О Сохнуте-история Наташи и другие ...10

Jul 06, 2013 17:19

О Сохнуте-история Наташи и другие ...10
Мы открыли курсы подготовки к Сохнутовским программам.Были дети,которые ездили из очень отдалённых сёл.А некоторые приезжали,чтобы не только учиться,но и поесть сендвичи,печенье ,которые во многих семьях были редкостью. Для того,чтобы обеспечить максимальную вероятность поступления на программу, мы внедрили практику пробного тестирования,на котором дети привыкали к обстановке израильских особеностей проведения тестов. Вместе со всеми занималась наша Наташа.Но в любой группе она старалась определить себя кем-то, не сравнимым с другими...Так она отвоёвывала, как ей казалось, своё место в начавшейся новой для неё жизни,где не было ни общежития,ни таких же сирот, как она.
Для чеченских детей мы нашли элитный санаторий,расположенный в изумительно красивом зелёном заповедном уголке, в стариннои здании с огромными балконами и террасами,и красивым помпезным убранством внутри в стиле санаториев для советской партверхушки.Как нам рассказали, в этом санатории проездом останавливался Сталин,в его красивом большом двухкомнатном номере мы планировали поселить семью Корчака №2.Директор Сохнута(Алла Леви),по инициативе и при непосредственном участии которой, мы искали еврейскую сироту, поддержала нашу инициативу и оперативно выделила необходимые средства на отдых и лечение детей в хорошем санатории и при посещении этого санатория подарила от себя лично огромный музыкальный центр детдому.
Мы договорились с врачами санатория провести поголовную диспансеризацию и при необходимости пролечить детей. После нескольких тяжелейших лет войны,разорившей жизнь детей,после бомбёжек,сделавших их заиками и ДИУРЕЗНИКАМИ,жизнь в этом санатории была для них сказкой.
И наша Наташа принимала всё это, как свою личную заслугу, и наверное, ей хотелось почувствовать тепло и благодарность своих бывших друзей,а возможно, и воспитателей и руководства...
Тем временем,мы лихорадочно метались совестно с Корчаком №2 в поиске легитимных документов,подтверждающих право Наташи на репатриацию. Но увы... Все Грозненские архивы сгорели,как и документы дома ребёнка,из которого Наташа поступила в детдом.Нам удалось по архивной книге записи детей,которая сохранилась у Корчака №2, получить НОВУЮ МЕТРИКУ с пометкой ДУБЛИКАТ.
В регионе было военное положение и временная регистрация детей из Чечни,прибывших для отдыха в элитном санатории, была очень серьёзной трудностью,особенно,если учесть ,что среди детдомовцев были чеченские подростки старше 16-ти лет .В этом возрасте чеченская молодёжь участвовала в военных действиях и конкретным прмером был Залинын старший брат,который воевал против федеральных войск. Известия о гуманитарной акции,
проводимой именно Еврейским агентом(Сохнут),несколько облегчали регистрацию и останавливали местных ОБОРОТНЕЙ В ПОГОНАХ от выкачивания нервов и взяток . Но тем не менее,мы столкнулись с затяжкой регистрации и начали форсировать легализацию чеченских детей,используя нашего местного работника,который параллельно работал в органах внутренних дел. Ему было поручено угощать ОБОРОТНЕЙ,угощаться самому,но очень быстро оформить всем детям временную прописку-регистрацию,потому что уже шла полным ходом подготовка к 3-ему этапу нашего плана вывоза Наташи вместе с детьми в Израиль. И хотя Еврейский Конгрес ,финансируемый Гусинским, и подхватил сохнутовскую акцию и взялся за полное финансирование вывоза и содержания детей и воспитателей в Израиле, но никто особенно не шевелился с реальными делами. И мы очередной раз поняли,что весь мучительный процесс оформления документов,а также полное курирование, опять упадёт на наши руки и на наши головы. Никто не отменял и основную целевую работу:наш офис осаждали толпы,в регионе,где были разбросаны наши отделения,нас ждали и нам необходимо было регулярно бывать везде,работать с посетителями и координаторами, и молодёжными мадрихами, и помогать готовить детей в Израиль ,едущих без родителей. Для экономии времени и сил на бесконечные объяснение каждой маме по сто раз,что понадобится её дитю, я подготовила списки рекомендуемых вещей для отправки детей в Израиль. Кстати, эта была многолетняя не решаемая проблема,которую замалчивали,считая не этичным указывать людям с разными возможностями,что надо покупать детям для переезда в Израиль.Но если работать по-настоящему,то можно постепенно за время подготовки людей к отъезду узнать важные для каждого человека судьбоносные подробности его жизни и участвовать в его судьбе с осторожностью ,уважением и желанием помочь во всём... Мы были хорошо знакомы с отъезжающими семьями, и знали тех,кто испытывал материальные трудности и не мог купить и одной пары кроссовок,кто жил впроголодь и для кого отправка детей в Израиль была вопросом выживания. В таких случаях мы старались обеспечить детей типовым набором вещей,без которых невозможно было начать жизнь в Израиле.
