Возмещение намазов

Aug 11, 2011 09:57

В Энциклопедии по Фикху «Аль Кувейтийя» говорится:

مَن يجبُ عليه القضاءُ :
اتفق الفقهاءُ على وجوبِ قضاءِ الصلاةِ الفائتةِ على الناسِي والنائمِ ، كما يَرى الفقهاءُ وجوبَ قضاءِ الفَوائتِ على السَّكْرانِ بالمحرَّم .
ولا خِلافَ بيْنهم في أنه لا يَجبَ قضاءُ الصلواتِ على الحائضِ والنُّفَساءِ والكافرِ الأصْلِي إذا أسلمَ .
واختَلفوا في وجوبِ القضاءِ على تاركِ الصلاةِ عَمْدًا ، والمرتدِّ ، والمجنونِ بعْدَ الإفاقةِ ، والمُغمَى عليه ، والصَّبِيِّ إذا بلَغ في الوقْت ، ومَن أسلمَ في دارِ الحرْبِ ، وفاقِدِ الطَّهُوريْنِ .
فأما المتعمِّد في الترْك ، فيرَى جمهورُ الفقهاءِ أنه يلزَمه قضاءُ الفوائتِ ، ومما يدلُّ على وجوبِ القضاءِ حديثُ أبي هريرةَ رضي الله عنه : « أنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم أمَر المُجامِعَ في نَهارِ رمضانَ أن يصُومَ يومًا مع الكفّارةِ » أي بدَلَ اليوْمِ الذي أفسَدَه بالجِماع عَمْدًا ، ولأنه إذا وجبَ القضاءُ على التاركِ ناسيًا فالعامِدُ أوْلى

«Те, которым возмещение обязательно:

Факихи единогласны во мнении, что обязательно/ваджиб возмещать пропущенные намазы тому, кто забыл или пропустил проспав, так же, тому, кто опьянел в результате употребления запретных вещей.

И нет разногласия между ними (факихами), что нет обязательности в возмещении пропущенных намазов для женщин, у которых были месячные и послеродовые кровотечения, и для кяфира асли, когда он принимает Ислам.

И есть у них разногласие в обязательности возмещения намаза для того, кто пропустил преднамеренно, для муртада/вероотступника, для умалишенного когда к нему вернется ум, для потерявшего сознание, для подростка достигшего зрелости и для того, кто принял Ислам в даруль харбе и не нашел возможности совершить очищение ни водой, ни землей.

Что касается того, кто оставил намаз преднамеренно, то большинство факихов считают, что возмещение для него необходимо. И одним из далилов на обязательность возмещения это хадис Абу Хурайры, радийаЛлаху анх:

«Повелел Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, тому, кто днем во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с каффара/искуплением за это, продержать и один день поста».

То есть, взамен тому дню, который был нарушен, преднамеренно, половым сношением.

А другой далил: Если обязательно возмещать оставленный по забывчивости намаз, то преднамеренно оставленный возмещать еще важнее (первичнее)».

Источник: Аль Мавсуатуль Фикхиятуль Кувейтийя: 34/26
Кувейт: 1404-1427

Алляма Ибн Къудама (541-620 х/ 1146-1223 м) из ханбалитских факихов, когда говорил о единогласии мусульман в том, что оставивший намаз не является кяфиром, затронул вопрос возмещения намазов и указал о единогласии ученых и в этом:

ولأن ذلك إجماعُ المسلمينَ ، فإنا لا نعلَم في عصْرٍ مِن الأعْصار أحدًا مِن تاركِي الصلاةِ تُرِك تغسيلُه ، والصلاةُ عليه ، ودفنُه في مَقابرِ المسلمينَ ، ولا مُنع ورثتُه ميراثَه ، ولا مُنع هو ميراثَ مورِّثِه ، ولا فُرِّق بين زوْجينِ لترْكِ الصلاةِ مِن أحدهما ؛ مع كثرةِ تاركِي الصلاةِ ، ولوْ كان كافرًا لثبَتتْ هذهِ الأحكامُ كلُّها ، ولا نعلَم بينَ المسلمينَ خلافًا في أنّ تاركَ الصلاةِ يَجب عليه قضاؤُها ، ولو كان مرتدًا لم يجبْ عليه قضاءُ صلاةٍ ولا صيامٍ
وأما الأحاديثُ المتقدِّمةُ فهي على سبيلِ التغليظِ ، والتشبيهِ له بالكفّارِ ، لا على الحقيقةِ

«Потому что это (то, что оставляющий намаз не является кяфиром) единогласие/иджмаъ мусульман.

Так как мы не знаем в каком либо веке ни одного, из оставивших намаз, чтобы его не омывали после смерти, не совершали погребальный намаз над ним и не хоронили на мусульманском кладбище. А также не запрещали его наследникам наследовать, и чтоб он наследовал понаследству. А также не разлучали мужа с женой из-за того, что кто-то из них оставил намаз, несмотря на то, что оставляющих намаз много.

