Jul 06, 2013 17:20
О Сохнуте-история Наташи и другие ...11 Постепенно все санатории региона начали работать на коренных жителей края ,заполняясь ЧЕЧЕНЦАМИ,ИНГУШАМИ,ОСЕТИНАМИ-СТАРЕЙШИНАМИ различных кланов(совершенно кинематографическими красивыми старцами,одетыми в нац. костюмы и папахи,величественными гордыми и молчаливыми-всеми теми,кто активно демонстрировал лояльность режиму и поддерживал федеральные войска)...
Истёк оплаченный срок договора с санаторием,где отдыхали и лечились чеченские дети... А третий этап нашего проекта(выезд всех детей на отдых в Израиль)пробуксовывал и нам казалось ,что Еврейский Конгресс не очень торопится проталкивать дорогостоющую акцию,и мы метались в полной растерянности,не зная куда бы приткнуть детей,чтобы они могли нормально жить,ожидая непростую операцию выезда на оздоровление в Израиль.
Нас захлёстывали рутинные дела и мы вновь и вновь сталкивались с препятствиями,с новыми и новыми требованиями по оформлению документов для детей при пересечению границы , и принимавшая Израильская сторона тоже не очень-то простирала объятия для временного приёма такого количества малолетних туристов без родителей и без права на репатриацию. ..
Все наши клиенты улетали из аэропорта Минводы чартерными рейсами,принадлежавшими НОВОЙ РУССКОЙ-ЕВРЕЙКЕ, владеющей и водочно-макаронными заводами и огромным многокилометровым рынком и огромной гостиницей с духместными номерами,красивысми холами,залами и рестораном-столовой.Ещё в первую Чеченскую войну владельцы чартерных рейсов активно помогали Сохнуту и вывозили еврейских беженцев,а также размещали их в гостинице.
Связь Сохнута с владельцами гостиницы помогла и на этот раз и нашлись номера для размещения всех детей и воспитателей, пришлось договариваться о съёме этой гостиницы для детей.
Они замечательно там разместились и пользовались ресторанным питанием. Дети после санатория выглядели прекрасно.Были хорошо одеты и совсем не походили на тех,которых мы нашли в Ингушетии.А ведь прошло всего 9 месяцев,с того дня,как их судьба стала не безразлична еврейскому Агентству Сохнут и людям,работавшим в этой системе...
Много сил забирала работа с молодёжью,рвавшейся покинуть регион и доказавшей при консульских проверках своё право на репатриацию. Часть из этой подготовленой молодёжи участвовали в отборочном тестировании.
В период тестирования детей и консульских проверок необходимо было принять огромное количество людей(мам-пап),которые скапливались в нашем офисе в ожидании своих чад. Все они должны были где-то размещаться,что-то кушать и пить и где-то, собравшись задавать нам вопросы о будущем детей.Они думали,что сохнутовские программы-это единственный шанс для их детей устроить счастливое и стабильное будущее. И хотя они знали о терактах в Израиле,им казалось,что теракты в регионе страшнее...Лейтмотивом всех наших бесед было наше личное понимание обстановки, и мы не переставая, внушали всем родителям,что отправлять детей можно лишь в том случае, когда есть твёрдые планы ехать вслед за ними. Матерям одиночкам,не имевшим прав на репатриацию,мы терпеливо объясняли непреодолимые преграды к воссоединению с отправляемыми детьми. Мы ввели в практику полный запрет местным работникам давать консультации по вопросу израильских реалий,дабы фальшивая или липовая информация не растекалась бы по региону.
Для всех родителей разработали и выдали буклеты: карта Израиля с пометкой города или селения(кибуца),где будет находится их ребёнок,рекламка школы с пнимиёй(общежитие) с картинками ,телефоны для контактов с эм-байт,с мадрихом,с воспитателем и с директором учебного комплекса.
Мы в отличии от многих молодых шлихим(посланников)прошли в Израиле путь от немоты и глухоты и грязных работ до нормального трудоустройства и стабильной жизни, и мы знали цену этому пути. Из нашей информации НИКТО не услыщал того,что могло бы ввести человека в заблуждение и привести его к поспешным решениям. Может быть именно поэтому многие и многие из наших клиентов находят нас,звонят нам и благодарны за поддержку. К каждому человеку,к каждой семье мы подходили с уважением и чувством ответственности за их устройство в Израиле. Зная тонкости многих сохнутовских проектов по облегчению абсорбции,мы старались подробно объяснить семьям,кому и как подходят разные программы.И то,что было оптимально для одной семьи,например,кибуцный проект,абсолютно не подходил другой семье,которой лучше всего было абсорбироваться с возможностью трудоустройства сразу же на первых порах.
