Разгадывал старую русскую загадку. Не разгадал...
Идут лесом, поют куролесом, несут деревянный пирог с мясом.
Ну, что происхождение «куролесить» - это от церковных песнопений (греч. Господи, помилуй), понятно. Также как и катавасия (катабасис, особенный порядок церковных песнопений), «разводить атимонии», ахинея, бедлам и пр. - сленг безграмотных семинаристов или плохо расслышанные слова другого языка, как в случае происхождения «фокус-покус» от услышанного на латыни чуда превращения священником хлеба в мясо католической евхаристии (hocus pocus, hoc est corpus).
Но почему «деревянный пирог с мясом» - гроб? Не обладая развитым каннибальским воображением, был вынужден прогуглить. Вопрошенный гугл сразу выдал мне недавний пост:
Еще один случай, тоже, увы, из погребального ритуала. Вернее, с поминок. Вдова умершего не стала сама печь пирожки, а заказала их какой-то женщине. Когда пирожки принесли и подали на стол, с хозяйкой случилась истерика. Она рыдала, посылая проклятия кулинарке, угрожала ей всеми муками ада... Пирожки были вкусными. Но, похоже я единственный, кто прикоснулся к ним. Медсестричка, сидевшая рядом, толкнула меня локтем в бок. Блюдо было запретным, и его убрали со стола. На другой день Марийка (так звали медсестру) пояснила мне, в чем дело.
Пирожки, как все знают, бывают открытыми и закрытыми. Открытые - это если сверху оставлено отверстие, через которое виден фарш. В известном смысле, это удобнее, не наткнешься на пирожок с мясом, если хочешь съесть с картошкой. Но чаще все же пирожки выпекают закрытыми. А на поминки - исключительно закрытыми! А "кулинарка" испекла вдове открытые пирожки. Это было недопустимое оскорбление.
Оказывается, пирожок на поминках символизирует... гроб! А фарш, увы, покойника. Закрытый пирожок символизирует гроб, "запечатанный до Второго Пришествия". А открытый - позволяет покойнику выходить из гроба и тревожить ближних своим присутствием. Собственно, и всеобщий обычай завешивать зеркала имеет приблизительно тот же смысл. Особая опасность угрожает тому, кто съест такой, мистически небезопасный пирожок - не знать ему или ей покоя! Марийка, кстати, уходя, прихватила с собой несколько таких пирожков, намереваясь угостить ими стерву-соседку, разумеется не сообщая ей о происхождении сомнительной выпечки.
Теперь я не могу отделаться от мысли, что на поминальном обеде (все мы проводили в последний путь не одного и не двух близких), мы участвуем в символически преобразованной древней каннибалистической трапезе. И по мере возможности избегаю поминального стола.
(Записки психиатра) Ну и как справедливо добавили там в комментах: Характерным блюдом на поминках является борщ, непременно с куском мяса. Вроде бы именно этот кусок символизирует кусок плоти покойного съедая который передаётся его мудрость и жизненный опыт.
Еще старина Фройд писал в «Тотем и табу», что поминальная трапеза - это воспроизводство каннибалистического пира: справляя поминки после смерти Отца, племя забывает, что Отец был съеден.
Вообще говоря, именно поэтому православные, мыслящие в категориях евхаристии, должны были бы, казалось, выступать против поминок - не того едят.
Но раз пищевой инстинкт побороть нельзя, то согласились на ритуализацию освященной в церкви кутьи. Хотя, конечно, богоугодней причащаться правильно, тем паче это зело патриотично, как поясняет в своей новой, красивой и оригинальной песне протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе:
С чего начинается Родина? - С причастия у Царских ворот. PS. Напомню, что все эта каннибальская шизофрения накрыла православие не в столь уж далекие времена, и более разумными православными же священниками (среди которых, к тому же, неверующих больше, чем на ru-antireligion) справедливо считается «латинским пленением». А как такой дискурс мог образоваться у католиков, которые тоже тысячу лет в кулинарном ключе о Христе не думали, я уже
давно подробно разобрал (многобукв).
Раздробление Святого Агнца: