* Вдогонку к посту об
ордалиях и их понимании Кураевым Жаркое полуденное солнце скрылось за лохмотьями туч, и над спокойной гладью реки разлилось ощущение прохлады. Учитель сидел на берегу и тихим голосом рассказывал ученикам притчу. Ученики слушали его, затаив дыхание.
- И я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители... - тихим голосом вещал Учитель, качая головой в такт своим словам.
- Прости, равви, а как это «приобретать друзей богатством неправедным»? - вдруг осмелился на вопрос ученик, сидящий с самого края.
Учитель недовольно посмотрел на прервавшего его, но в это время другой ученик, сидевший спиной к реке, вскочил на ноги и стал показывать пальцем на что-то вдалеке.
- Равви, равви, - воскликнул он, - смотри, сколько народу идет сюда!
Толпа приближалась, и в глазах учеников засветились первые огоньки страха. Лишь пустынник не обращал внимания ни на тревожно жавшуюся друг к другу кучку людей на берегу, ни на приближающуюся толпу. Ветер легко теребил его одежду из верблюжьего волоса, а он по-прежнему стоял, всматриваясь в воды лениво текущей реки, как будто видел все тайны мироздания в ее глубине. Но и река, молчаливо несущая свои воды, не могла подсказать ему ответ на вопрос: недавно пришедший к реке Учитель есть ли тот, которому должно придти, или надо ожидать другого? Тот ли это идущий за ним, которого он ждал, и которому он не достоин даже понести обувь? Пустынник сомневался и ждал знака, но небеса не отвечали ему.
Когда толпа подошла совсем близко, из нее вышел вперед рыжебородый человек и обратился к ученикам, сбившимся вокруг Учителя.
- Вот мы и нашли вас. Здесь вам спрятаться негде. - рыжебородый обвел рукой толпу. - А вот народ сильно обеспокоен, не творятся ли здесь дела бесовские. Не стоит ли нам забить здесь кого-нибудь камнями?
- Исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях, - гневно воскликнул один из учеников, - заслужил ли наш Учитель такого обращения?
- Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют! - воскликнул другой ученик и осекся, увидев презрительное выражение лица рыжебородого.
- Мы слышали об этих фокусах. Поэтому мы и здесь. Мы хотим выяснить, не изгоняет ли он бесов силою князя бесовского.
Самого Учителя, казалось, вовсе не интересовало происходящее. Он сидел на песке и чертил на нем что-то пальцем.
- И мы знаем, как это сделать. - в голосе рыжебородого слышались железные нотки. - Божий суд даст нам ответ. Мы испытаем его древним способом, который известен с сотворения мира. Пусть сам Господь наш даст нам знать, виновен ли сей человек.
- Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. - вдруг подал голос Учитель. - Где это в Писании сказано...
- Разве в Нэвиим нет Книги Шмуэль, - прервал Учителя рыжебородый, - где описано, как Шаул решил бросить жребий между ним и Йонатаном, чтобы, чтобы узнать, кто находиться в грехе? Разве Бог не указал виновного? (*)
- Горе вам, книжники! Зная только букву, судить пытаетесь. - тихим голосом ответил Учитель. - Рассуждаете о жребии, который не открыл, а скрыл Божью волю. Не принимал Отец молитв Шаула. Но сказал Шаулу народ: неужели умрет Йонатан? И не дал случится тому.
- Разве не сам Господь повелевает народу Израилеву решать вопросы спорные при помощи жребия? Не об этом ли гласит повеление о жертве в День Искупления? И разве не жребий был необходим при выборе священников на служение, при выявлении преступника закона, при распределении Ханаанских земель между коленами Израиля? (**)
Ничего не отвечал Учитель, лишь продолжал чертить на песке.
- Не испытание ли водой лучший вид жребия, сниспосланный нам Господом? Разве в Книге Бемидбар не записан закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится? - продолжал рыжебородый. - Разве не испытывает вода виновную? Разве не берет священник святой воды в глиняный сосуд и не в руке у священника становится горькой вода, наводящая проклятие?(***)
- Я не жена никому. - презрительно бросил Учитель. - Наоборот, я жених чертога брачного.
- Да, мы уже слышали эти твои речи, извращенец. А посему и Божий Суд предстоит тебе другой, по закону древнему. - рыжебородый дал знак, и толпа, вмиг расшвыряв учеников, налетела на Учителя.
Учитель вырывался и кричал что-то неразборчивое, но ему быстро связали руки и ноги. Несколько рослых фарисеев подхватили связанного, вошли в реку и бросили его в воду.