К нам приезжали представители таких программ и была возожность конкретно уточнять тонкости предстоящего...Есть семьи ,уехавшие по спец. программам,на которые набирались в нашем регионе бедствующие семьи,желавшие с первых дней трудоустроиться на рабочие профессии. Их судьбы нам известны,т.к. они звонят нам и сообщают о своей жизни здесь...
В конце июня уже были известны окончательные решения Иерусалимской Сохнутовской комиссии по результатам тестированияна молодёжные программы. Наташа прошла блестяще и психометрические тесты и собеседование с психологом и другими членами комиссии, выяснявшими её мотивацию. Она прекрасно отвечала на вопросы о традициях,культуре и истории Израиля. И всвязи с блестящими результатами тестирования и нас, и Наташу уговаривали изменить программу ХАЛОМ(профессиональную)на СЭЛА(студенческую).Но мы знали ,что до студенческой скамьи Наташе ещё надо идти и идти.
Мы с напряжением и нетерпением ждали отправки детей.Русский Еврейский Конгресс(РЕК),финансируемый Гусинским, оплатил их пребывание в Израиле в одном из больших учебных комплексов с хорошим общежитием на Средиземноморском побережье в г.Нетания.
После пребывания в элитном санатории и затем в гостинице все дети и весь педагогический персонал вместе с Наташей были отправлены в Израиль в сопровождении моего мужа.И только мы с ним знали,каких усилий это стоило нам.
Фантастическое пребывание чеченского детского дома на побережье Средиземного моря сопровождалось прекрасными путешествиями по Израилю,везде этих детей встречало не только тепло и любовь,но и активная помощь с многочисленными подарками. Чеченская диаспора Израиля щедро принимала маленьких чеченских сирот. Были многочисленные предложения по усыновлению.Но одним из сопроводительных документов была декларация о конкретном сроке пребывания в Израиле и об обязательном возвращении ВСЕХ.
Когда программа Сохнута ХАЛОМ открылась в мерказ клита(центр абсорбции)г. Тверия Наташа ,наконец,навсегда с великой радостью покинула своих многолетних друзей и ушла от них навсегда. Она покинула и детей и воспитателей и Корчака№2 и его жену Розу ,рядом с которыми прошла вся её жизнь.
Началась её самостоятельная жизнь в Израиле с обучением по иной системе,с иными ценностями, с освоением языка,который быстро стал ей родным......
Я практически рассказала всё. Осталось рассказать ,как дети вернулись в наш регион и ещё маленький эпизод об одной потерянной СУДЬБЕ,в которой нам удалось успешно поучаствовать и спасти человека.
Наши подопечные дети возвращались в тот же воюющий регион. Возвращались без Наташи и мы встречали их в том же аэропорте Минводы, и им и нам предстояло вновь пройти унизительные процедуры ,инспирируемые ОБОРОТНЯМИ...И было немного не по себе от того ,что нет у нас однозначного ответа на вопрос:
"Почему нехватает одного физического лица?".. Уезжали наши дети с Наташей,а возвращались без неё.
Уезжали в наших обновках и с нашими заплечными рюкзачками ,а возвращались с колоссальным багажом,спорттоварами,велосипедами,большим количеством новой одежды,ящиками с мылом,шампунями,шоколадом и т.п.
Уезжали с игрушками в руках,зажатые от страха,прижимая к себе машинки и др.игрушки. И когда одна из ТАМОЖЕННЫХ ХАРЬ,оскалясь предложила:"Потрясём-ка их всех и сотворим досмотр по верхнему пункту", тогда представитель Сохнута не выдержал и ответил:"Попробуй только прикоснись к этим детям-первый же тенисный мячик заткну тебе в глотку." В ответ раздался ГОГОТ...
И вот они уже возвращаются с огромными багажами.
Описать кинематографически радостную картину появление детей в Минводах на входе в пограничную зону не хватит ни слов, ни красок.Они шли все вместе и бросились к нам ,как к близким друзьям,целовали нас и благодарили и пели на иврите приветствие и даже самые маленькие кричали нам ШАЛОМ-ШАЛОМ-ШАЛОМ!
Но мы были напряжены и ждали гадости от пограничников,комплект выездных документов чётко оговаривал вывоз и ввоз ВСЕХ до одного."Стоп-не двигаться -будем проверять всех по списку!" При выезде у каждого на груди была красивая карточка с именем и порядковым номером. При въезде они шли безымянной лавиной, и это была часть общей задумки. Кроме того,среди ОБОРОТНЕЙ-пограничников был некто,получивший ящик коньяка,и мы надеялись,что в критический момент он не подведёт. Так и было,когда главный ОБОРОТЕНЬ остановил светящихся счастьем детей,чтобы начать проверять нет ли потерь в их рядах, КОНЬЯЧНЫЙ НЕКТО по философски бросил в никуда:"Да,вы ,ребята ох..ели.Кто ж в Израиле захочет оставить мусульманина?" Раздался гогот,и детей быстро пропустили через пограничную зону аэропорта. ОБОРОТНИ торопились оприходовать наше коньячное подношение.Ко мне бросилась Залина и первое,что она мне сказала:"Мои братья перестали писаться и младший совсем перестал заикаться." Оказалось,что в коллективе детей не осталось ни одного страдающего ночным недержанием мочи(ДИУРЕЗОМ)
Мы наняли два огромных туристических автобуса и мы уже знали ,что нашим подопечным подговлено новое и вполне достойное место для жизни.
