Джисм\тело в понимании различных групп, относящих себя к Исламу

Sep 05, 2019 02:14


Захаби в "Тарих аль-Ислам" (30/104) приводит от Ибн Хазма, что сподвижник Бакъиляни, представитель ашаритского мазаба, Абу Джа'фар Самнани (аль-Ханафий, къади; 361-444 г.х./972-1052 г.м.) сказал: "Тот, кто назвал Аллаха телом/"джисмом" из-за того, что он описан качествами, то он прав в смысле, но ошибся в назывании"

وقد ذكره ابن حزم فقال: أبو جعفر السمناني المكفوف قاضي الموصل هو أكبر أصحاب الباقلاني ومقدم الأشعرية في وقتنا قال: من سمى الله جسماً من أجل أنه حامل لصفاته في ذاته فقد أصاب المعنى وأخطأ في النسبة فقط

------------------------------------------------------------------

Говорит Адудуддин аль-Иджи (ум. 756 г.х) в "Китаб аль-Мавакиф"/"Книге остановок"  (2/323): "Это не так, как говорят "салихиты" из числа му'тазилитов в описании "тела" - что это тот, кто самостоятелен. и не так, как говорят каррамиты в описании тела, что это - существующий. И не так как говорит Хишам, что тело - это вещь...".

وما هو كقول الصالحية من المعتزلة في تعريف الجسم هو القائم بنفسه وقول بعض الكرامية هو الموجود وقول هشام هو الشيء
И в этой же книге (3/39) он сказал: "Аллах не является "джисмом", а некоторые невежды, наподобии каррамитов, сказали, что Аллах - "тело" в том смысле, что Он - существуещий, а некоторые сказали, что Аллах - тело в том смысле, что Он - самостоятельный, и спор с ними - только в именованиях"

المقصد الثاني في أنه تعالى ليس بجسم وهو مذهب أهل الحق وذهب بعض الجهال إلى أنه جسم ثم اختلفوا فالكرامية أي بعضهم قالوا هو جسم أي موجود وقوم آخرون منهم قالوا هو جسم أي قائم بنفسه فلا نزاع معهم على التفسيرين إلا في التسمية

------------------------------------------------------------------

Ибн Таймийа об определении телесности

Джисм, Ташбих, Иджли

Previous post Next post
Up