Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Яман сказал: - Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Ислам будет исчезать подобно тому, как исчезают ворсинки (с новой) одежды, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока люди не перестанут знать о посте, молитве, паломничестве и о садакъе, а Книга Великого и Всемогущего Аллаха исчезнет за одну ночь и на земле не останется из неё ни одного аята. И останутся разные группы людей, (в числе которых будут) старик и старуха, которые будут говорить: “Мы застали своих отцов на этих словах: «Ля иляха илля-Ллах», и мы говорим это”». Сыля (ибн Зуфар) спросил его: «Чем поможет им это “Ля иляха илля-Ллах”, если они не будут знать ни о молитве, ни о посте, ни о паломничестве, ни о садакъе?» Но Хузайфа отвернулся от него. Затем тот повторил свой вопрос трижды, но Хузайфа каждый раз отворачивался от него, а потом на третий раз повернулся к нему и трижды сказал: «О Сыля, оно спасёт их от Огня!»
Вывел Ибн Маджа в "Сунан" (
4049)
حَدَّثَنَا
عَلِيُّ بْنُ مُحَمَّدٍ , حَدَّثَنَا
أَبُو مُعَاوِيَةَ , عَنْ
أَبِي مَالِكٍ الْأَشْجَعِيِّ , عَنْ
رِبْعِيِّ بْنِ حِرَاشٍ , عَنْ
حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ , قَالَ : قَال رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " يَدْرُسُ الْإِسْلَامُ كَمَا يَدْرُسُ وَشْيُ الثَّوْبِ , حَتَّى لَا يُدْرَى مَا صِيَامٌ , وَلَا صَلَاةٌ , وَلَا نُسُكٌ , وَلَا صَدَقَةٌ , وَلَيُسْرَى عَلَى كِتَابِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ فِي لَيْلَةٍ , فَلَا يَبْقَى فِي الْأَرْضِ مِنْهُ آيَةٌ , وَتَبْقَى طَوَائِفُ مِنَ النَّاسِ , الشَّيْخُ الْكَبِيرُ وَالْعَجُوزُ , يَقُولُونَ : أَدْرَكْنَا آبَاءَنَا عَلَى هَذِهِ الْكَلِمَةِ , لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ , فَنَحْنُ نَقُولُهَا " , فَقَالَ لَهُ صِلَةُ : مَا تُغْنِي عَنْهُمْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ , وَهُمْ لَا يَدْرُونَ مَا صَلَاةٌ , وَلَا صِيَامٌ , وَلَا نُسُكٌ , وَلَا صَدَقَةٌ ؟ فَأَعْرَضَ عَنْهُ حُذَيْفَةُ , ثُمَّ رَدَّهَا عَلَيْهِ ثَلَاثًا , كُلَّ ذَلِكَ يُعْرِضُ عَنْهُ حُذَيْفَةُ , ثُمَّ أَقْبَلَ عَلَيْهِ فِي الثَّالِثَةِ , فَقَالَ : يَا صِلَةُ تُنْجِيهِمْ مِنَ النَّارِ , ثَلاثًا
Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность хадиса. См. «аз-Заваид» 1/247, «Фатхуль-Бари» 13/19.
