Надёжным иснадом передаётся, что Хузайфа ибн Йаман говорил: «Остерегайтесь мест искушений!». Его спросили: «Что это за места такие?». На что он ответил: «Двери правителей! Кто-то из вас заходит к правителю, подтверждает его ложь и хвалит его тем, чего в нём нет».
Вывел Абд-ур-Раззакъ в "Мусаннаф" (
20643)
خْبَرَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ ، قَالَ : أَخْبَرَنَا مَعْمَرٍ ، عَنْ
أَبِي إِسْحَاقَ ، عَنْ
عُمَارَةَ بْنِ عَبْدٍ ، عَنْ
حُذَيْفَةَ ، قَالَ : " إِيَّاكُمْ وَمَوَاقِفَ الْفِتَنِ " ، قِيلَ : وَمَا مَوَاقِفُ الْفِتَنِ يَا أَبَا عَبْدِ اللَّهِ ؟ قَالَ : " أَبْوَابُ الأُمَرَاءِ ، يَدْخُلُ أَحَدُكُمْ عَلَى الأَمِيرِ فَيُصَدِّقُهُ بِالْكَذِبِ وَيَقُولُ مَا لَيْسَ فِيهِ
И через Абд-ур-Раззакъа вывел Ибн Абд-уль-Барр в "Джами" (723), Абу Ну'айм в "Хилья " (961) и Байхакъи в "Шу'аб аль-иман" (8793)
-----------------------------------------------------------------
Со Мухаммада ибн Муторрифа (ум. 161 г.х.) и Абд-уль-Азизаа ибн Исмаиля передаётся, что Ибн Мас'уд сказал: «Кто желает, чтобы его религия была благородной, пусть не входит к правителям»
Вывел Дарими в "Сунан" (
304):
أَخْبَرَنَا
سَعِيدُ بْنُ الْمُغِيرَةِ ، حَدَّثَنَا
الْوَلِيدُ بْنُ مُسْلِمٍ ، عَنْ
مُحَمَّدِ بْنِ مُطَرِّفٍ ،
وَعَبْدِ الْعَزِيزِ بْنِ إِسْمَاعِيل بْنِ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِي الْمُهَاجِرِ ، عَنْ
عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ ، قَالَ : " مَنْ أَرَادَ أَنْ يُكْرَمَ دِينُهُ ، فَلَا يَدْخُلْ عَلَى السُّلْطَانِ ، وَلَا يَخْلُوَنَّ بِالنِّسْوَانِ ، وَلَا يُخَاصِمَنَّ أَصْحَابَ الْأَهْوَاءِ
Мухаммад ибн Муторриф (ум. 161 г.х.) и Абд-уль-Азиз ибн Исмаиль не застали Ибн Мас'уда. Поэтому инсад сообщения оборванный
Этот асар упомянут в статье "
Позиция праведных учёных по отношению к правителям и предостережение последних от совершения зла" журнала аль-Ваъи (№ 385)
-----------------------------------------------------------------
Также слабым иснадом передаётся, что Ибн Мас'уд сказал: «Человек заходит к правителю, и вместе с ним - его религия, а когда он покидает правителя - то с ним уже ничего не остаётся»
Вывел Хинада бин ас-Сари в "Зухд" (
1153) через неизвестного - как сказали Захаби и Ибн Хаджар - Ийаса ибн Назира. Также я - Абу Умар ас-Сахаби - не смог ничего найти об Шубруме ибн Туфайле
حَدَّثَنَا
يَعْلَى ، عَنْ
أَبِي حَيَّانَ ، عَنْ
إِيَاسِ بْنِ نَذِيرٍ ، عَنْ
شُبْرُمَةَ بْنِ طُفَيْلٍ ، عَنْ
عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ , قَالَ : " إِنَّ الرَّجُلَ لَيَدْخُلُ عَلَى ذِي السُّلْطَانِ وَمَعَهُ دِينُهُ فَيَخْرُجُ وَمَا مَعَهُ دِينُهُ , قَالَ : فَقَالَ رَجُلٌ كَيْفَ ذَلِكَ يَا أَبَا عَبْدِ الرَّحْمَنِ ؟ قَالَ : " يُرْضِيهِ بِمَا يُسْخِطُ اللَّهَ فِيهِ
Этот асар упомянут в статье "
Позиция праведных учёных по отношению к правителям и предостережение последних от совершения зла" журнала аль-Ваъи (№ 385) со сылкой на Ибн Са'да и Бухари.
-----------------------------------------------------------------
Между тем, достоверным иснадом передаётся, что Ибн Мас'уд сказал: «Поистине, у врат правителя находится искушение, которое подобно месту, где заставляют верблюда упасть на колени! Вы получите от правителей мирского столько, сколько они получат от вашей религии»
Вывел Байхакъи в "Шуаб аль-иман" (
8792)
أَخْبَرَنَا
عَلِيُّ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ عَبْدَانَ , أنا
أَحْمَدُ بْنُ عُبَيْدٍ , أنا
مُحَمَّدُ بْنُ الْعَبَّاسِ الْمُؤَدِّبُ , نا
عَفَّانُ , نا
وُهَيْبٌ , نا
يُونُسُ , عَنِ
الْحَسَنِ , قَالَ : قَالَ
ابْنُ مَسْعُودٍ : " إِنَّ عَلَى أَبْوَابِ السُّلْطَانِ فِتَنًا كَمَبَارِكِ الإِبِلِ , لا تُصِيبُوا مِنْ دُنْيَاهُمْ شَيْئًا , إِلا أَصَابُوا مِنْ دِينِكُمْ مِثْلَهُ
Также этот асар вывел Ибн Абд-уль-Барр в «Джами байан аль-‘ильм ва-фадли-хи» через Къатаду неполным иснадом (
724)
وَأَخْبَرَنَا
مَعْمَرٌ ، عَنْ
قَتَادَةَ ، أَنَّ
ابْنَ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، قَالَ : " إِنَّ عَلَى أَبْوَابِ السُّلْطَانِ فِتَنًا كَمَبَارِكِ الإِبِلِ ، وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لا تُصِيبُوا مِنْ دُنْيَاهُمْ شَيْئًا إِلا أَصَابُوا مِنْ دِينِكُمْ مِثْلَهُ
=========================================
Достоверным иснадом передаётся, что Абдуллах ибн Мубарак сказал: «Кто скупился в знаниях, того постигнут три вещи: либо он умрёт, и его знания исчезнут; либо он их забудет; либо он подчинится правителю, и его знания так же исчезнут».
