Ибн Аби ад-Дунья в «Муджаби ад-дуа» (
112) вывел: Нам рассказал Абу Хашим, что он слышал Касира ибн Мухаммада ибн Касира ибн Рифаата, что он говорил: один человек пришел к Абдуль-Малику ибн Саид ибн Абджару. Он (Абдул-Малик) пощупал его живот и сказал: «У тебя неизлечимая болезнь». Человек спросил: «что это за болезнь?» Он ответил: «что-то вроде язвы». Человек огорчился и сказал: «Аллах, Аллах, Аллах, Мой Господь, нет Тебе никакого сотоварища. О Аллах воистину я обращаюсь к Тебе твоим Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, Пророком Милости. О Мухаммад, я обращаюсь тобой к твоему Господу и моему Господу, чтоб Он смилостивился надо мной». После этого он потрогал живот и сказал: «Ты избавился от своей болезни».
حَدَّثَنَا أَبُو هِشَامٍ ، سَمِعْتُ عَنَ كَثِيرِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ كَثِيرِ بْنِ رِفَاعَةَ ، قَالَ : جَاءَ رَجُلٌ إِلَى عَبْدِ الْمَلِكِ بْنِ حَيَّانَ بْنِ سَعِيدِ بْنِ الْحَسَنِ بْنِ أَبْجَرَ ، فَجَسَّ بَطْنَهُ ، فَقَالَ : بِكَ دَاءٌ لا يَبْرَأُ ، قَالَ : مَا هُوَ ؟ قَالَ : هُوَ الدُّبَيْلَةُ ، فَتَحَوَّلَ الرَّجُلُ ، فَقَالَ : " اللَّهُ ، اللَّهُ رَبِّي ، لا أُشْرِكُ بِهِ أَحَدًا ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَتَوَجَّهُ إِلَيْكَ بِنَبِيِّكَ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، نَبِيِّ الرَّحْمَةِ ، يَا مُحَمَّدُ ، إِنِّي أَتَوَجَّهُ بِكَ إِلَى رَبِّكَ وَرَبِّي أَنْ يَرْحَمَنِي مِمَّا بِي رَحْمَةً يُغْنِينِي بِهَا عَنْ رَحْمَةِ مَنْ سِوَاهُ " ، ثَلاثَ مَرَّاتٍ ، ثُمَّ دَعَا إِلَى ابْنِ أَبْجَرَ ، فَجَسَّ بَطْنَهُ ، فَقَالَ : " بَرَأْتَ ، مَا بِكَ عِلَّةٌ
---------------------------------------------------------
Ибн Таймийи, упомянув этот асар, сказал:
قلت : فهذا الدعاء ونحوه قد روي أنه دعا به السلف ونقل عن أحمد بن حنبل في منسك المروذي التوسل بالنبي صلى الله عليه وسلم في الدعاء ونهى عنه آخرون
«Я скажу: поистине, эти мольбы и подобные им, практиковались саляфами, и тавассуль в мольбе посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передан от Ахмада ибн Ханбаля в «Аль-Мансак». И запрещали это другие».
فَإِنْ كَانَ مَقْصُودُ الْمُتَوَسِّلِينَ التَّوَسُّلَ بِالْإِيمَانِ بِهِ وَبِمَحَبَّتِهِ وَبِمُوَالَاتِهِ وَبِطَاعَتِهِ فَلَا نِزَاعَ بَيْنَ الطَّائِفَتَيْنِ وَإِنْ كَانَ مَقْصُودُهُمْ التَّوَسُّلَ بِذَاتِهِ فَهُوَ مَحَلُّ النِّزَاعِ وَمَا تَنَازَعُوا فِيهِ يُرَدُّ إلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ . وَلَيْسَ مُجَرَّدُ كَوْنِ الدُّعَاءِ حَصَلَ بِهِ الْمَقْصُودُ مَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّهُ سَائِغٌ فِي الشَّرِيعَةِ فَإِنَّ كَثِيرًا مِنْ النَّاسِ يَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ مِنْ الْكَوَاكِبِ وَالْمَخْلُوقِينَ وَيَحْصُلُ مَا يَحْصُلُ مِنْ غَرَضِهِمْ وَبَعْضُ النَّاسِ يَقْصِدُونَ الدُّعَاءَ عِنْدَ الْأَوْثَانِ وَالْكَنَائِسِ وَغَيْرِ ذَلِكَ وَيَدْعُو التَّمَاثِيلَ الَّتِي فِي الْكَنَائِسِ وَيَحْصُلُ مَا يَحْصُلُ مِنْ غَرَضِهِ وَبَعْضُ النَّاسِ يَدْعُو بِأَدْعِيَةِ مُحَرَّمَةٍ بِاتِّفَاقِ الْمُسْلِمِينَ وَيَحْصُلُ مَا يَحْصُلُ مِنْ غَرَضِهِمْ . فَحُصُولُ الْغَرَضِ بِبَعْضِ الْأُمُورِ لَا يَسْتَلْزِمُ إبَاحَتَهُ وَإِنْ كَانَ الْغَرَضُ مُبَاحًا فَإِنَّ ذَلِكَ الْفِعْلَ قَدْ يَكُونُ فِيهِ مَفْسَدَةٌ رَاجِحَةٌ عَلَى مَصْلَحَتِهِ وَالشَّرِيعَةُ جَاءَتْ بِتَحْصِيلِ الْمَصَالِحِ وَتَكْمِيلِهَا وَتَعْطِيلِ الْمَفَاسِدِ وَتَقْلِيلِهَا وَإِلَّا فَجَمِيعُ الْمُحَرَّمَاتِ مِنْ الشِّرْكِ وَالْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَالْفَوَاحِشِ وَالظُّلْمِ قَدْ يَحْصُلُ لِصَاحِبِهِ بِهِ مَنَافِعُ وَمَقَاصِدُ لَكِنْ لَمَّا كَانَتْ مَفَاسِدُهَا رَاجِحَةً عَلَى مَصَالِحِهَا نَهَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ عَنْهَا كَمَا أَنَّ كَثِيرًا