Молот мандрагоры

Mar 26, 2009 12:42

В XIV и XV веках, после основной пандемии Черной Смерти, в Европе произошло несколько, казалось бы, не связанных между собой явлений.
1. Питание населения, как ни странно это звучит, значительно улучшилось еще с конца XIV века; потребление мяса достигало 100 кг. в год, что соответствует сегодняшнему европейскому потреблению.
2. Из аптек пропала мандрагора.
3. На знаменитой дороге Эль Камино де Сантьяго практически перестали появляться паломники, до того столетиями массово идущие в Сантьяго-де Компостела в надежде вылечиться от Священного Огня. Как следствие, орден св. Антония, большинство больниц которого были расположены на этой дороге, начинает разоряться. Секрет «бальзама св. Антония», основным ингредиентом которого была мандрагора, случайно утрачивается; т.е. его, как полагают, вдруг внезапно «забывают».
4. В 1486 году выходит печально знаменитый «Молот ведьм» который, как общепринято думать, резко спровоцировал охоту на ведьм.
5. На самом деле после выхода «Молота» количество процессов только уменьшается и резкий взлет охоты на ведьм произойдет лишь семь десятилетий спустя, несмотря на выпуск за это время полсотни подобных демонологических трактатов.
Как же так произошло?
Разберемся сначала с питанием и потреблением мяса. Некоторые моменты уже давно были добавлены в книгу, но в черновике их не было, поэтому повторюсь. Профессор Мелитта Вэйс Адамсон (Melitta Weiss Adamson) дает простой ответ на эту загадку.

В средневековье мясо было дороже хлеба в четыре раза, что делало его обычно недосягаемым для бедных слоев общества. Только после Черной смерти, когда до 70 процентов полей лежали под паром и в конечном счете использовались как пастбища для животных, стало доступно больше животных продуктов типа мяса, молока, масла и сыра, и в последующие десятилетия потребление этих продуктов повысилось до уровня, которые даже превзошел уровень Западной Европы конца двадцатого века. Кроме же времени этой аномалии, мясо было относительно дорого и было в нехватке большую часть средневекового периода.1

Соответственно, потребление ржи упало и отравление спорыньей резко уменьшилось. Это, естественно, сказывается на благосостоянии ордена св. Антония. «В XIV в. начался упадок деятельности ордена, вызванный фискальным давлением со стороны папства» - сообщает нам «Православная энциклопедия»2. Тут, конечно, понятно, что орден антонитов стал влачить жалкое существование не столько из-за «фискального давления со стороны папства», а больше из-за резкого уменьшения больных и, соответственно, доходов.

Энциклопедия также вполне верно говорит нам о месте, откуда первоначально пошел рост ордена: «Медицинская деятельность братства, а также месторасположение госпиталя на пути паломников к Сантьяго-де-Компостела привели к стремительному распространению общин антонитов».2

Именно на этой знаменитой дороге, ведущей в один крупнейших центров паломничества христиан, первоначально расплодились борцы со Священным Огнем. Именно Сантьяго-де-Компостела по благословения Божиему не затронет и первая волна Черной Смерти, «окрестности города Сантьяго-де-Компостела в Испании, не были затронуты по неизвестным причинам» (здесь в самый раз опять задуматься, насколько Черная Смерть действительно являлась чумой, как это принято считать). Именно там антониты, у которых на Пути стоят 200 больниц - больше чем во всей остальной Европе - в попытке вернуть паломников на Путь, установят Изенгеймский алтарь с пораженным спорыньей Христом.
Массовые отравления спорыньей - прекрасный бизнес, что мы и видим по изначальному росту ордена, больницы которого стали «частью самой большой медицинской системы с сетью монастырей, общежитий, церквей и больниц (domus infirmariae), которая когда-либо существовала в Европе»3.

Но уже к концу XIV века народ уже ест мало ржи, Священный Огонь подзатух, на Пути Иакова паломников становится все меньше. Результат - у ордена и, соответственно, у папы с деньгами возникает некоторый напряг. Выражаясь нашими реалиями - бизнесу приходит полный «экономический кризис». Гениальный коммерческий проект, исправно приносящий Церкви доход уже три века, терпит крах. Влияние католичества в Европе резко падает. В XV векe антонитов постигает еще одна беда: секрет их верного средства лечения Священного Огня, «бальзама Антония» из мандрагоры, теперь уже больше не секрет:

«Уже к XV в. мандрагора исчезла из европейских аптек и стала настоящей редкостью. Все чаще стали появляться подделки: из корней других растений подбирали похожих на маленьких человечков. В их «голову» вставляли зерна проса или ячменя и закапывали во влажный песок. После того, как зерна прорастали, и голова такого корня покрывалась «волосами» зеленого цвета, форма его приобретала еще большее сходство с фигурой человека. Такие фигурки наряжали в яркие одежды и продавали на рынке за большие деньги под видом корня мандрагоры, который использовали в магическом врачевании».4