Также вывел Хаким в "Мустадрак" (
8636), сказав, что он достоверный в соответствии с условиями Муслима. И с ним согласился Захаби в "Тальхис"
- حدثنا أبو العباس محمد بن يعقوب ثنا محمد بن عبد الجبار ثنا أبو معاوية عن أبو مالك الأشجعي عن ربعي عن حذيفة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه و سلم يدرس الإسلام كما يدرس وشي الثوب لا يدري ما صيام و لا صدقة و لا نسك و يسري على كتاب الله عز و جل في ليلة فلا يبقى في الأرض منه آية و يبقى طوائف من الناس الشيخ الكبير و العجوز الكبيرة يقولون : أدركنا آباءنا على هذه الكلمة لا إله إلا الله فنحن نقولها فقال صلة : فما تعني عنهم لا إله إلا الله لا يدرون ما صيام و لا صدقة و لا نسك فأعرض عنه حذيفة رضي الله عنه فردد عليه ثلاثا كل ذلك يعرض عنه ثم أقبل عليه في الثالثة فقال : يا صلة تنجيهم من النار تنجيهم من النار تنجيهم من النار
هذا حديث صحيح على شرط مسلم ولم يخرجاه
تعليق الذهبي قي التلخيص : على شرط مسلم
------------------------------------------------------------
Как передал Руби, Хузайфа сказал: „Скоро Ислам станет изношенным подобно тому, как изнашивается старая одежда. И люди будут читать Коран, и не будут находить в нем сладости, и переночуют ночь, а когда наступит утро, (они обнаружат) что Коран был вознесён и те Писания, которые были до него, так, что его заберут из сердец старика и старухи и люди не будут знать ни времени молитвы, ни поста, ни хаджа, ничего из того, чему они следовали раньше»
Вывел Лялякаи в "Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а" (
458):
أَخْبَرَنَا
عَلِيُّ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ أَحْمَدَ بْنِ يَعْقُوبَ ،
وَعَلِيُّ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ عُمَرَ ، قَالا : أَخْبَرَنَا
عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ أَبِي حَاتِمٍ ، قَالَ : ثنا
الْحَسَنُ بْنُ عَرَفَةَ ، قَالَ : ثنا
خَلَفٌ يَعْنِي ابْنَ خَلِيفَةَ , عَنْ
أَبِي مَالِكٍ الأَشْجَعِيِّ ، عَنْ
رِبْعِيٍّ , عَنْ
حُذَيْفَةَ ، قَالَ : " يُوشِكُ أَنْ يَبْلَى الإِسْلامُ كَمَا يَبْلَى الثَّوْبُ الْخَلَقُ , وَيَقْرَأُ النَّاسُ الْقُرْآنَ لا يَجِدُونَ لَهُ حَلاوَةً فَيَبِيتُونَ لَيْلَةً وَيُصْبِحُونَ وَقَدْ أُسْرِيَ بِالْقُرْآنِ , وَمَا كَانَ قَبْلَهُ مِنْ كِتَابٍ حَتَّى يُنْزَعَ مِنْ قَلْبِ شَيْخٍ وَعَجُوزٍ كَبِيرَةٍ , فَلا يَعْرِفُونَ وَقْتَ صَلاةٍ , وَلا صِيَامٍ , وَلا نُسُكٍ , وَلا شَيْءٍ مِمَّا كَانُوا عَلَيْهِ
Салим аль-Газзи в своих комментариях к переводу этой книги сказал: «Это сообщение достоверное, однако здешний иснад слабый»
Я - Абу Умар ас-Сахаби - скажу: в иснаде Лялякаи нету ни одного слабого передатчика. Почему Салим аль-Газзи счёл его иснад слабым, для меня осталось загадкой
Шейх аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, в примечании к этому хадису в книге «Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» (1/130-132) сказал:
- В этом хадисе содержится очень важная польза, касающаяся фикъха. Она заключается в том, что свидетельство «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха/Ля иляха илля-Ллах/» спасёт от Ада того, кто произнёс его, даже если он не выполнял никакие другие из пяти столпов Ислама, как, например, молитва и другие.
Известно, что учёные разошлись в вопросе положения человека оставившего молитву, но верующего в её обязательность. Большинство учёных сошлись на том, что такой человек не становится неверным, а является грешником. А Ахмад в сообщении от него считал такого вышедшим из мусульманской общины и говорил о необходимости казнить его в качестве отошедшего от религии, а не как в качестве наказания за тяжкий грех.
В достоверных источниках передают, что сподвижники не считали ничто из деяний неверием, кроме оставления молитвы. Это передали ат-Тирмизи и аль-Хаким[2].
