«Наверняка читателю не раз встречались различные высказывания на эту тему, где наших разряженных в пух и прах предков обвиняли в ужасающем отсутствии этой самой гигиены. Так ли это - смотрите сами...
Есть описание ванных Лувра, снабженных кранами горячей воды, содержащихся в записях, посвященных сиамскому посольству в 1686 году в «Дополнении к галантному меркурию».
Это из статьи Екатерины Наседкиной, которую она как-то зашла порекламировать в мой ЖЖ. Я тогда не обратил особенного внимание на «сиамское посольство», но, наткнувшись еще в нескольких местах на копипастно-аналогичные высказывания, из которых всегда выводилось «вот видите, не так уж все запущено было в Версале, все врут мерзкие очернители», все же решил, что пора рассказать, в чем тут дело. То, что тайцы без ванны в Версале жить бы долго не смогли - это мне было понятно, их чистоплотность мне известна. И то, что на время их пребывания во дворце пришлось соорудить ванны - звучит вполне естественно. Но мужики-то не знают (с). И проецируют национальные привычки сиамского посольства на образ жизни обитателей самого Версаля. Таким же образом из факта прибытия тогда во Францию мусульманских посольств (Мехмед-эфенди, торжественное посольство от Ибрагим-паши, например) и устройства для них молельных комнат для совершения обязательного намаза можно сделать вывод о том, что в Париже процветал ислам. Ну а из не менее обязательных мусульманских омовений этого посольства мы что должны вывести по такой логике? Но я, собственно, не об этом, здесь не столько очередные открытия романтиков забавны, а совсем другое интересно - что тайцы, то бишь сиамцы, вообще делали в Версале, каким ветром их туда занесло? Полагаю, мало кто об этом знает. А это любопытно и показательно само по себе, и не в ваннах тут дело. Хотя, возможно, и в них тоже;-)
***
Была еще одна важная причина, из-за которой проповедь благой вести не нашла отзвука в заморских странах, - религиозная и нравственная несостоятельность проникавших туда европейцев. Христиане-европейцы весьма часто оказывались злейшим врагом миссионерства.
Йозефа Лортца, католический историк
Так уж получилось, что об изгнании европейцев-христиан из Японии знают многие. Японская политика сакоку известна, как яркий пример изоляционизма. Для тех, кто подзабыл - напомню в двух словах. Появившись в Японии в 1542 году, европейцы привезли с собой свое обычное оружие - огнестрельные ружья и христианство. Появившись в Японии вместе с португальскими и испанскими купцами иезуиты под руководством будущего «апостола Азии» и первого епископа Японии Франциска Ксаверия (Ксавье, Francisco de Xavier) стали проповедовать католичество, имевшее вначале успех. Началось так называемое «христианское столетие» Японии. На острове Кюсю феодалы не только охотно принимали у себя иезуитов, давали им разрешение на свободную проповедь, на открытие школ и церквей, но и более того - принимали христианство сами и обращали в него своих вассалов. При этом особо фанатичные неофиты из числа японских аристократов силой заставляли своих подданных креститься и преследовали буддистов, разрушая буддийские храмы и уничтожая реликвии. Эти факты не могли не вызвать возмущения Тоетоми Хидэеси, который первоначально также симпатизировал христианам. Терпению пришел конец, когда к политическим и религиозным мотивам добавились сведения о том, что португальские пираты, не без ведома иезуитов, тайно захватывают японцев - жителей прибрежных селений - для продажи в рабство.
После смещения чиновников, виновных в связях с иностранцами, последовал указ о запрещении миссионерской деятельности. Следующий правитель, Токугава Иэясу, действовал еще жестче. Всем вассалам сегуна и жителям земель, принадлежавших Токугава, было приказано отречься от христианства, несколько христиан были казнены, а в 1614 году особым указом было введено полное и безоговорочное запрещение иноземной религии, что привело к массовым репрессиям христиан. В 1638 году японские христиане поднимают восстание против сегуна. После подавления симабарского восстания крестьян-католиков сегунат рядом указов окончательно «закрывает» страну для иностранцев, стремясь пресечь любое иностранное влияние. Со временем все контакты с западным миром ограничиваются торговлей с голландцами-протестантами. Япония надолго закрыла себя от западного мира. Еще в 1825 году выходит указ, требующий открывать стрельбу по любому западному кораблю, который появится вблизи японских берегов. Ограничения эпохи сакоку были сняты только во второй половине XIX века. На сегодня менее одного процента населения Японии являются христианами.
***
А вот о подобных действиях Таиланда - практически никому не известно. А справились сиамцы с христианством и европейским влиянием (что, собственно, тогда было неотделимо одно от другого) значительно быстрее Японии.