Толпа и ученики, затаив дыхание смотрели на барахтающегося в реке Учителя. Тот сначала шумно бултыхался в водах Иордана, пытаясь высвободится из пут, а потом затих.
- Захлебнулся, что-ли? - недоверчиво спросил один из фарисеев.
- Нет, шевелится, - ответил другой, - и моргает...
Учитель плавал на спине, уныло и отрешенно смотря в небо, но держался на поверхности. По толпе пронесся вздох разочарования.
- Нет, смотри-ка, не тонет! - закричал кто-то из толпы. - Видать, все же не колдун. Ну что ж, тогда пусть живет.
Толпа, еще недавно жаждавшая крови, начала медленно и нехотя расходиться. Рыжебородый понял, что момент упущен. Сегодня он проиграл. Жаль, придется ждать более удобного случая.
Ученики быстро бросились в воду, вытащили Учителя на берег Иордана и развязали веревки. Равви, шатаясь, с трудом встал на ноги. С головы его свисала зеленая тина.
- Ну что, убедились, что творю я чудеса не силою Вельзевула! - хрипло бросил он вослед уходящим фарисеям. - Проклятые книжники и фарисеи, гробы окрашенные! Вот как надену вам на шеи мельничий жернов, да как вас самих побросаю в море, порождения ехиднины...
В это время на зеленой тине на голове Учителя расплылось белое пятно. Иоанн Предтеча оторвался от созерцания реки, медленно повернулся и посмотрел на Учителя. Затем поднял голову и посмотрел в небо. Глаза пустынника вдруг наполнились радостью и страхом.
- Это чудо, равви. - прошептал он. - Голубь пометил тебя. Это добрый знак! Значит, ты и есть Идущий за мною. Тот, Которому должно придти!
В небе раздался раскат грома. Иоанн Предтеча внимательно посмотрел на столпившихся вокруг мытарей и рыбаков и вдруг заорал: - В воду, ехиднины дети, все в воду! Всех вас окрещу!
Ученики послушно бросились в мутные воды Иордана.
- Ничего-ничего, - бормотал Иисус, глядя вослед удаляющимся фарисеям и выжимая промокший хитон, - будет и на нашей улице праздник. Когда-нибудь и мои последователи будут вас мочить. Будут проверять водой тех, кто не уверовал в Меня. Только считаться врагами Моими будут, наоборот, те, кто не утонет. Чтобы никто из вас не ушел живым! Да будет так!
* (1 Царств 14:41-42)
** (Левит 16:7-10), (1 Паралипоменон 24:3,5, 19), (И. Навина 7:10-14), (Числа 26:52-56).
*** (Числа 5:12-31)
дополнение
"И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители".
О. Андрей Кураев говорит, что это одна из самых загадочных притчей.
Думаю, что это одна из самых содержательных.
А что Вы думаете?
© некто Афанасий (
http://www.rey.aaanet.ru/forums/topic.php?forum=44&topic=9&p=1)
Да ладно, тоже мне загадочный вопрос. Все как раз предельно ясно:
***
И вылезши из воды, подошел к Учителю тот ученик, кто спрашивал Его: Прости, равви, а как это «приобретать друзей богатством неправедным», но не успел получить ответа. И снова вопрошал Его.
И опять недовольно посмотрел на него Учитель, но смилостивился и говорил ему:
- Разве не объяснил я в притче, для чего обманул управитель господина своего? Не называл ли сам неверный управитель причины: «чтобы приняли меня в домы свои» те, в пользу кого обманул он господина. Чтобы было куда ему идти, когда господин отнимет у него управление домом. Я же говорю вам не «дом», но «вечные обители». Ибо не в обители ли вечные вы предназначены, не там ли дом ваш, как вы не от мира сего? Разве не говорил Я тебе: «Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»? Так кто же предоставляет вам право получить вечные обители?
И вопрошал Его ученик: Не Ты ли, Господи?
И отвечал Учитель: О род неразумный, доколе буду терпеть вас? Конечно Я, а то кто же! Было же сказано: «В доме Отца Моего обителей много». Так что же не понятно тебе? Если заведется у тебя богатство неправедное - а откуда у тебя быть праведным деньгам? - то неси тому, кто предоставит тебе обители вечные, когда отнимется у тебя жизнь. Все деньги, которые украдешь или выклянчишь, Мне неси! Теперь понял, наконец? А тем, кто так и не понял, скажу: истинно говорю вам: не знаю вас.