Монополия ордена нарушена. «Травы и секретные рецепты ордена св. Антония были, к сожалению, потеряны в начале XVI-го столетия»3. Это «потеряны», очевидно, не стоит понимать в смысле: «вдруг все разом одновременно забыли» Так не бывает, чтобы рецепт пропал сразу в сотнях монастырей. Просто он не удержался в монастырях, а еще в XV веке «ушел в народ», как и, например, монастырское кровопускание, и стал бесполезен. Антониты призывают на помощь Церковь. Владение корнем мандрагоры строго запрещается. Одним из обвинений в колдовстве, которые суд предъявлял Жанне д’Арк, было то, что обладала корнем мандрагоры, который носила с собой.
«Вне жуткой сферы преследований ведьм Церковь боролась с суевериями, прибегая к средствам целительным и умеренным. Проповедник брат Ришар велит своим слушателям принести и сжечь „madagoires“ (корни мандрагоры, альраунов)» - пишет Хейзинга, но стоит ли утверждать, что это были именно разные сферы преследований?

Однако без существенной поддержки спорыньи борьба с ведьмами протекает очень вяло. Народ не особо поддерживает. И так больных на порядок уменьшилось, да и те лечатся у знахарок, то есть ведьм. Что делать? Бороться с ведьмами, конечно. Папе, потерявшим такой источник дохода, как Путь Иакова, это более чем выгодно. Тут и появляется знаменитый «Молот ведьм». Только результата от него, вопреки ожиданиям, никакого нет. Инквизиция ничего поделать не может - народ, а зачастую даже местные правители и епископы ее не поддерживают. Вскоре демонологические труды начинают плодиться в огромных количествах. Немецкий историк Ганзен говорит о 46 сочинениях до 1540 года, посвященных вопросу о достоверности дьявольских махинаций, и прибавляет к этим теоретическим трудам 47 папских выступлений на эту же тему. Но результата нет по-прежнему. Как оказалось, сами по себе первые демонологические трактаты усилить охоту на ведьм так и не смогли. Наоборот - такой вот казус - преследование ведьм даже спало.

Идея борьбы с ведьмам, таким образом, поначалу практически провалилась. Ибо питание населения на тот момент этому еще не способствовало. Ничего нового в этих данных, собственно, нет - то, что выход «Молота» сам по себе не спровоцировал немедленный рост процессов над ведьмами, известно. Но, поскольку это противоречит распространенной «демонологической» концепции, то это снижение считается неким парадоксом, и его стараются не замечать, хотя с фактом и не спорят.

Обычно считается общепризнанным, что с конца XV века до 1560 года случаев судов над ведьмами было немного. Несколько процессов прошло в Пиренеях и Барселоне в 1507, 1515 и 1520-х годах. Эпидемии нервных расстройств, не связанные с колдовством, тоже были редки.5

Соответственно, дела у антонитов идут неважно. Они вовсе не «раздают свиней бедным», как пишет православная энциклопедия, а, наоборот, побираются. Вспомним Франсуа Рабле: «Тем временем в Париж прибыл на предмет сбора свинины ветчинный командор ордена св. Антония. Он тоже намеревался потихоньку унести колокола, чтобы издали было слышно, что едет командор, и чтобы свиное сало в кладовых заранее дрожало от страха, что его заберут; но, будучи человеком честным, он все же их не похитил, и не потому, чтобы они жгли ему руки, а потому, что они были слегка тяжеловаты».

Перелом: 1550 год
Публикация «Молота ведьм» фактически сопровождалась резким спадом в охоте ведьмы в начале шестнадцатого столетия. Эта тенденция была полностью изменена около приблизительно 1550 года, преследование взлетело, достигая максимума между 1580 и 1660 годами, когда процессы над ведьмами стали обычным делом почти по всей Западной Европе. В центральной Европе процессы были сконцентрированы в Германии, Швейцарии и восточной Франции, где конкурирующие христианские секты стремились навязать свои взгляды друг другу, и в кальвинистской Шотландии. В странах типа Италии и Испании, где колдовство расследовала инквизиция охота на ведьм не была так распространена.6

(В скобках заметим, что ведьм в Италии и Испании водилось маловато по вполне понятным причинам - рожь там исторически практически не выращивали. Поэтому Торквемада, также отдающий треть дохода папе, зарабатывал на еретиках).

