 2:185)»
И далее Шейх Альбани, указал на некоторые вопросы, в которых люди впадают во всякого рода чрезмерности.
И именно на фоне обсуждения различных излишеств и усложнений, практикуемых людьми, сам Карадави, вдается в вопрос облегчения. Так, например, в своей книге «Исламское сознание. Между неверием и экстремизмом»
он говорит (См. гл. «Экстремизм: действительность и вымышленные обвинения», раздел «Призыв Ислама к умеренности и предостережение от экстремизма»):
«Ислам - это умеренный путь во всем: в вероубеждении, в поклонении и обрядах, в нравственности и поведении, в законодательстве, в общественных взаимоотношениях. Этот путь Аллах назвал "прямым путем ", и этот путь отличается от путей других конфессий и философских школ, "навлекших на себя гнев " и "заблудших ", которые не свободны от излишества и крайностей.
Умеренность - одна из основных особенностей Ислама и этим Аллах отличил Умму от остальных общин: "Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве". ( Коран. 2:143). Это Умма справедливости и умеренности, которая будет свидетельствовать об отклонении людей от прямого пути.
Тексты Шариата говорят об экстремизме, как о чрезмерности. Тексты Шариата призывают к умеренности и предостерегают от крайностей, называя их такими словами, как "чрезмерность ", "щепетильность ", "ожесточение "».
И далее он посвятил целый раздел упоминанию «бедствий и пороков, вызываемых чрезмерной религиозностью».
И ясно, что у Кардави призыв к облегчению, по сути, означает призыв к умеренности, о которой он здесь говорит.
Что же касается понимания истинной умеренности и истинных дозволенных послаблений, то оно у каждого учёного своё и посему, конечно же, может отличаться друг от друга.
Затем. Авторы (редакторы) работы «Заблуждения доктора Карадауи» упомянули слова шейха Ибн Джибрина, да смилуется над ним Аллах, с обвинением в послаблении религии шейхом Карадави.
Во-первых, мы не нашли никакого ясного подтверждения в принадлежности этих слов Ибн Джибрину.
Во-вторых, даже если бы он их сказал, то их содержание несёт в себе недопустимое - знание деяния сердец. Так, например, в них сказано:
«Причиной этому является то, что он желает быть любимым для людей, и поэтому он делает для них послабления».
И следующие слова: «Так, например, когда он увидел, что большинство людей слушают музыку, он сказал, что она не запрещена…»
И подобного рода предположения - безосновательны. Ибо если следовать такой логике, то выйдет, что, например, Ибн Тайимййа, видя, как людям затруднительно возмещать пропущенные намазы, пришёл к мнению, в соответствии с которым их возмещать не следует. Также можно сказать и об учёных - в числе которых шейх аль-Касими - разрешили протирание обычных носков… Мол, они это сделали, желая угодить большинству людей, которым лень мыть ноги…
Но подобное не говорится. Говорится, что это - иджтихад учёных, вывод, к которому они приходят после изучения темы. Так почему же не сказать подобное и в отношении музыки? Ведь люди Медины и Ибн Хазм аль-Андалуси, и Саййид Сабик и другие учёные, считавшие её дозволенной, не делали своих выводов, желая угодить кому-то. Так почему подобное предполагается в отношении Карадави?
Далее. Слова авторов «Заблуждения…»
«Таким образом Всевышний ничего непосильного для Своих рабов не вменил и не запретил, чтобы эти повеления и запреты следовало ослаблять!»
Разве не удивителен путь людей, которые начинают нечто ошибочно предполагать о воззрениях человека, а потом с бравадой опровергать эти свои представления!?
Где Кардави говорит о том, что вменённое Аллахом как обязательное или запретное надо послаблять? Нет ни таких слов, ни такого понимания! Есть темы, которые, по его мнению, люди! - именно люди, а не Аллах! - усложнили и впали во всякого рода чрезмерности. Об этом речь. А не о том, что сама религия как таковая нуждается в послаблении!
А что касается примеров того, как некоторые учёные считают определённые мнения других учёных излишней чрезмерностью - предостаточно. И это - норма Исламской мысли.
Так, например, в ответе на вопрос о суннах, которыми пренебрегают в Рамадане, Шейх аль-Албани говорит:«Порицается фикхом и противоречит Сунне, высказывание человека: «Если человек слышит азан и у него во рту пища, то он должен выплюнуть ее». Это чрезмерная строгость, крайность и излишество (г1улюу) в религии…»
Важным в этой теме является также следующее. Карадави, разъясняя вопрос о допустимости руководства мнениями разных имамов в различных темах, сказал:
«Я считаю, что если человек без учета какого-либо обоснования (далиль) занимается поиском, выбором правил, установок, наиболее легких в исполнении и соответствующих его желаниям, то это не разрешается.
Праведные предки (саляф) говорили, кто «выбирает облегчения мазхабов,
тот совершает прегрешение». К примеру, человек придерживается определенного мазхаба тогда, когда данный мазхаб защищает его интересы. А если определенный мазхаб стоит на стороне его оппонента, то он выбирает другой мазхаб и заявляет, что придерживается, скажем, суждения Аш-Шафии и не приемлет другие мнения.
Здесь он потворствует своим желаниям, превращает религию в забаву, делает мазхабы слугой своих интересов. А верующий всегда должен придерживаться истины, независимо от того, выступает ли она на его стороне или нет. Всевышний Аллах осуждает в Коране лицемеров: «Они (лицемеры) говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся». Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими. Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. Будь они правы, они покорно явились бы к нему» (Св. Коран, 24:47-49). Они хотели направлять истину в сторону своей выгоды, но не хотели быть направляемыми истиной, как подобает искренне верующим людям».
И из этого для глаз, не замутнённых ненавистью, предельно понятным станет то, что если бы Кардави без оглядки на шариатские требования хотел бы всё облегчить, то он бы не порицал выбирающего всё лёгкое в словах учёных. И хвала Аллаху за помощь в разъяснении этого.
В завершении же данной темы хотим сказать, что, хотя метод Карадави и является облегчением во второстепенных житейских вопросах, мы видим какую жесткую позицию он занимает в глобальных, касающихся Уммы, вопросах. Например, он занимает непримиримую позицию по отношении к секуляристам, врагам Исламского призыва и правления. Также последние события в Арабском мире показали, как он жестко отзывался о президентах, которые не хотели покидать свои кресла (обо всём этом развёрнуто мы говорили в предыдущих темах).
Карадави,
Критика учёных,
Облегчение