Если бы оставляющий намаз являлся бы кяфиром, то все эти хукмы приводились бы в исполнение.

Мы не знаем, чтобы среди мусульман было разногласие в том, что оставивший намаз обязан возмещать его. Если бы оставляющий намаз являлся бы вероотступником, то ему необязательно было бы возмещать намаз и пост.

А вышеупомянутые хадисы (о том, что оставляющий намаз является кяфиром) в смысле устрашения и, что (оставляющий намаз) подобен неверному, но не в действительном смысле».

Источник: Ибн Къудама: Аль Мугъни: 3/357-358
Рияд: Дару Алямиль Кутуб: 1417/1997

Истоичнк:http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=526

Фатва муфтия доктора Али Джумаа Мухаммада

Вопрос:
«Когда человек кается и возвращается к вере, снимается ли с него обязанность восполнить несовершенные обязательные молитвы? И будет ли с него спрошено за них? Мы спросили шейха Юсуфа аль-Карадави через интернет, и получили ответ, что пропущенные молитвы нужно восполнить, а это невозможно сделать. Как решить эту проблему?».

Ответ
Согласно единодушному мнению четырех имамов1 , пропущенные молитвы нужно обязательно восполнять, потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), сказал:

اقْضُوا اللَّهَ، فَإِنَّ اللَّهَ أَحَقُّ بِالْوَفَاءِ

«Отдавайте долг Аллаху, поистине долг Аллаха более обязателен для исполнения».

Хадис рассказал аль-Бухари от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Всевышний).
Еще Пророк (мир ему), сказал:

مَنْ نَسِيَ صَلَاةً فَلْيُصَلِّ إِذَا ذَكَرَهَا، لا كَفَّارَةَ لَهَا إِلا ذَلِكَ

«Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет ей иного искупления, кроме этого».

Хадис рассказали аль-Бухари и Муслим со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах).
И если оставивший молитву из-за забывчивости обязан восполнить ее, несмотря на то, что на нем нет греха, то оставивший ее преднамеренно тем более обязан это сделать. В этом хадисе содержится указание на то, что законоположение, касающееся меньшего, распространяется и на большее.
Имам ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах) сказал в комментариях к «Сахиху» Муслима:

وشذ بعض أهل الظاهر فقال : لا يجب قضاء الفائتة بغير عذر ، وزعم أنها أعظم من أن يخرج من وبال معصيتها بالقضاء ، وهذا خطأ من قائله وجهالة . والله أعلم

«Отдельные последователи захиритского мазхаба утверждают, что пропущенную без причины молитву не нужно возмещать. Они считают этот грех до того великим, что одним возмещением его не искупить. Это ошибка и невежество. Аллаху же известно лучше».
(от себя: см. http://www.islamweb.net/newlibrary/display...k_no=53&ID=282)
Поэтому тот, у кого остались пропущенными молитвы за какой-либо период времени - малый или большой - должен покаяться перед Всевышним и начать восполнять эти молитвы, совершая с каждой обязательной молитвой еще одну такую же для возмещения. Следует отдавать приоритет возмещению молитв перед совершением дополнительных (сунна), так как вознаграждение за обязательную молитву больше вознаграждения за дополнительную.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) также указал на то, что возмещаемую молитву лучше совершать вместе с подобной ей молитвой, сказав:

مَنْ أَدْرَكَ مِنْكُمْ صَلَاةَ الْغَدَاةِ مِنْ غَدٍ صَالِحًا فَلْيَقْضِ مَعَهَا مِثْلَهَا

«Тот, кто застигнет из вас завтра утреннюю молитву в свое время, пусть восполнит вместе с ней такую же пропущенную молитву».

Хадис рассказан Абу Давудом от Абу Катады аль-Ансари (да будет доволен им Аллах).
Имам аль-Хаттаби указал, что

ويُشْبِهُ أن يكون الأمر فيه للاستحباب؛ ليحوز فضيلة الوقت في القضاء

«это не приказ, а пожелание. [В заботе о том], чтобы [молящемуся] досталось также и достоинство времени возмещения молитвы».

Человеку следует продолжать возмещать молитвы период времени, примерно равный тому, в который он пропускал их, пока он не будет уверенным в том, что отдал долг. Если же его постигнет смерть, прежде чем он успеет восполнить все пропущенные молитвы, Всевышний простит его по Своей милости и щедрости, если пожелает. Однако Ему - Свят Он и Велик - известно об этом лучше!

Источник:
http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?LangID=1&ID=617
Перевод:
http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=617&LangID=6

намаз, Навави

Previous post Next post
Up