«Печальная» для борцов со Священным Огнем ситуация, как мы видим, продлится более 150 лет и будет «улучшаться» очень медленно. Все же, постепенно, хлеб начал заменять мясо и, наконец, на помощь церковникам вернулась старая добрая спорынья. Сначала процесс шел вяло, но потом набрал обороты. С четырнадцатого по восемнадцатый век потребление мяса в Германии уменьшилось в семь раз. Согласно вычислениям немецкого экономиста Абеля, средняя кривая потребления мяса начала просто обрушиваться с 1550-х годов.

«Цифры Абеля были обсуждены и подправлены; однако нисходящая тенденция в потреблении мяса остается бесспорной, кроме пастушеских регионов», - пишет профессор Мадлен Феррьер. - Поскольку потребление животного белка уменьшалось, это компенсировалось увеличением хлеба в рационе. В северной и центральной Италии, стандартное потребление хлеба повысилось до 650 грамм в день в четырнадцатом столетии. В Сиене семнадцатого столетия, количества хлеба вообще колебалось между 700 и 900 граммами, с пиком в 1200 грамм. Франция испытала еще более заметное увеличение».7

Итак, мясо постепенно уступает место старому доброму хлебу. «Ситуация с пищей у французов, да и европейцев вообще, начала ухудшаться с середины шестнадцатого столетия, - пишет далее Феррьер. - Мясники, столь многочисленные на юго-западе в позднем средневековье, стали играть минимальную роль в городской жизни. В городе Монпеза-де-Кэрси было восемнадцать мясников в 1550 году, десять в 1556, шесть в 1641, два в 1660 и один в 1763»12. В связи с сокращением потребления мяса люди стали потреблять больше хлеба. А французы, согласно Феррьер, стали «самыми большими едоками хлеба где-нибудь в мире».7

Тут же, что вполне естественно, одновременно с увеличение потребления ржи, ведьмы появились массово. Отметим еще раз полную корреляцию этих процессов в середине XVI века.

«Случаи колдовских процессов увеличились медленно, но устойчиво, с XIV по XV век. Первые массовые процессы появились в XV столетии. …а приблизительно с 1550 года кривая преследований взлетает со скоростью кометы».8

Итак, снова возгорелся «огонь св. Антония», антониты опять стали зарабатывать баблос. Конкуренция в виде ведьм душится на корню автоматически. Костры с ведьмами полыхают по всей Европе. На этот раз орден св. Антония работает уже непосредственно на местах, ибо единственное упущенное антонитами за это время - Путь св. Иакова. О нем все попросту позабыли за время неурожаев спорыньи и не вспомнят еще 300 лет. Оживет Эль Камино де Сантьяго только «начиная с середины 19 века, после почти 300-летнего забвения, когда по этому пути отправились историки и искусствоведы, которые как бы заново открыли сокровища романского искусства монастыри и великолепные базилики, богато украшенные скульптурой, часто находящиеся в труднодоступных местах»9.

Теперь современные паломники, пройдя Путь в Компостелу, отправляются домой уже не пешком. Кому поближе, те отправляются ночным поездом. Остальные покупают билеты на самолет. В Сантьяго-де-Компостела есть и железнодорожная станция, и аэропорт. Тамошние служащие говорят, что больше нигде в Европе не продают столько билетов в один конец. Они не знают, что в средние века путь в Компостелу тоже был зачастую «билетом в один конец», ибо оттуда возвращалось куда меньше людей, чем тех, кто отправлялся туда.

1. Melitta Weiss Adamson. Food in Medieval Times. Greenwood Publishing Group, 2004. p. 174.
2. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. (http://www.pravenc.ru/text/114042.html)
3. The History of Anesthesia: Proceedings of the 5th International Symposium on the History of Anesthesia, Santiago, Spain 19-23 September 2001. Jose Carlos Diz, A. Franco, D. R. Bacon, J. Rupreht, J. Alvarez. Elsevier Health Sciences, 2002. ISBN 0444512934 (http://books.google.ru/books?id=TM-8NIDPowoC)
4. Марчукова, С. М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский Дом, 2003 г. (http://bibliotekar.ru/421/6.htm)
5. Mary Kilbourne Matossian. Poisons of the Past: Molds, Epidemics and History. Yale University Press, 1989. p 74
6. Anna Garland. The Great Witch Hunt: The Persecution of Witches in England, 1550 - 1660. Auckland University Law Review, 2003.
7 . Madeleine Ferrieres. Sacred Cow, Mad Cow: A History of Food Fears. New York: Columbia University Press, 2006.
8. Gibbons J. Recent Developments in the Study of The Great European Witch Hunt. The Pomegranate, N5, 1998.
9. Паломничество в Сантьяго де Компостела. Журнал "Церковь Ингрии", N 4 (52) за 2004 г. (http://www.spain.com.ua/camino_de_santiago)

ведьмы, мандрагора, спорынья

Previous post Next post
Up