Вот я и решил осветить этот момент, тем более, что мало кто слышал о греке Константине Фальконе, игравшем в 17-ом веке при сиамском дворе роль этакого пришлого Гришки Распутина. Только сиамский Гришка был еще и иностранцем. Жизнь свою Фальконе тоже закончил примерно таким же образом, как и Распутин - был убит местной знатью, недовольной его влиянием при дворе. Сведения об этой темной личности довольно противоречивы. То ли он работал на французов, то ли был тайным агентом англичан, которые в лице представителя английской Ост-Индийской компании Ричарда Барнеби поспособствовали его проникновению ко двору короля Нарая, то ли был просто авантюристом, преследовавшим свои собственные цели. Как бы там ни было, но факты таковы: бывший моряк греческого происхождения (род. в 1647 году на острове Кефалония, одном из Ионических островов, расположенных в юго-западной части Греции) Константине Фальконе (урожденный Κωνσταντίνος Γεράκης) прибывает в 1675 году на английском судне в Сиам, изучает тайский язык, с 1679 года становится скромным переводчиком сиамского ведомства пра кланг (ведомство первого министра, позже министерство торговли и иностранных дел). Фальконе быстро делает головокружительную карьеру, сумев завоевать доверие короля Нарая, и уже к 1683 году сам фактически занимает пост первого министра, весьма кстати умершего к этому времени. Фактически, Фальконе становится вторым по могуществу человеком в стране. Близость к королю и растущие власть и богатство хитрого грека становятся предметом зависти для многих членов королевского двора. Основная же проблема в том, что националистически настроенным кругам совершенно не нравится такое влияние на государство иностранца. Они против европеизации королевства. Но поделать пока ничего не могут.
О взаимоотношениях Сиама с Францией, Голландией, Португалией и Англией, как и о борьбе торговых корпораций (голландской Verenigde Oost Indische Compagnie и английской East India Company, совмещавших торговлю с морским разбоем и охотой на людей для продажи их в рабство), я здесь подробно писать не буду, но именно Фальконе принадлежит идея сближения с Францией в противовес увеличивающемуся влиянию голландцев в стране. Мотивы этого решения - по сей день предмет спекуляций в работах по тайской истории. Но каковы бы не были тайные мысли Фальконе, король Нараи с ним соглашается и приглашает к себе французское посольство, а год спустя посылает во Францию свое.
Прибывшее в Сиам французское посольство располагается в Аютайе, столице королевства с 1350 года, и в Лопбури, второй тогда (с 1664 г.) после Аютайи столице Сиама. В Лопбури строится комплекс зданий и церковь - известно, что прибывающую из Франции миссию сопровождает большой контингент духовенства. Позже, после отбытия посольства, этот комплекс зданий станет личной резиденцией самого Фальконе. В этот исторический период французским миссионерам предоставляется полная свобода действий. Французский король Людовик XIV, плохо представляя себе реальную расстановку сил в тогдашнем Сиаме и силу буддистских традиций, совершенно серьезно намеревается обратить короля Нарая в христианство и сделать страну оплотом для распространения влияния Франции на весь регион. Католики спешно возводят христианские храмы и пытаются проповедовать «Христа распятого», открывают католическую семинарию. Тем временем Фальконе ведет тайные переговоры с иезуитом о. Ташаром (Fr.
Guy Tachard), приближенным исповедника французского короля. Фальконе и Ташар совместно разрабатывают план полного подчинения Сиама французскому королю и католической церкви.
Во Францию на следующий год отправляется сиамское посольство во главе с
Коса Паном. Прием Людовиком XIV посольства 1 сентября 1686 года произвел фурор и вызвал небывалое обсуждение в высших кругах. Экзотическая одежда посланников, специальная «машина», в которой было принесено письмо французскому монарху от короля Нараи, подаренные Королю-Солнцу превосходные восточные шелка и высказанное небывалое с европейской точки зрения почтение к монарху - все это долго служило предметом разговоров при дворе. А художники поспешили запечатлеть на картинах и гравюрах как сам прием (на рис. Николаса Лармессина, 1686 г.), так и сиамское посольство отдельно или самого Коса Пана (Johann Hainzelman,
напр.). В честь события чеканятся памятные медали (их можно купить вот
здесь, за дорого;).
Шевалье де Шомон (Chevalier de Chaumont, первый французский посол в Таиланде), сопровождавший посла Коса Пана из Сиама, был очень удовлетворен своей удачной работой.
О пребывании сиамцев в Версале известно не так много. Скупые строчки энциклопедий только поведают нам, что это посольство пробыло во Франции с июня 1686 до марта 1687 года. После чего отправилось восвояси, довольное выполненной миссией.
