Говорит имам Шаукани (1173-1250 х/ 1760-1834):
وكم قد سرى عن تشييد أبنية القبور وتحسينها من مفاسد يبكي لها الإسلام ، منها اعتقاد الجهلة لها كاعتقاد الكفار للأصنام : وعظم ذلك فظنوا أنها قادرة على جلب النفع ودفع الضرر فجعلوها مقصدا لطلب قضاء الحوائج وملجأ لنجاح المطالب وسألوا منها ما يسأله العباد من ربهم ، وشدوا إليها الرحال وتمسحوا بها واستغاثوا وبالجملة إنهم لم يدعوا شيئا مما كانت الجاهلية تفعله بالأصنام إلا فعلوه ، فإنا لله وإنا إليه راجعون
«Как много вреда и пагубных последствий кроются в возведении построек над могилами и в украшении их, за которые „плачет“ Ислам. Например, невежды обладают таким же убеждением, как и у неверующих в отношении идолов, и даже хуже. Они посчитали, что гробницы способны приносить пользу и отстранить вред. Стали обращаться к ним за удовлетворением нужд и выполнением различных просьб, а также просить от них то же самое, что просят рабы от их Господа. Начали приезжать к гробницам из разных мест, обтираться об них, взывать к ним о спасении и помощи. В общем, они делают абсолютно все, что совершалось в доисламские времена в отношении идолов. Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему нам предстоит вернуться!
ومع هذا المنكر الشنيع والكفر الفظيع لا تجد من يغضب لله ويغار حمية للدين الحنيف لا عالما ولا متعلما ولا أميرا ولا وزيرا ولا ملكا
И, несмотря на такое отвратительное порицаемое явление и ужасное неверие, мы не видим тех, кто проявляет гнев ради Аллаха и встает на защиту этой истинной религии единобожия, ни ученого, ни обладающего (исламскими знаниями), ни амира, ни министра, ни короля.
وقد توارد إلينا من الأخبار ما لا يشك معه أن كثيرا من هؤلاء المقبورين أو أكثرهم إذا توجهت عليه يمين من جهة خصمه حلف بالله فاجرا ، فإذا قيل له بعد ذلك : احلف بشيخك ومعتقدك الولي الفلاني تلعثم وتلكأ وأبى واعترف بالحق . وهذا من أبين الأدلة الدالة على أن شركهم قد بلغ فوق شرك من قال : إنه تعالى ثاني اثنين أو ثالث ثلاثة
Более того, к нам доходят несомненные сведения о том, что когда ко многим почитателям могил, или даже к большинству, обращается клятва со стороны противников (их порочного направления), - они ложно клянутся Аллахом. А когда после этого ему говорят: «Поклянись своим шейхом и таким-то святым, в которого ты веришь», - он начинает запинаться, медлить, и в итоге отказывается и признается в правде! И это их самых очевидных доказательств того, что их многобожие достигло степени, которая выше многобожия тех, кто заявляет о том, что Аллах является вторым из двоих или третьим из троих.
فيا علماء الدين ويا ملوك المسلمين ، أي رزء للإسلام أشد من الكفر ، وأي بلاء لهذا الدين أضر عليه من عبادة غير الله ؟ [ ص: 103 ] وأي مصيبة يصاب بها المسلمون تعدل هذه المصيبة ؟ وأي منكر يجب إنكاره إن لم يكن إنكار هذا الشرك البين واجبا :
لقد أسمعت لو ناديت حيا ولكن لا حياة لمن تنادي ولو نارا نفخت بها أضاءت
ولكن أنت تنفخ في رماد
О ученые религии! О правители мусульман! Какое бедствие хуже для Ислама, нежели неверие?! Какая беда приносит больше вреда для этой религии, чем поклонение помимо Аллаха?! И какой грех, совершаемый мусульманами, равен подобному несчастию?! И какой порицаемый поступок необходимо исправлять, если запрещение этого явного многобожия не является обязательным?!
Тебя, несомненно, услышали, если бы ты воззвал к живому.
Но нет жизни у того, к кому ты взываешь.
И если б ты подул на огонь, он осветил бы все вокруг.
Но ты дуешь на пепел».
«Нейль аль-автар»,
4/102-103