От ‘Умара ибн Мухаммада (ибн Зайда ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Умара ибн аль-Хаттаба) передавшего от ‘Абдуллы ибн Ясара, от Салима, что его отец (‘Абдуллах ибн Умар) сказал: “Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «В День воскрешения Великий и Всемогущий Аллах не посмотрит на троих: (на того, кто) непочтителен к своим родителям; на женщину, которая уподобляется мужчинам, и ад-даййюса *. И трое не войдут в рай: (тот, кто) непочтителен к своим родителям; пристрастившийся к алкоголю/хамру/вину, и попрекающий (других) тем, что он даровал (им)»
Вывел Насаи в "Сунан" (
2562):
أَخْبَرَنَا
عَمْرُو بْنُ عَلِيٍّ ، قَالَ : حَدَّثَنَا
يَزِيدُ بْنُ زُرَيْعٍ ، قَالَ : حَدَّثَنَا
عُمَرُ بْنُ مُحَمَّدٍ ، عَنْ
عَبْدِ اللَّهِ بْنِ يَسَارٍ ، عَنْ
سَالِمِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ ، عَنْ
أَبِيهِ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " ثَلَاثَةٌ لَا يَنْظُرُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ إِلَيْهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ : الْعَاقُّ لِوَالِدَيْهِ ، وَالْمَرْأَةُ الْمُتَرَجِّلَةُ ، وَالدَّيُّوثُ ، وَثَلَاثَةٌ لَا يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ : الْعَاقُّ لِوَالِدَيْهِ ، وَالْمُدْمِنُ عَلَى الْخَمْرِ ، وَالْمَنَّانُ بِمَا أَعْطَى
аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2/289) сказал: "Этот иснад хороший, все его передатчики - передатчики аль-Бухари и Муслима, кроме ‘Абдуллаха ибн Ясара, от которого передавала хадисы группа надёжных передатчиков. Надёжным его признал Ибн Хиббан и его хадисы хорошие, если на то воля Аллаха"
Даюс - это мужчина, который знает о мерзостях, творимых своей женой, и остаётся к этому равнодушным. См. «ат-Таргъиб» 3/143.
Слова "Не войдет в Рай" и т.п. означают, что такие категории людей, если были мусульманами, то не войдут в Рай в числе первых или без расчета, или же войдут в Рай после того, как пребудут в Аду за совершение данных грехов. Поскольку любой мусульманин, если умер мусульманином рано или поздно все равно войдет в Рай! И это убеждение сторонников ахлю-Сунна уаль-джама'а. См. “Шарх Сахих Муслим” 17/191, “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” 318, “Фатауа аль-Ляджна” 2/27.
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “Что касается грешников из числа мусульман, которые умерли, не принеся покаяние за свои грехи, то среди них будут те, кому Всевышний Аллах простит прежде, чем подвернуть наказанию обитателей Ада. Но среди них будут и такие, кого повергнут наказанию в Аду какое-то время, после чего им будет прощено, и они войдут в Рай”. См. “Усуль ад-дин” 242.
Через Абдаллаха ибн Ясара также вывел Ибн Хузайма в "Таухид" (
555) со словами: “Трое не войдут в Рай: ослушивающийся своих родителей; даюс; и женщина, уподобляющаяся мужчинам”».
