Click to view
Вопрос Ибн Усаймину: «Касательно ученых, которые допускали некоторые ошибки в таких положениях 'акъиды как Имена и Атрибуты Аллаха, да и в других вопросах. Мы сталкиваемся с их именами во время занятий в университете. Следует ли нам просить Аллаха о милости к ним, после упоминания их имён?»
Шейх: «Кто, например?»
Брат: «Например, аз-Замахшари, аз-Заркаши и другие».
Шейх: «Аз-Заркаши в чем?»
Брат: «В вопросах имен и атрибутов Аллаха...»
Шейх: «Во всяком случае, есть люди, которые принадлежат к определённым группировкам, внешние обряды которых являются нововведением, как например, му'тазилитская группировка, к которой относится и аз-Замахшари. Тех, кто подтверждает атрибуты Аллаха, он называет хашавитами и муджассимитами и считает их заблудшими... Он му'тазилит. Поэтому каждый, кто станет читать его книгу толкований Корана «аль-Кашшаф», должен остерегаться его слов в отношении атрибутов Аллаха.
Вместе с тем, в плане риторики и риторических фигур, это отличная книга. Из неё можно извлечь много пользы. Она представляет опасность только для человека, который не разбирается в именах и атрибутах Аллаха. Но есть ученые, которые в хорошей форме отзывались о нём и не причисляли его к какой-то определённой группировке, практикующей религиозные нововведения. Просто в его высказываниях встречается кое-что из утверждений приверженцев нововведений.
Взять к примеру Ибн Хаджара аль-'Аскъалани и ан-Навави, да помилует их обоих Аллах! Некоторые неразумные люди опорочили их со всех сторон. Мне даже как-то сказали, что некоторые говорят, что необходимо сжигать книгу «Фатх уль-Бари», так как её автор Ибн Хаджар аль-'Аскъалани является аш'аритом. Это не правильно!
Я не знаю сегодня такого человека, который сделал бы для Ислама в науке хадисов Посланника нечто подобное тому, что сделали эти два человека. Для тебя указанием на то, что Аллах, - пречист Он! - Своим Могуществом и Своей Силой, - и я не говорю за Аллаха, - принял этот вклад, является то признание, которое получили их книги в обществе, среди приобретающих знания, да и среди всего народа в целом.
Сейчас книгу имама ан-Навави «Сады праведных» читают на всех собраниях и в каждой мечети. Люди извлекают из неё огромную пользу. Я мечтаю, чтобы Аллах сделал и для меня такую книгу, из которой бы все извлекали пользу в своих домах и мечетях.
Как же можно говорить об этих двух людях, что они заблудшие приверженцы нововведений, что не разрешается призывать на них Милость Аллаха, что нельзя читать их книги, что необходимо сжигать «Фатх уль-Бари» и «Шарх сахих Муслим»? Субхана Ллах!
Таким людям я посредством своего состояния и своих слов говорю: «Прекратите оскорблять их, - нет отца у ваших отцов! - либо же займите то место, которое они заняли!».
Кто еще мог сделать для Ислама и мусульман столько же, сколько сделали эти два человека, кроме как по воле Аллаха. Да простит Аллах ан-Навави, Ибн Хаджара и подобных им, в которых Аллах заложил пользу для Ислама и мусульман..."
(Сл. «Ликъа-а аль-баб аль-мафтух», 43 / вопрос № 9)
بالنسبة للعلماء الذين وقعوا في بعض الأخطاء في العقيدة ، كالأسماء والصفات ، وغيرها ، تمر علينا أسماؤهم في الجامعة حال الدراسة ، فما حكم الترحُّم عليهم ؟ .
الشيخ : مثل مَن ؟ .
السائل : مثل : الزمخشري ، والزركشي ، وغيرهما .
الشيخ : الزركشي في ماذا ؟ .
السائل : في باب الأسماء والصفات .