Мне казалось и кажется и сегодня,что именно это было главной победой нащей гуманитарной акции.Государственные структуры бывшего Союза не могли допустить,чтобы чеченские дети- граждане России, которые оказались не безразличны сионистам,оказались бы лишённые на своей родине нормальных человеческих условий жизни;и руководстствуясь именно политическими амбициями власти нашли для чеченских сирот отличный санаторий в столице Кабардино-Болкарии г. Нальчике...
Мы открыли курсы подготовки к Сохнутовским программам.Были дети,которые ездили из очень отдалённых сёл.А некоторые приезжали,чтобы не только учиться,но и поесть сендвичи,печенье ,которые во многих семьях были редкостью. Для того,чтобы обеспечить максимальную вероятность поступления на программу, мы внедрили практику пробного тестирования,на котором дети привыкали к обстановке израильских особеностей проведения тестов. Вместе со всеми занималась наша Наташа.Но в любой группе она старалась определить себя кем-то, не сравнимым с другими...Так она отвоёвывала, как ей казалось, своё место в начавшейся новой для неё жизни,где не было ни общежития,ни таких же сирот, как она .
Мы продолжали курировать детский дом и решили устроить детям летний отдых в самом лучшем санатории Пятигорска,расположенном в изумительно красивом зелёном заповедном уголке, в стариннои здании с огромными балконами и террасами,и красивым помпезным убранством внутри в стиле санаториев для советской партверхушки.Как нам рассказали, там даже проездом останавливался Сталин,в его красивом большом двухкомнатном номере мы планировали поселить семью Корчака №2.Директор Сохнута(Алла Леви),по инициативе и при непосредственном участии которой, мы искали еврейскую сироту, поддержала нашу инициативу и оперативно выделила необходимые средства на содержание детей в хорошем санатории и при посещении этого санатория подарила от себя лично огромный музыкальный центр чеченским сиротам.
Мы договорились с врачами санатория провести поголовную диспансеризацию и при необходимости пролечить детей. После нескольких тяжелейших лет войны,разорившей жизнь детей,после бомбёжек,сделавших их заиками и ДИУРЕЗНИКАМИ,жизнь в этом санатории была для них сказкой.
И наша Наташа принимала всё это, как свою личную заслугу, и наверное, ей хотелось почувствовать тепло и благодарность своих бывших друзей,а возможно, и воспитателей и руководства...
Тем временем,мы лихорадочно метались совестно с Корчаком №2 в поиске легитимных документов,подтверждающих право Наташи на репатриацию. Но увы... Все Грозненские архивы сгорели,как и документы дома ребёнка,из которого Наташа поступила в детдом.Нам удалось по архивной книге записи детей,которая сохранилась у Корчака №2, получить НОВУЮ МЕТРИКУ с пометкой ДУБЛИКАТ.
В регионе было военное положение и временная регистрация детей из Чечни,прибывших для отдыха в элитном санатории, была очень серьёзной трудностью,особенно,если учесть ,что среди детдомовцев были чеченские подростки старше 16-ти лет .В этом нашли бы места в собственной стране.. И конечно,нашлось место для размещения детей в санатории г. Нальчика(столица Кабардино-Балкария). Мы были рады не меньше,чем дети и руководство детдома. Ведь в этой победе была и наша заслуга и кроме того,мы привыкли к детям и здесь нам было легко продолжить с ними контакты. Тёплые контакты
продолжались ,хотя Наташа наша была уже в Израиле.
Для завершения затянувшейся Сохнутианы мне осталось только рассказать ещё об одном эпизоде нашей работы,позволившим изменить страшную судьбу пожилой беженки,а возможно сохранить ей жизнь.
Как и в случае с началом эпопеи с Наташей и детским домом,как и во многих других случаях в Сохнут поступали сведения о нуждающихся в срочной помощи из разных источников:интернетовские новости гуманитарных миссий,работающих в регионе,от родственников,потерявших связь с близкими, от соседей и др. источников.
В этом эпизоде нашей Сохнутианы сведения пришли от израильтянки ,которая просматривая теленовости о воюющей Чечне ,увидела кадры,снятые корреспондентом какой-то гуманитарной миссии,где в промелькнула фигура знакомой женщины,в которой она узнала черты,напомнившие ей затерянную в воюющей Чечни родную СЕСТРУ. В телевизионном кадре эта женщина брела с группой таких же оборванных людей,о которых сказали,что эта группа больных псих.лечебницы.