Вывел Абу Ну'айм в "
Хилья" :
حَدَّثَنَا
إبراهيم بن عبد الله ، ثَنَا
مُحَمَّدُ بْنُ إِسْحَاقَ ، قَالَ : سَمِعْتُ
محمد بن سهل بن عسكر ، يَقُولُ : سَمِعْتُ
محبوب بن موسى الفراء أبا صالح الأنطاكي ، يَقُولُ : سَمِعْتُ ابن المبارك ، يَقُولُ : " مَنْ بَخِلَ بِالْعِلْمِ ابْتُلِيَ بِثَلَاثٍ ، إِمَّا مَوْتٌ فَيَذْهَبُ عِلْمُهُ ، وَإِمَّا يَنْسَى ، وَإِمَّا يَصْحَبُ فَيَذْهَبُ عِلْمُهُ
-----------------------------------------------------------------
Абу Хазим (Саляма ибн Динар) сказал: «Лучшими правителями являются те, которые любят учёных, и худшие учёные - те, которые любят правителей»
Вывел Абу Ну'айм в "
Хилья" и я не смог определиться с его передатчиками
حَدَّثَنَا عبد الله بن محمد بن العباس ، ثَنَا سلمة بن شبيب ، ثَنَا سهل بن عاصم ، ثَنَا فرج بن سعيد الصوفي ، ثَنَا يُوسُفُ بْنُ أَسْبَاطٍ ، قَالَ : أَخْبَرَنِي مُخْبِرٌ : أَنَّ بَعْضَ الْأُمَرَاءِ أَرْسَلَ إِلَى أبي حازم فَأَتَاهُ وَعِنْدَهُ الْإِفْرِيقِيُّ وَالزُّهْرِيُّ وَغَيْرُهُمَا ، فَقَالَ لَهُ : تَكَلَّمْ يَا أبا حازم ، فَقَالَ أبو حازم : إِنَّ خَيْرَ الْأُمَرَاءِ مَنْ أَحَبَّ الْعُلَمَاءَ ، [ ص: 244 ] وَإِنَّ شَرَّ الْعُلَمَاءِ مَنْ أَحَبَّ الْأُمَرَاءَ
============================================
Сказал имам Газали (450-505 г.х./1058-1111 г.м.):
فهذه كانت سيرة العلماء وعادتهم في الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر، وقلة مبالاتهم بسطوة السلاطين، لكونهم اتكلوا على فضل الله تعالى أن يحرسهم، ورضوا بحكم الله تعالى أن يرزقهم الشهادة، فلما أخلصوا لله النية، أثر كلامهم في القلوب القاسية فلينها وأزال قساوتها
«Таков был жизненный путь учёных и их обыкновение в приказе одобряемого и запрете порицаемого. Их мало заботило могущество правителей, потому что они полагались на защиту Аллаха. Они были довольны Его решением о том, что им будет дан статус шахида. Когда их намерение было искренним перед Аллахом, то их слова обретали воздействие на чёрствые сердца людей, делая их мягкими».
...
وأما الآن فقد قيدت الأطماع ألسن العلماء فسكتوا وإن تكلموا لم تساعد أقوالهم أحوالهم فلم ينجحوا ولو صدقوا وقصدوا حق العلم لأفلحوا
А сейчас алчность заставила молчать ученных. И если они даже станут говорить, то их слова не меняют их положение и они не достигнут успеха. Если они были бы правдивы и стремились бы к знаниям, то достигли бы успеха.
ففساد الرعايا بفساد الملوك وفساد الملوك بفساد العلماء وفساد العلماء باستيلاء حب المال والجاه ومن استولى عليه حب الدنيا لم يقدر على الحسبة على الأراذل فكيف على الملوك والأكابر
Подданные портятся из-за испорченности правителей, а правители портятся из-за испорченности учёных. Последние портятся из-за любви к деньгам и высокому положению. Тот, кем овладела любовь к мирской жизни, не способен отчитать подлецов, и как он собирается отчитывать правителей и тех, кто выше него?!
«Ихья улюм ад-дин» (
2/357)
-----------------------------------------------------------------
Сказал Ибн Абд аль-Барр (368-463 г.х./ 978-1071 г.м.):
وَقَالُوا : " شَرُّ الأُمَرَاءِ أَبْعَدُهُمْ مِنَ الْعُلَمَاءِ ، وَشَرُّ الْعُلَمَاءِ أَقْرَبُهُمْ مِنَ الأُمَرَاءِ
Они (учёные) сказали: «Худшие правители - самые далёкие от учёных, худшие учёные - те, что близки к правителям».
«Джами байан аль-‘ильм ва-фадли-хи» (
2/292)
Также от Ибн Абд-уль-Барра это упомянул Ибн Муфлих в «Ада баш-шар’ия» (
4/181)
«Аль-Ваъй» в № 386, в
разделе новостей упомянул эти слова как слова Сулеймана ибн Михрана