حَدَّثَنَا
مُحَمَّدُ بْنُ يَحْيَى ، قَالَ : ثَنَا
إِسْمَاعِيلُ بْنُ أَبِي أُوَيْسٍ ، قَالَ : ثَنَا
أَخِي ، عَنْ
سُلَيْمَانَ بْنِ بِلالٍ ، عَنْ
عَبْدِ اللَّهِ بْنِ يَسَارٍ الأَعْرَجِ ، أَنَّهُ سَمِعَ
سَالِمَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ ، يُحَدِّثُ عَنْ
أَبِيهِ ، عَنْ
عُمَرَ ، أَنَّهُ كَانَ يَقُولُ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " ثَلاثَةٌ لا يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ : الْعَاقُّ لِوَالِدَيْهِ ، وَالدَّيُّوثُ ، وَرَجْلَةُ النِّسَاءِ
Также вывел и Хаким в "Мустадрак" (
255), сказав,что его иснад - достоверный
Ахмад в "Муснад" (
5372) вывел хадис со словами: «Для троих Аллах сделал рай запретным: пристрастившемуся к алкоголю/хамру/вину; непочтительному к своим родителям и даййюсу, который равнодушен к мерзостям, которые совершает его жена»
حَدَّثَنَا
يَعْقُوبُ ، حَدَّثَنَا
أَبِي ، عَنِ
الْوَلِيدِ بْنِ كَثِيرٍ ، عَنْ
قَطَنِ بْنِ وَهْبِ بْنِ عُوَيْمِرِ بْنِ الْأَجْدَعِ ،
عَمَّنْ حَدَّثَهُ ، عَنْ
سَالِمِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ , أَنَّهُ سَمِعَهُ , يَقُولُ : حَدَّثَنِي
عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : " ثَلَاثَةٌ قَدْ حَرَّمَ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى عَلَيْهِمْ الْجَنَّةَ مُدْمِنُ الْخَمْرِ ، وَالْعَاقُّ ، وَالدَّيُّوثُ ، الَّذِي يُقِرُّ فِي أَهْلِهِ الْخُبْثَ
تعليق شعيب الأرنؤوط : صحيح وهذا إسناد ضعيف لجهالة الشيخ الذي رواه عن سالم
Шу'айб аль-Арнаут сказал, что хадис достоверный, а данный иснад - слабый по причине неизвестности шейха, передававшего от Салима
Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Троим не войти в рай: тому, кто постоянно предаётся пьянству, тому, кто порывает родственные связи, и тому, кто верит в колдовство, а того, кто умрёт, так и не прекратив пьянствовать, Аллах (заставит) поить из реки аль-Гаута”. Его спросили: “А что такое река аль-Гаута?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “Это - река, что станет течь из половых органов торговавших собой женщин, запах от половых органов которых будет доставлять мучения тем, кто окажется в пламени (ада)”.
Этот хадис приводят Ахмад в "Муснад" (
19587):
حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا علي بن عبد الله ثنا المعتمر بن سليمان قال قرأت على الفضيل بن ميسرة عن حديث أبي حريز ان أبا بردة حدثه عن حديث أبي موسى إن النبي صلى الله عليه و سلم قال : ثلاثة لا يدخلون الجنة مدمن خمر وقاطع رحم ومصدق بالسحر ومن مات مدمنا للخمر سقاه الله عز و جل من نهر الغوطة قيل وما نهر الغوطة قال نهر يجري من فروج المومسات يؤذي أهل النار ريح فروجهم
تعليق شعيب الأرنؤوط : قوله منه : " ثلاثة لا يدخلون الجنة : مدمن خمر وقاطع رحم ومصدق بالسحر " حسن لغيره وهذا إسناد ضعيف لضعف أبي حريز
Ибн Хиббан в своём “Сахихе” (
5436)
أخبرنا أبو خليفة ، قال : حدثنا علي بن المديني ، قال : حدثنا معتمر بن سليمان ، أنه قرأ على الفضيل بن ميسرة ، عن أبي حريز ، أن أبا بردة ، حدثه عن أبي موسى ، أن النبي صلى الله عليه وسلم قال : « ثلاثة لا يدخلون الجنة : مدمن الخمر ، وقاطع الرحم ، ومصدق بالسحر ، ومن مات مدمنا للخمر سقاه الله جل وعلا من نهر الغوطة » قيل : وما نهر الغوطة ؟ قال : « نهر يجري من فروج المومسات (1) يؤذي أهل النار ريح فروجهن »
Также передали Абу Йа’ля и аль-Хаким 4/163, считавший его достоверным (и с ним соглашается аз-Захаби).
Между тем, в иснаде этого хадиса присутствует передатчик ‘Абдуллах ибн Хусайн. Его считал надежным Абу Зур’а, однако большинство имамов отвергали его хадисы и считали его слабым. Среди них Ахмад, ан-Насаи, Абу Дауд и Ибн Ма’ин в одной версии. А имам Ибн ‘Ади сказал: «Никто не подкрепляет хадисы, которые он передает!» См. «аль-Камиль» 4/168. По этой причине этот хадис назвал слабым шейх аль-Албани. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 1463.
Первую часть этого хадиса: «Троим не войти в рай: тому, кто постоянно предаётся пьянству, тому, кто порывает родственные связи, и тому, кто верит в колдовство», признал хорошей Шу’айб аль-Арнаут, а шейх аль-Албани - достоверной. См. «Муснад Ахмад» 19587, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2539.
Шу’айб аль-Арнаут сказал, что данный хадис хороший благодаря дополнительным доказательстам, а иснад - слабый по причине не слабого Абу Хариза.