В последнее время встречался с утверждением некоторых людей, говорящих о том, что Навави "покаялся" в своём ашаризме.
Так, в частности, Машхур попытался доказать это в своей книге "ад-Даляиль аль-уафия фи тахкыкъ акъида имам ан-Науауи асаляфия ам халяфия" (см.
www.mashhoor.net/inside/Books/nawawi.zip )
Но...
1. Свидетельство Навави (631-676 г.х.) о своих воззрениях говорит об ином. Так, в частности, в своей книге «
Бустан аль-арифин» (стр. 79) он говорил:
قلت: ومن المشهورين بكثرة التصنيف إمامنا الإمام أبو عبد الله محمد بن إدريس الشافعي، والإمام أبو الحسن الأشعري رضي الله تعالى عنهما
«Я говорю: из числа людей, которые прославились большим количеством написанных книг, это двое наших имамов, имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и имам Абуль-Хасан аль-Аш`ари, да будет Аллах доволен ими обоими».
Также ан-Навави в разделе биографии устаза Абу Исхака аль-Исфарайини (ум. 418 х/1027 м) сказал:
وكان الأستاذ أحد الثلاثة الذين اجتمعوا في عصر واحد على نصر مذهب الحديث والسنة في المسائل الكلامية , القائمين بنصر مذهب الشيخ أبي الحسن الأشعري , وهم الأستاذ أبو إسحاق الإسفراييني والقاضي أبو بكر الباقلاني والإمام أبو بكر بن فورك
«Устаз был одним из трех, которые объединились в одном веке на помощь пути хадиса и сунны в вопросах вероубеждения, и которые помогали мазхабу шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари. И они - устаз Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 х/1027 м), кади Абу Бакр аль-Бакъиляни (328-402 х/950-1013 м), и имам Абу Бакр ибн Фурак (ум. 406 х/1015 м)».
«Тахзиб аль-Асмау вал-Люгъат»
Затем путь Навави ясным образом выявляется в его отнрошении к текстам, повествующих о сыфатах Аллаха. Так, в частности, он сказал:
اختلَفوا في آياتِ الصفاتِ وأخبارِها , هل يخاض فيها بالتأويل أم لا ؟ فقال قائلون : تُتأوَّل على ما يَليق بها , وهذا أشهرُ المذهبينِ للمتكلِّمين . وقال آخرون : لا تُتأوَّل بل يُمسك عن الكلامِ في معناها , ويُوكَل علْمُها إلى اللهِ تعالى , ويعتقِد مع ذلك تنزيهَ الله تعالى وانتفاءَ صفاتِ الحادثِ عنه . فيقال مثلاً : نُؤمِن بأنَّ الرحمنَ على العرش استوى , ولا نعلَم حقيقةَ معنَى ذلك والمرادَ به , مع أنا نعتقد أن الله تعالى { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ } , وأنه منزَّهُ عن الحلولِ وسِماتِ الحدوثِ
وهذه طريقةُ السلف أو جماهيرِهم , وهي أسلمُ , إذ لا يُطالَب الإنسانُ بالخوضِ في ذلك , فإذا اعتقَد التنزيهَ فلا حاجةَ إلى الخوضِ في ذلك , والمخاطرةِ فيما لا ضرورةَ بل لا حاجةَ إليه , فإن دعَتِ الحاجةُ إلى التأويلِ لردِّ مبتدِعٍ ونحوه تَأوَّلوا حينئذٍ , وعلى هذا يُحمَل ما جاءَ عن العلماءِ في هذا , والله أعلم
«Ученые разошлись во мнении, относительно аятов и хадисов о сифатах, толковать их или нет?
1. Сказала одна группа: толкуем, так как подобает Аллаху. И это более известное мнение из двух мнений мутакаллимов.
2. Другие сказали: не надо их толковать, а напротив надо воздержатся от разговоров об их смысле. Надо оставить знание о них Всевышнему Аллаху, вместе с убеждением абсолютного очищения Аллаха от недостатков и отсутствия у Него качеств творений.
Например, говорят: мы верим, что «Милостивый на Арше истава» и мы не знаем истинный смысл этого и того, что имелось этим в виду. Вместе с этим мы убеждены, что Всевышний, «Нет ничего подобного Ему», и что Он чист от воплощения и характеристик сотворенных, и это является путем саляфов, или большинства из них.
Это наиболее безопасный путь, так как не требуется от человека, чтобы он входил в это (в познание смысла). Когда есть убеждение абсолютного очищения от недостатков, то нет нужды во вхождение в него, и подвергаться риску в котором нет никакого принуждения и надобности.
Если же нужда толкает на толкование для опровержения заблудших и им подобных, то тогда толкуют. И в соответствии с этим воспринимается то, что пришло от ученых по этому поводу. Аллаху ведомо лучше».
