Сказал аль-‘Изз ибн Абд ус-Салям:
وكل ذلك مما لا يمكن تصويب للمجتهدين فيه بل الحق مع واحد منهم ، والباقون مخطئون خطأ معفوا عنه لمشقة الخروج منه والانفكاك عنه ، ولا سيما قول معتقد الجهة فإن اعتقاد موجود ليس بمتحرك ولا ساكن ولا منفصل عن العالم ولا متصل به ، ولا داخل فيه ولا خارج عنه لا يهتدي إليه أحد بأصل الخلقة في العادة ، ولا يهتدي إليه أحد إلا بعد الوقوف على أدلة صعبة المدرك عسرة الفهم فلأجل هذه المشقة عفا الله عنها في حق العادي . ولذلك كان صلى الله عليه وسلم لا يلزم أحدا ممن أسلم على البحث عن ذلك بل كان [ ص: 202 ] يقرهم على ما يعلم أنه لا انفكاك لهم عنه ، وما زال الخلفاء الراشدون والعلماء المهتدون يقرون على ذلك مع علمهم بأن العامة لم يقفوا على الحق فيه ولم يهتدوا إليه ، وأجروا عليهم أحكام الإسلام من جواز المناكحات والتوارث والصلاة عليهم إذا ماتوا وتغسيلهم وتكفينهم وحملهم ودفنهم في مقابر المسلمين ، ولولا أن الله قد سامحهم بذلك وعفا عنه لعسر الانفصال منه ولما أجريت عليهم أحكام المسلمين بإجماع المسلمين ، ومن زعم أن الإله يحل في شيء من أجساد الناس أو غيرهم فهو كافر لأن الشرع إنما عفا عن المجسمة لغلبة التجسم على الناس فإنهم لا يفهمون موجودا في غير جهة بخلاف الحلول فإنه لا يعم الابتلاء به ولا يخطر على قلب عاقل ولا يعفى عنه
«…Всё это из (разряда) того, в чём невозможно оправдать (ошибку) муджтахидов. Наоборот, истинно только то, что (утверждено) одним из них, а остальные же ошибаются. Но это - простительная для них ошибка из-за трудности отстранения и выхода из неё. Особенно же (это касается) убеждения стороны (джиха). Так как убеждение, (гласящее), что есть Существующий, Который не описывается ни движением, ни покоим, (Который) не отделён от мира и не соединён с ним, не внутри мира и не за его пределами… к такому (убеждению), как правило, никто не приходит; мало того, к этому никто не приходит без усваивания доводов, тяжёлых в постижении и трудных в понимании. По причине этого затруднения Аллах прощает (убеждение стороны) простолюдинам, и поэтому (посланник) (صلى الله عليه وسلم) никого из новообращённых не обязывал исследованием (этого вопроса). Наоборот, он даже подтверждал их мнение, зная, что они не смогут избавиться (от этого). Также праведные халифы и учёные, познавшие истину, подтверждали их (простолюдинов убеждение) в этом, не смотря на то, что они знали, что простолюдины не остановились на (принятии) истины и не направились к ней. И (не смотря на это всё) на них распространили исламские положение (ахкамы), в том числе - законоположения женитьбы и наследование, молитвы за них после смерти, их купание, (заворачивание) в саван, упокоение, перенесение и захоронение на мусульманских кладбищах. А если бы Аллах им не простил эти (воззрения) по причины затруднительного отхода от них, то на них по единогласию мусульман не распространились бы исламские законоположения. Но тот, кто сочтёт Аллаха вселяющимся во что-то из тел людей или других (творений), является неверным. Так как Шариат из-за широкого распространения таджсима (придания Аллаху телестности) среди людей простил муджасимов (придающих Аллаху телесность), ибо они не понимают, что Существующий бывает без направления, указывающего на Него. (И это) - в отличии от смуты «хулюла» (слияния Аллаха с миром творений), которая не распространена и не приходит в голову разумного человека, для которой нет прощении».
(«Къаваид аль-ахкам»,
1/201-202)