Взволнованная израильтянка из Бер-Шевы звонила в израильские отделения Сохнута и просила организовать поиск пропавшей сестры.
И мы начали поиск. Все те же мероприятия,все психиатрические больницы региона
надо посетить лично,иначе невозможно быть уверенным в полученных ответах. В одной из лечебниц г. Назрань(Ингушетия) нам при посещении сказали.,что есть приблудившаяся женщина,которая к ним пристала недавно и которая до сих пор не имеет точного диагноза,но скорей всего,она страдает депрессией и на контакт не идёт и всё время молчит. А в дополнении главврач сказала,что ни кормить, ни лечить нечем,как и не во что одеть,больные в порванных летних халатах и , как в случае, с Наташей мы поняли,с какими человеческими трагедиями мы столкнёмся ,если двинемся в сторону подробностей. Мы попросили больную назвать своё имя и фамилию и убедились,что именно она объявлена в розыск. Но мы знали ,что наши возможности не безграничны,и представив главврачу наши документы,объяснили наше намерение забрать только "приблудную" больную. Вся процедура заняла несколько минут и мы ,поместив больную на заднем сидении легкового автомобиля, тронулись в обратный путь.Машина заполнилась удушливым запахом гари и других "ароматов",вид больной был страшен,чёрный цвет лица и рук,грязнаяи оборванная одежда,возраст неопределённый. Мы ни о чём не спрашивали,и наша клиентка молча поглощала пирожки с картошкой,купленные на заправочной станции.Когда она закончила кушать,мы рассказали ей,что разыскали её по просьбе сестры. И получили совершенно адекватный ответ:"Сестра обо мне ничего не знает-ведь она уехала в Израиль в начале 1992года". Мы с облегчением вздохнули,хотя дышать в машине было очень трудно...Привезли,поселили в пустующей комнате,в которой жила Наташа. Там стоял холодильник,который наши сотрудники наполнили продуктами.Прикрепили нашу клиентку к санаторской столовой,но она рвалась на базар и хотела что-то купить. Мы попросили медсестру вымыть и привести в порядок женщину.Все её вещи были выброшены,несмотря на некоторое сопротивление,а паспорт,чудом сохранившейся, был изъят и спрятан в сейфе офиса. Никто из вас никогда не видел такого паспорта, полуобгоревшего во время огнемётного пожара в том доме,где скрывалась эта многострадальная женщина.Этот запах гари ,который наполнил машину, и был вызван её пребыванием в горящем здании. Через пару дней нормального существования она была вполне адекватна,контактна и дружелюбна.Единственой особенностью была её страсть к кирпичикам хлеба,который ей выдавали по её просьбе в столовой и который она покупала на карманные деньги,получаемые у нашего бухгалтера. Её обгоревший паспорт как ни странно был без проблем принят при заказе зарубежного паспорта,т.к. в нём сохранился номер и серия,половина фотографии и четкая запись национальности.У сестры в Израиле была метрика в оригинале не толькло своя,но и родителей.Таким образом,документы не вызывали никаких сомнений у консула.
Каждо утро благодарная женщина приходила ко мне в кабинет и приносила гостинец...несколько кусков хлеба,луковицу и зубчик чеснока. Она говорила мне :"ВОЭЬМИТЕ И ЕШЬТЕ-ЭТО ПОЛЕЗНО ,ЭТО ВИТАМИНЫ.Я ВАМ БЛАГОДАРНА И ХОЧУ ВАС УГОСТИТЬ".Она была совершенно нормальной и спокойно ждала консула для получения визы и отдавала отчёт во всём происшедшем. Только в комнате её было припасено много хлеба,луковец и чеснока на случай, если в столовой перестанут её кормить,отправка в Израиль отменится и придётся пережить ещё одну зиму,скитаясь по полуразрушенным зданиям.Мы созвонились с её израильской сестрой и та рыдала ,а на этом конце провода сидела обычная женщина с нормальным цветом лица и рук,чисто вымытая,сытая и аккуратно и даже красиво одетая в купленные Сохнутом вещи и спокойно с достоинством отвечала :"Мы скоро увидемся,меня обещают отправить к тебе прямым рейсом без пересадок,а ты встречай..."
Надо было много потрудиться,чтобы пропустить через себя огромное количество людских судеб, благополучных и не очень, надо было очень сочувствовать всем людям с трудными ,а иногда и трагическими судьбами. И надо было любить эту работу и уважать систему,в рамках которой были созданы условия для помощи людям,связывающим себя с еврейством,а иногда,как вы убедились и весьма далёкими от еврейства.
Продолжение следует
Чеченцы и евреи,
СОХНУТ в Чечне