Я считаю правильным мнение большинства учёных (т.е. что оставление молитвы не является неверием), ведь утверждения, переданные от сподвижников, не являются священными текстами, обозначающими, что они имели в виду под этим неверием неверие, оставляющее его навечно в Аду и лишающего его прощения Аллаха. Как это будет возможно, если Хузайфа, один из крупных сподвижников, дал опровержение Силя ибн Зуфару, который чуть было не понял это так, как его понял Ахмад. (Силя ибн Зуфар) стал говорить: «Чем им поможет свидетельство, в то время как они не знали, что такое молитва…?». Однако Хузайфа три раза сказал ему, после того, как отворачивался от него: «О Силя, это спасёт их от Огня».
И это является священным текстом от Хузайфы о том, что оставляющий молитву - и среди неё остальные столпы - не является неверным. Однако он является мусульманином, который спасётся в День воскрешения от вечного пребывания в Аду.
Затем я встретил «Фатава хадисийа» (84/2) хафиза ас-Сахави, и увидел, что после приведения некоторых известных хадисов о неверии оставляющего молитву, он говорит: «Однако всё это понимается в явном смысле относительно оставляющего молитву с отрицанием её обязательности при условии, что он вырос среди мусульман. Поскольку в этом случае он будет неверным, отступившимся от религии согласно единодушному мнению мусульман. Если он вернётся в Ислам, это принимается от него, в противном случае он подвергается казни.
Что же касается оставляющего молитву без уважительной причины, из-за лени, признавая её обязательность, то верным мнением, опирающимся на священные тексты, является мнение, которого твердо придерживалось большинство учёных, что он не является неверным. Но от него, согласно правильному мнению, после пропуска обязательного времени одной молитвы, например, после пропуска полуденной молитвы до захода солнца, или пропуска закатной молитвы до наступления рассвета, требуется покаяние, как требуется покаяние от отступившего от религии. Если он не покается, то будет казнён, обмыт, над ним будет совершена заупокойная молитва, и он хоронится на кладбище мусульман со всеми остальными церемониями мусульман.
Обобщённое название «неверие» против него относится к тому, что он является соучастником с неверным в некоторых решениях, а это - обязательность действия. Это является совмещением этих священных текстов вместе с достоверными сообщениями от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «(Имеется) пять молитв, совершать которые Аллах обязал Своих рабов. Кто придёт с ними, не утратив по халатности ничего из их обязательств, на Аллахе будет обязательство ввести его в Рай. Кто же не придёт с ними, то на Аллахе относительно него не будет обязательства, и если Он пожелает, то подвергнет мучениям, а если захочет, то введёт в Рай». Он также сказал: «Кто умер, зная, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, тот войдёт в рай[3]» и другие.
И поэтому мусульмане не переставали наследовать и оставлять в наследство оставляющему молитву. Если бы (оставивший молитву) был бы неверным, то он не был бы прощён, ему нельзя было бы наследовать, и получать наследство». Конец слов шейха аль-Албани.
Хафиз Ибн Касир в комментарии к этому хадису сказал: - В этом указание на то, что знание будет отнято у людей в конце времён. Эти люди будут говорить: «Ля иляха илля-Ллах», говоря эти слова в качестве поклонения Аллаху Всевышнему, и они помогут им, даже если у них не будет помимо этого никаких благих деяний и полезного знания. А слова (Хузайфы): «Оно спасёт их от Огня» понимаются как то, что «ля иляха илля-Ллах» запретит им вхождение в Ад вообще, по причине того, что обязанности не были возложены на них, так как к ним не обращались с ними. Но также смысл этих слов может быть в том, что «ля иляха илля-Ллах» защитит их от Огня после вхождения в него, и на это указывает смысл слов Всевышнего в хадисе аль-Къудси: «Я непременно выведу из Огня того, кто сказал в своей жизни ля иляха илля-Ллах!» См. «ан-Нихая филь-фитан» 18-19.