Jun 06, 2015 02:57
ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Обращение к правителю с помощью мягких слов требуется и в шариате, и в разуме, и в обычаях людей. Это заложено в человеке с рождения (фитра). Именно поэтому, пророк (мир ему и благословение Аллаха) мягко обращался к вождям племен и родов. Посмотри же, как Муса (мир ему) выполнил приказ Аллаха, сказав Фараону: "Не следует ли тебе очиститься? Я укажу тебе путь к твоему Господу, и ты станешь богобоязнен". (Сура ан-Нази‘ат, аяты 18-19) Муса (мир ему) обратился к Фараону в вопросительной форме, а не в форме приказа. Он сказал ему: "Не следует ли тебе очиститься?"
Точно также и Ибрахим (мир ему) обратился к своему отцу со словами: "Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?" (Сура Марйам, аят 42) Начал свое обращение с упоминания того, что этот человек является его отцом, указывая тем самым на свое уважение. Ибрахим (мир ему) не назвал его по имени, а затем обратился к нему опять-таки в вопросительной форме, а не в форме приказа. Затем Ибрахим (мир ему) продолжил: "Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе". (Сура Марйам, аят 43) Ибрахим (мир ему) не сказал отцу: "Ты - невежда! У тебя нет никакого знания". Он выбрал самое нежное и мягкое обращение, которое указывает на требуемый смысл. Затем Ибрахим (мир ему) сказал: "Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем". (Сура Марйам, аят 43) Это также подобно тому, как Муса (мир ему) сказал Фараону: "Я укажу тебе путь к твоему Господу". (Сура ан-Нази‘ат, аят 19) Затем Ибрахим (мир ему) продолжил: "Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь помощником сатаны". (Сура Марйам, аят 45) Ибрахим (мир ему) отнес страх к себе, а не к отцу. Так поступает сочувствующий по отношению к тому, кому он сочувствует. Затем упомянул имя Аллаха "Милостивый", а не какие-то другие имена, как, например, Могущественный, Всепобеждающий. Какое обращение может быть более мягким и нежным, чем это?!
Точно так же обратился к своему народу человек, о котором говорится в суре "Йа Син". Всевышний Аллах говорит: "Он сказал: “О мой народ! Последуйте за посланниками. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены?”" (Сура Йа Син, аяты 20-22) То же самое касается и слов Нуха (мир ему) своему народу: "О мой народ! Воистину, я для вас - предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне! Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока" (Сура Нух, аяты 2-4)
Точно так же, если ты проанализируешь обращения других пророков к своему народу, то найдешь, что эти обращения являются самыми мягкими и нежными. Более того. обращение Всевышнего Аллаха к рабам так же является мягким. Например, Он говорит: "О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно". (Сура аль-Бакара, аяты 21-22) Также Всевышний Аллах говорит: "О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого". (Сура Хадж, аят 73) А также: "О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (сатана) не обольщает вас относительно Аллаха". (Сура Фатыр, аят 5)
Задумайся над словами Всевышнего Аллаха: "Вот сказали Мы ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!" (Сура аль-Кахф, аят 50) Это - мягкость, которая захватывает разум человека. Также Всевышний Аллах говорит: "Неужели Мы отвратим от вас Напоминание (Коран) из-за того, что вы являетесь людьми, преступающими границы дозволенного?" (Сура аз-Зухруф, аят 5)
Задумайся так же над мягкостью, с которой обратились джинны к своему народу, сказав: "О народ наш! Ответьте проповеднику Аллаха и уверуйте в него, и тогда Он простит вам некоторые из ваших грехов и спасет вас от мучительных страданий". (Сура аль-Ахкъаф, аят 31)». См. «Бадаи‘ уль-Фауаид», 3/652.
Ибн Къайим,
Отчёт правителей,
Призыв (да'ва)