مِنْ الْأُمُورِ كَالْعِبَادَاتِ وَالْجِهَادِ وَإِنْفَاقِ الْأَمْوَالِ قَدْ تَكُونُ مُضِرَّةً لَكِنْ لَمَّا كَانَتْ مَصْلَحَتُهُ رَاجِحَةً عَلَى مَفْسَدَتِهِ أَمَرَ بِهِ الشَّارِعُ . فَهَذَا أَصْلٌ يَجِبُ اعْتِبَارُهُ وَلَا يَجُوزُ أَنْ يَكُونَ الشَّيْءُ وَاجِبًا أَوْ مُسْتَحَبًّا إلَّا بِدَلِيلِ شَرْعِيٍّ يَقْتَضِي إيجَابَهُ أَوْ اسْتِحْبَابَهُ . وَالْعِبَادَاتُ لَا تَكُونُ إلَّا وَاجِبَةً أَوْ مُسْتَحَبَّةً فَمَا لَيْسَ بِوَاجِبِ وَلَا مُسْتَحَبٍّ فَلَيْسَ بِعِبَادَةِ . وَالدُّعَاءُ لِلَّهِ تَعَالَى عِبَادَةٌ إنْ كَانَ الْمَطْلُوبُ بِهِ أَمْرًا مُبَاحًا . وَفِي الْجُمْلَةِ فَقَدْ نُقِلَ عَنْ بَعْضِ السَّلَفِ وَالْعُلَمَاءِ السُّؤَالُ بِهِ بِخِلَافِ دُعَاءِ الْمَوْتَى وَالْغَائِبِينَ مِنْ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالصَّالِحِينَ وَالِاسْتِغَاثَةِ بِهِمْ وَالشَّكْوَى إلَيْهِمْ فَهَذَا مِمَّا لَمْ يَفْعَلْهُ أَحَدٌ مِنْ السَّلَفِ مِنْ الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ لَهُمْ بِإِحْسَانِ وَلَا رَخَّصَ فِيهِ أَحَدٌ مِنْ أَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ
"Так вот если прибегший к посредничеству имел в виду, что взывает посредством веры в него, любви к нему, подчинения ему, то в этом нет разногласий между группами (между нами и вами). Но если обращение было посредством его самого, как сущности, тогда это и есть суть нашего разногласия. А то, в чем есть разногласие, необходимо с этим обратиться к Аллаху и Его посланнику. И одно то, что кто-то воззвал с мольбой и получил ответ, не указывает на приемлемость этого в шариате. Ведь поистине, очень многие люди, оставившие Аллаха и взывающие к звездам и к другим творениям, получают то, что получают из просимого ими. Некоторые люди взывают около идолов или храмов и т.п. и взывают к идолам и истуканам внутри церквей и получают то, что получают из просимого ими. Также некоторые люди просят вещи, в запретности которых нет разногласий среди мусульман, и тоже получают то, что получают из просимого ими. Так вот, получение просимого посредством совершения некоторых деяний, не указывает на дозволенность этих деяний, даже если само просимое будет дозволенным. Поистине, может быть так, что в этом деянии может быть больше зла, чем пользы. А шариат пришел с тем, чтобы привести к пользе и сделать ее полной, а также устранить и уменьшить зло. И если бы не это, то все запретные дела, как многобожие, алкоголь, азартные игры, прелюбодеяние и несправедливость могут принести совершающему их некоторую пользу и достижение его целей. Однако из-за того, что вреда во всем этом больше, чем пользы, Аллах и Его посланник запретили эти деяния. И точно так же, многие из благих деяний, как обряды поклонения, джихад, расходование имущества, порой может навредить, однако из-за того, что пользы от этого больше, чем вреда, Шариат приказал совершение этих деяний. И это основа, которую необходимо иметь в виду. И не бывает так, чтобы что-то было обязательным или же желательным, кроме как при наличии шариатского довода, указывающего на обязательность или желательность. А поклонение не бывает, кроме как обязательным или же желательным. И то, что не является обязательным или же желательным - не является поклонением. Обращение к Аллаху с мольбой является поклонением, когда просимое из числа дозволенных вещей. Итак, мы имеем предания от некоторых саляфов и ученых, что они просили посредством пророка, что не является обращением к мертвым и отсутствующим пророкам, ангелам или праведникам. Что же касается прошения помощи у них самих, то этого не делал никто из саляфов из числа сподвижников и их последователей и не дозволял это никто из ученых ислама"
"
Маджму фатава"