Газали о воззрениях имама Ахмада

Feb 09, 2016 06:28

Сказал имам Газали (450-505 г.х./1058-1111 г.м.):

فقد سمعت الثقات من أئمة الحنابلة ببغداد يقولون إن أحمد بن حنبل رحمه الله تعالى صرح بتأويل ثلاثة أحاديث فقط

Я от достоверных лиц из числа ханбалитских имамов Багдада слышал, что Ахмад бин Ханбал делал та'виль только в отношении трёх хадисов, (где):

أحدها: قول صلى الله عليه وسلم: (الحجر الأسود يمين الله في الأرض

1. (пророк), да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: "Хаджар аль-Асвад является правой рукой Аллаха на земле" *

والثاني: قوله صلى الله عليه وسلم: (قلب المؤمن بين إصبعين من أصابع الرحمن

2. (пророк), да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: "Сердце му'мина находится между двумя пальцами Милостивого"**

والثالث: قوله صلى الله عليه وسلم: (إني لأجد نفس الرحمن من قبل اليمن

3. (пророк), да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: "Я нахожу вздох Милостивого со стороны Йемена"***

فانظر الآن كيف أول هذا ؟ حيث قام البرهان عنده على استحالة ظاهره.

Так посмотри же на то, как он прибегнул к та'вилю этих хадисов из-за того, что для него стал ясным довод о немыслимости их прямого (захир) значения

Далее он сказал:

فانظر كيف أضطر إليه أبعد الناس عن التأويل

Ты посмотри как один из самих далеких от та'виля людей был вынужден прибегнуть к нему...

Затем продолжил:

وإنما اقتصر أحمد بن حنبل رضي الله عنه على تأويل هذه الأحاديث الثلاثة، لأنه لم تظهر عنده الاستحالة إلا في هذا القدر، لأنه لم يكن ممعناً في النظر العقلي، ولو أمعن لظهر له ذلك في الاختصاص بجهة فوق وغيره، مما لم يتأوله

А то, что Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен им Аллах, ограничился та'вилем только этих трех хадисов, связано с тем, что ему не стала очевидной немыслимость (прямого значения), кроме как в этом количестве. И это потому, что он внимательно не рассматривал умственные рассуждении (калам), но если бы он глубоко изучал (калам), то тогда ему стала бы очевидной немыслимость оганичения Аллаха верхней стороной и другими (качествами Аллаха), которым он не сделал та'виль.

"Файсал ат-тафрика". Скачать: здесь

Эти слова Газали также упомянул Заркаши в "Бахр аль-мухит"

Примечания:
* Хатыб аль-Багдади в "Тарих" (6/326) и Албани в "Сильсиля ад-даифа" (223) назвали отвергаемым /мункар
Ибн Усаймин назвал ложным/батыль в "Маджму фатава ва расаиль" ( 310/3, 177/5).

Но достоверным иснадом подобные слова передаются со слов Ибн Аббаса у Абд-ур-Раззакъа в "Мусаннаф" :

عَنْ إِبْرَاهِيمَ بْنِ يَزِيدَ ، أَنَّهُ سَمِعَ مُحَمَّدَ بْنَ عَبَّادٍ ، يُحَدِّثُ ، أَنَّهُ سَمِعَ ابْنَ عَبَّاسٍ ، يَقُولُ : " الرُّكْنُ ، يَعْنِي الْحَجَرَ يَمِينُ اللَّهِ فِي الأَرْضِ يُصَافِحُ بِهَا خَلْقَهُ مُصَافَحَةَ الرَّجُلِ أَخَاهُ ، يَشْهَدُ لِمَنِ اسْتَلَمَهُ بِالْبِرِّ وَالْوَفَاءِ ، وَالَّذِي نَفْسُ ابْنِ عَبَّاسٍ بِيَدِهِ ، مَا حَاذَى بِهِ عَبْدٌ مُسْلِمٌ يَسْأَلُ اللَّهَ تَعَالَى خَيْرًا إِلا أَعْطَاهُ إِيَّاهُ

** Достоверный хадис, переданый Ахмадом 3/112, ат-Тирмизи 2140, аль-Хаким 2/289 со слов Анаса. Подробнее см. здесь

*** Со слов Къа'ба аль-Ахбара мурсалем передал Ибн Аби Шейба в "Мусаннаф" (1181, 33600) и ,как я понимаю, это - чистой воды исраилият

حَدَّثَنَا وَكِيعٌ , قَالَ : حَدَّثَنَا سفيان , عَنْ عَطَاءِ بْنِ أَبِي مَرْوَانَ الْأَسْلَمِيِّ , عَنْ أَبِيهِ , عَنْ كَعْبٍ , قَالَ : " قَالَ مُوسَى : أَيْ رَبِّ أَقَرِيبٌ أَنْتَ فَأُنَاجِيَكَ أَمْ بَعِيدٌ فَأُنَادِيَكَ ؟ قَالَ : يَا مُوسَى , أَنَا جَلِيسُ مَنْ ذَكَرَنِي , قَالَ : يَا رَبِّ , فَإِنَّا نَكُونُ مِنَ الْحَالِ عَلَى حَالٍ نُعَظِّمُكَ أَوْ نُجِلُّكَ أَنْ نَذْكُرَكَ عَلَيْهَا , قَالَ : وَمَا هِيَ ؟ قَالَ : الْجَنَابَةُ وَالْغَائِطُ , قَالَ : يَا مُوسَى , اذْكُرْنِي عَلَى كُلِّ حَالٍ

Газали, Джиха/сторона, Ахмад

Previous post Next post
Up