По этому списку наша Наташа сама покупала себе вещи для будущей самостоятельной жизни.Каждый вечер в ожидании экзаменационной комиссии по приёму на молодёжные проограммы мы с Наташей решали и решали, и решали математические задачи,с геометрией дело шло туговато...
Залина приехала со всеми детьми детского дома и отдыхала в санатории и оставалась для меня самой близкой и самой любимой девочкой. И чтобы ей ни дарили и чем бы ни угощали её, она немедленно отдавала своим младшим братьям и вела себя, как заботливая мама.Это не могло не трогать И мне казалось,что и Корчак №2 с женой Розой тоже с особой теплотой относились к Залине.
Мы устраивали с молодёжным еврейким клубом интересные семинары на территории санатория и вовлекали в развлекательные мероприятия подростков из чеченского детского дома.Я обратила внимание ,на то,что часть детей уже достигла возраста для самостоятельной жизни,но положение в регионе удерживало Корчака №2 от выпуска взрослеющих воспитанников в самостоятельную жизнь.Он пристраивал совершенолетних помощниками на кухню и помощниками воспитателей.
На фоне рутинной работы и забот о детском доме и о нашей Наташе периодически приходилось заниматься судьбами других обездоленных людей,которые находились в бедственом положении и по непроверенным сведениям имели право на репатриацию.Поиск таких людей являлся нашей обязанностью.Так мы узнали о какой-то беженке еврейке,которая пряталась в подвале действующей православной церкви в пограничном с Чечнёй районе. А так как в прифронтовой зоне было очень мало действующих церквей,то мы сравнительно легко нашли старушку,которой как оказалось было 56лет.Мы привезли её в Пятигорск и поселили в дешёвой гостинице,как и в других подобных случаях, на нас упали обычные проблемы,связанных с жизнеобеспечением нашей подопечной,проведшей в подвале пару лет жизни и отвыкшей от нормальной жизни... Ведь в подобных случаях люди находились в психологическом стресе и не могли решать даже простешие бытовые проблемы.. Таких людей нельзя было отправить в Москву для срочного оформления документов на выезд,а значит всё от бытовых проблем и до заказа и оплаты зарубежного паспорта , полного содержания в ожидании приезда консула для получения визы-всё падало на наши плечи...
В эти годы небольшая по численности консульская группа Израильской гос.структуры ЛИШКАТ А КЕШЕР разрывалась на части ,обеспечивая приём кандитатов в репатрианты по всей огромной территории Союза. Иногда приходилось ждать консула значительное время и так случилось,что и нашей одинокой старушке и многим другим,не имевшим возможности ехать в Москву,пришлось ждать консула...
А тем временем кончался оплаченный Сохнутом срок пребывания чеченчких детей в элитном саатории... Мы подготавливали десятки разрешительных документов,которые должны были удовлетворить ГРАНИЦУ и ТАМОЖНЮ при выезде всех детей. Параллельно нам нужно было пройти муки ада и с документами кандидатов на молодёжные сохнутовские программы.
Ставропольский попечительский совет выдавал разрешительный документ вида "А", Владикавказский выдавал вида "Б",Нальчинский -вида "С" ,Моздокский -вида "Д" и так далее,а на границе требовали документ вида "Я" . И не важно,что все документы были об одном и том же и различались только порядком фраз,всё равно не было никаких возможностей повлиять на органы опеки с просьбой выдавать документы по определённой форме, и на ОБОРОТНЕЙ В ПОГОНАХ (таможеников и пограничников)с просьбой не придираться к форме разрещительных документов... Даже при абсолютном удовлетворении всех требований не было никакой гарантии нормально и без нервотрёпки пересечь границу в Минводах,откуда чартерный рейс доставлял наших многострадальных клиентов в Израиль... Именно поэтому всегда в аэропорту на отправке репатриантов были представители Сохнута, помогавшие оперативно решать постоянно возникающие препятствия.
Мы после долгих и серьёзных переговоров с руководителями пограничной службы и таможни договорились на посписочный вывоз детей,но потом они потребовали персональный ворох документов на каждого ребёнка от социальных служб,пенсионных фондов,органов опеки,центрального юридического консультационного фонда и даже из нескольких тюрем,где находились папы и мамы некоторых детдомовцев.Последнее требование было полным абсурдом,т.к. Корчак №2,как директор детдома, был официальным опекуном всех детей,за исключением Наташи ,опеку над которой он передал нам и официально закрепил соответствующими доументами. К этому перечню документов постоянно добавлялись новые и новые требования.