فأجاب :
"على كل حال ، هناك أناس ينتسبون لطائفة معينة شعارها البدعة ، كالمعتزلة مثلاً ، ومنهم الزمخشري ، فالزمخشري مُعتزلي ، ويصف المثْبِتِين للصفات بأنهم : حَشَوِية ، مُجَسِّمة ، ويُضَلِّلهم فهو معتزلي ، ولهذا يجب على مَن طالع كتابه "الكشاف" في تفسير القرآن أن يحترز من كلامه في باب الصفات ، لكنه من حيث البلاغة ، والدلالات البلاغية اللغوية جيد ، يُنْتَفع بكتابه كثيراً ، إلا أنه خَطَرٌ على الإنسان الذي لا يعرف في باب الأسماء والصفات شيئاً ، لكن هناك علماء مشهودٌ لهم بالخير ، لا ينتسبون إلى طائفة معينة مِن أهل البدع ، لكن في كلامهم شيءٌ من كلام أهل البدع ؛ مثل ابن حجر العسقلاني ، والنووي رحمهما الله ، فإن بعض السفهاء من الناس قدحوا فيهما قدحاً تامّاً مطلقاً من كل وجه ، حتى قيل لي : إن بعض الناس يقول : يجب أن يُحْرَقَ " فتح الباري " ؛ لأن ابن حجر أشعري ، وهذا غير صحيح ، فهذان الرجلان بالذات ما أعلم اليوم أن أحداً قدَّم للإسلام في باب أحاديث الرسول مثلما قدَّماه ، ويدلك على أن الله سبحانه وتعالى بحوله وقوته - ولا أَتَأَلَّى على الله - قد قبلها : ما كان لمؤلفاتهما من القبول لدى الناس ، لدى طلبة العلم ، بل حتى عند العامة ، فالآن كتاب " رياض الصالحين " يُقرأ في كل مجلس , ويُقرأ في كل مسجد ، وينتفع الناس به انتفاعاً عظيماً ، وأتمنى أن يجعل الله لي كتاباً مثل هذا الكتاب ، كلٌّ ينتفع به في بيته ، وفي مسجده ، فكيف يقال عن هذين : إنهما مبتِدعان ضالان ، لا يجوز الترحُّم عليهما ، ولا يجوز القراءة في كتبهما ! ويجب إحراق " فتح الباري " ، و " شرح صحيح مسلم " ؟! سبحان الله ! فإني أقول لهؤلاء بلسان الحال ، وبلسان المقال :
أَقِلُّوا عليهمُ لا أبا لأبيكمُ مِن اللومِ أو سدوا المكان الذي سدوا
من كان يستطيع أن يقدم للإسلام والمسلمين مثلما قدَّم هذان الرجلان ، إلا أن يشاء الله ، فأنا أقول : غفر الله للنووي ، ولابن حجر العسقلاني ، ولمن كان على شاكلتهما ممن نفع الله بهم الإسلام والمسلمين ، وأمِّنوا على ذلك " انتهى .
"لقاءات الباب المفتوح" (43/السؤال رقم 9)
______________________________
И я вижу определнное противоречие вышеизложенного с тем, что Ибн Усаймин, рахимахуЛлах, говорит в своей другой фетве...
Click to view
Вопрос: «Каково постановление в отношении посещения уроков приверженцев нововведения?»
Ответ: «Если он посещает урок приверженца новшеств (в религии) для того, чтобы дискутировать с ним, чтобы разъяснить ему истину и правильную позицию, то это нужно делать (уаджиб - обязательно).
А если же он посещает (этот урок) для того, чтобы обучиться у него, то не дозволено это (нельзя обучаться у него). Даже если эти уроки будут не по вероубеждению (‘акъиде), допустим, по грамматике арабского языка или красноречию - не приближайтесь к ним! Так как (на этих уроках) подсунут они свой яд в бочку с мёдом.
Так же, если увидит кто-то, как ты посещаешь эти уроки, скажет: «Значит нет проблем в этом (посещение или человеке)»! Даже если это грамматика арабского…»
___________________