***
Но дальше происходит следующее. По возвращению в Сиам Коса Пан присоединяется к националистической антиевропейской коалиции под предводительством Петрача. 18 мая в стране происходит так называемая Сиамская революции 1688 года. В результате этого государственного переворота Фальконе и его последователи были арестованы и убиты 5 июня 1688 в Лопбури. Больной король Нарай помещен под домашний арест. Вскоре он умирает своей смертью, новым королем становится Петрача, который сразу инициирует жесткое отношение к европейцам, называемое обычно в западных статьях ксенофобским режимом. Французские гарнизоны в Бангкоке и Мергуи осаждены. После нескольких месяцев вооруженной борьбы им приходится оставить Сиам. Французские иезуиты, лишившись своих привилегий, спешно покидают страну, миссионеры проватиканского католического «Парижского общества иностранных миссий» (Missions étrangères de Paris,
MEP) брошены в тюрьмы. Кроме католиков под раздачу попадают также некоторые иностранцы-протестанты, в основном, англичане и даже сиамские буддисты, заподозренные в сочувствии христианам. Часть христиан покидает страну, другие христиане угнаны в Бирму, где большинство из них погибает. Голландские торговцы при этом репрессий практически избегают. Католическая семинария, некоторые храмы в Аютайе, Лопбури, других городах разрушены или разграблены. Деятельность христианских миссий полностью парализована. В развалинах христианских церквей селятся обезьяны, являющиеся визитной карточкой Лопбури и сегодня*.
Одиннадцать лет спустя, в 1699 году, в Сиам снова приезжает французский иезуит отец Ташар, бывший сообщник Фальконе и автор книги «
Сиамское посольство, затерявшееся в Африке, 1686» (это отдельная байка, о другом посольстве, из-за кораблекрушения не доехавшем до Португалии), с надеждой восстановить отношения Сиама с Францией и католическим миром. Иезуитский миссионер еще до этого не раз пытался связаться с новым королем, чтобы передать ему письма французского короля и Папы Римского, но Сиам на его попытки никак не реагировал. И на этот раз, хотя отца Ташара торжественно приняли во дворце, ему было дано понять, что никакой надежды на восстановление отношений быть не может. Через 13 лет отец Ташар скончался во французских колониях Индии, так и не дождавшись исполнения своей мечты. А европейцев не пускали в Сиам еще добрую сотню лет («Британника»
утверждает, что политика изоляционизма от европейцев действовала еще дольше). Для коренных тайцев стал действовать запрет принимать христианство, так же как и запрет кому бы то ни было обращать их в другую веру. Такая политика проводилась при королях Раме I, Раме II и Раме III, то есть почти до конца 19-го века. На сегодня менее полпроцента населения Таиланда являются христианами.
Православный сайт МП РПЦ по этому поводу замечает «Как говорят сами католические богословы: «христианство терпело неудачу везде, где оно соприкасалось с буддизмом»**
***
На этом серьезная часть закончена. А я вот тем временем думаю о том, что не написано в энциклопедиях - что же такое произвело в Версале столь неизгладимое впечатление на главу сиамского посольства Коса Пана, что он сразу по возвращении в Сиам бросился к в объятия к анти-европейской оппозиции? Что такого рассказал он оппозиционерам об обычаях католической Европы***. Что сподвигло эту оппозицию, до того не любившую, но вполне терпевшую власть Фальконе, совершить революцию, только чтобы не допустить возможности того, что их королевский двор станет со временем подобным французскому? Но это я, конечно, нагло спекулирую;-). Причины могли быть разные.
PS/ Вот только дописал это, как наткнулся на статью известного архитектора и историка Сумета Джимсаи (
Sumet Jumsai) в The Nation от 18 февраля 2006 года. Статья посвящена поездке во Францию по следам сиамского посольства:
«Между Нантом и Ансенисом мы остановимся, чтобы посмотреть на место, названное Сиамской Скважиной(?) (le Trou des Siamois). Именно здесь сиамцы вылезли из карет, разделись и стали прыгать в Луару, к вящему ужасу французов, которые не могли понять стремление сиамцев к ежедневной ванне».
(
http://www.nationmultimedia.com/2006/02/18/opinion/opinion_20001141.php)
примечания:
* Если уж кормить халявщиков, то пусть это лучше будут обезьяны - решили в Лопбури, и теперь там, где иезуиты и католики пытались построить церкви и «окормлять паству» (читай - окормляться за счет паствы), каждый год в последнее воскресение ноября жители Лопбури устраивают для обезьянок настоящий пир горой. Кормят их с огромной тарелки весом около 2000 кг и до 7 метров в диаметре, наполненной овощами, фруктами и рисом.
** Годовой отчет Представительства Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в Королевстве Таиланд за 2001 г. С. 63.
*** Именно католической; к голландцам первое сиамское посольство было отправлено еще в 1608 году, никаких проблем не возникло.