И ещё более огорчительными были для нас сведения о недостаточной базе доказательств достоверности Наташиного еврейства,несмотря на то,что в её еврейсве сомнений ни у кого не было ,но тем не менее надо было добыть из пепла сгоревшего Грозненского архива нечто полуистлевшее,что полностью бы удовлетворило бюрократические консульские требования.И мы отправились с мужем на поиски свидетелей,знавших историю Наташи либо из роддома,либо из дома ребёнка. К этому моменту у нас уже был ряд документов, подтверждающих еврейство Наташи: дубликат сгоревшей метрики,где была указана национальность её мамы ,декларации Корчака №2 и его жены и двух воспитателей. Но этого было недостаточно и требовался ещё хотя бы один документ от человека из органов соц.опеки или местного министерства образования с печатью и правом подписи.. И когда мы очаялись,на горизонте наших поисков появилась бывшая зам. министра образования Чеченской республики. Мы нашли её в Ингушетии. И на наши просьбвы помочь в поиске хоть кого-то из официальных лиц,обладающих правом подписи и печати,она сообщила,что хотя министерстао практически не функионирует,но именно за ней осталось официальное право выдачи документов и что она официально продолжает числиться на своей должности. А когда мы сказали,что нам нужны подтверждающие еврейство документы для одной девочки из Грозненского детского дома,она молниеносно отреагировала:"За всё время существования Чеченского детского дома в г. Грозном было только два ребёнка еврейской национальности мальчик К. и девочка Н.,документы которой я передавала из дома ребёнка в детдом, и я лично занималась вместе с органами опеки с семьями,которые брали девочку на удочерение и затем возвращали её в детдом". Так мы узнали ещё одну болезненную тайну нашей Наташи. Оказывается-ей не везло и с усыновителями...
И так у нас появился документ,заверенный гербовыми печатями,где говорилось об истории Наташи и о её матери -еврейке и о причине выдачи дубликата метрики взамен сгоревшей в Грозненском архиве.
Мы вернулись из Ингушетии в Пятигорск с ещё одним документом для консула ,который подтвердил Наташино право на репатриацию...
Началось тестирование детей и молодёжи на программы.В это время на нашем попечении кроме Наташи,старушки,прятавшейся в церкви,были ещё и трое одиноких мужчин среднего возраста,найденные и привезенные по звонкам SOS из так называемого рабства,которое процветало в этом регионе.У всех у них были близкие родственники в Израиле(мамы-папы,сестры-братья) По телефонным звонкам мы устанавливали с израильскими родственниками связь и выясняли их готовность принять у себя этих несчастных.Находились все эти родственники Иерусалимским Сохнутом по нашему запросу.
Эти подобранные в заброшенном состоянии люди жили нашими заботами и к моменту оформления документов приобретали человеческий облик(были выбриты купленными для них бритвами,вымыты с помощью мед.персонала санатория,одеты в чистое и накормлены)
Для старушки(56лет),которую мы нашли в подвале церквушки и пристороили в дешёвой гостинице, подыскалась подруга в сохнутовском клубе для пожилых людей.
Подругу для нашей клиентки привёл в офис местный раввин.Синагога собирала вокруг себя много беженцев.Подруга оказалась беженкой из Чечни,которую подобрал на улице "БЛАГОРОДНЫЙ"новый русский(горский еврей),обеспечил её питанием и нагрузил всеми работами по дому,поселив в отсеке курятника. Может быть хоть один из тех,у кого хватит терпения прочитать нашу Сохнутиану,видел итальянский фильм об эмигрантах"Хлеб и шоколад". Это похоже на страшную правду жизни.
Наша клиентка потеряла всех близких,дом,имущество и жила в курятнике,работая по хозяйству и не получая ни гроша...В нашем клубе эти две одинокие пожилые женщины решили продолжить свой путь в Израиль вместе.Им предстояло вместе дождаться консула и по предложенной нами схеме убыть в Хедеру,где мы установили контакт со спец. службами по помощи репатриантам в муниципалитете,там им сняли недорогую квартиру ,а затем оказали помощь в получении АМИДАРА(социального жилья)...
Наташа закончила успешно школу,мы ей дали деньги на выпускное платье,хотя можно было его взять напрокат,но для этой девочки отдать после вечера наряд было бы травмой ,и мы решили,что это будет наш подарок.
Среди обычных психологических проблем у Наташи было болезненное отношение к своей фамилии,из-за которой её очень зло дразнили. И она не переставала мне жаловаться и говорить об этом. Её пугало то,что и в Израиле звучание её фамилии будет вызывать те же неприличные ассоциации и давать повод для издевательств. И я придумала ей другую фамилию ,чтобы просто успокоить её . Я написала на клочке бумаги на иврите придуманную фамилию и забыла об этом.Когда мы вернулись в Израиль, Наташа приехала к нам в гости и с гордостью предъявила теудат зеут,где во-первых, было написано -еврейка,а во-вторых, красивая фамилия из мира деревьев,которую я для неё придумала.
Наташа не знала, чего стоил нам её теудат зеут и она это не узнает. На её долю хватило неприятностей! Зачем ей было знать,сколько нервов стоил её израильский паспорт ,который никак не соглашалось выдать Израильское министерство внутренних дел,посчитавшее,что все добытые нами доказательства её еврейства, недостаточны...
Продолжение следует...

Чеченцы и евреи, СОХНУТ в Чечне

Previous post Next post
Up