Аль Маджму: 1/49-50
Также в комментарии хадиса о «нузуле» он сказал:
هذا الحديث مِن أحاديثِ الصّفاتِ وفيه مذهَبانِ مشهورانِ للعُلماء سبَق إيضاحُهما في كِتاب الإيمانِ ، ومختصَرهما أنّ أحدَهما وهوَ مذهَب جمهورِ السّلفِ وبعضِ المُتكلِّمين أنّه يؤمَن بأنّها حقّ على ما يليق بالله تعالى ، وأنّ ظاهرَها المتعارِف في حقِّنا غيرُ مرادٍ , ولا يُتكلَّم في تأويلِها مع اعتقاد تنزيه الله تعالى عن صفاتِ المخلوقِ وعن الانتِقال والحَركاتِ وسائرِ سِماتِ الخلق
والثّاني : مذهب أكثرِ المُتكلِّمين وجماعاتٍ مِن السّلف وهوَ مَحكِيّ هنا عن مالكٍ والأوزاعِي أنّها تُتأوَّل على ما يليق بها بحسَب مواطِنها، فعلى هذا تأوَّلوا هذا الحديث تأويليْن : أحدُهما : تأويل مالكِ بن أنسٍ وغيره معناه "تنزِل رحمتُه وأمرُه وملائكتُه ، كما يقال : فعل السّلطان كذا إذا فعله أتباعُه بأمرِه . والثاني : أنّه على الاستِعارة , ومعناه الإقبالُ على الدّاعينَ بالإجابةِ واللُّطف , والله أعلم
«Этот хадис относится к хадисам о сифатах/атрибутах Всевышнего. Существует два мазхаба (мнения) у ученых в понимании таких хадисов. Это было объяснено в «Китабуль Иман». Если коротко, то:
Первый. Это мазхаб большинства саляфов и некоторых мутакаллимов. И это, верить в их истинность, подобающим Всевышнему Аллаху образом, и что внешний смысл (хадиса) который известен в отношении нас (творений) не является тем, что подразумевается. И не толкуют это вместе с убеждением, что Аллах Всевышний чист от качеств творений, таких как перемещение, движение и т.п.
Второй. Это мазхаб большинства мутакаллимов и одной части из салафов. Это мнение было передано от Малика и Авзаъи. И это, толковать их так, как подобает величию Аллаха в соответствии с контекстом.
Основываясь на этом (таком методе), они истолковывали этот хадис двумя путями:
1. Толкование Малика бин Анаса и других в смысле: «Нисходят Его милость, и Его повеление и Его ангелы», - подобно тому, как говорится: «Сделал правитель то-то», - имея в виду, что это сделали его подчиненные по его приказу.
2. Понимается в переносном смысле, в значении принятия просьб просящих и проявления к ним милости.
И Аллах знает лучше».
"Сахиху Муслим би Шархин Навави: 6/54
2. Оценка воззрений Навави имамом Захаби (673-748 г.х.), который в своей книге "Тариху-ль-Ислам" (
15/324) охарактеризовал его следующим образом:
وكان مذهبه فِي الصّفات السّمعية السّكوت وإمرارها كما جاءت، وربّما تأوَّل قليلًا فِي شرح مسلم. والنووي رجل أشعري العقيدة معروف بذلك، يبدع من خالفه ويبالغ في التغليظ عليه
"Его мазхабом относительно сифатов "сам`ият" молчание и оставлять так, как было передано, и иногда делать немного таъвиля в "Шарх (сахих) Муслим". Навави ашарит в акиде, он известен этим. Он считает мубтадиами (вводящими нововведение) тех, кто противоречит им (ашаритам), и чрезмерно груб по отношению к ним".
3. Также имам Таджуддин Абдуль-Ваххаб ас-Субки (717-771 г.х.) в своем «Табакат аш-шафиия» (
2/13) сказал:
وقد وصل حال بعض المجسمة فى زماننا إلى أن كتب شرح صحيح مسلم للشيخ محيى الدين النووى وحذف من كلام النووى ما تكلم به على أحاديث الصفات فإن النووى أشعرى العقيدة فلم تحمل قوى هذا الكاتب أن يكتب الكتاب على الوضع الذى صنفه مصنفه. وهذا عندى من كبائر الذنوب فإنه تحريف للشريعة وفتح باب لا يؤمن معه بكتب الناس وما فى أيديهم من المصنفات فقبح الله فاعله وأخزاه
«Некоторые антропоморфисты (муджасима) в наше время (8 век по хиджре) зашли так далеко, что написали копию «Шарха» ан-Навави на «Сахих» Муслима, убрав оттуда все части, где ан-Навави говорит о хадисах, указывающих на атрибуты (сифаты). Поскольку нет сомнений в том, что имам ан-Навави был ашаритом в акыде, этот писарь не нашел в себе силы оставить книгу в том виде, как она была написана. Он совершил невероятный грех, так как это извращение религии, он подрывает доверие людей к тому, что пишут ученые, и тому, что люди получают из книг. Так пусть Аллах унизит того, кто делает подобное и сделает его уродливым».
Разве не удивительно то, что по прошествии столетий после смерти Навави появляется некто, кто начинает понимать его мазхаб лучше, чем сам Нававив и два больших учёных-шафиитов?