Вместо эпиграфа
С.БУНТМАН - Вот смотрите: «Как Вы относитесь к теории влияния отравления спорыньей на возникновение крестовых походов и других психических эпидемий средних веков?» Простовато - я Вам скажу. Это простовато.
Е.СЬЯНОВА - Вы знаете, я к таким вещам отношусь, как самая что ни на есть вот такая вот наверное обычная домохозяйка. Вот я… Да, вот чем я больше изучаю какие-то исторические периоды, тем больше я начинаю понимать, что не бывает дыма без огня. Соотношения тут, конечно, могут быть разные, но в принципе, нет ничего такого, что было бы просто выдумано.
С.БУНТМАН - Неет, но здесь степень! Степень!
«Эхо Москвы», 09.02.2008, совместная программа с журналом «Знание - сила».*
Это, конечно, радует, что ребята уже проблему хотя бы обсуждают,
но, как заметно, психологический барьер еще крепок. Мы не ищем легких путей. Мы спрятали бритву Оккама в дальний ящик стола. Нам нужно объяснение позабористее, чтобы комплексное, с учетом общественных формаций, классовой борьбы и появления пятен на солнце. Впрочем, распространенность такой позиции уже давно отмечал в своей лекции о спорынье профессор Джордж Вонг:
Кажется, что люди всегда желали и желают верить в причудливое объяснение данного явления, а не в простое.
Дж. Вонг «Спорынья ржи: История».**
Обычные на эту тему стандартные возражения (то есть рационализации нежелания менять привычную картину) сводятся к тому, что эпидемии, якобы, были редки, раз лет в сто, скорость распространения спорыньи невелика, процент ее в урожае маленький, спорынья не галлюциногенна и т.д. И это несмотря на то, что за последний год уже даже на школьных ресурсах появляются источники, констатирующие очевидное -
хронический эрготизм среди населения Европы был практически неизбежен. Тем не менее, на эти и другие подобные вопросы давно следовало бы написать что-то вроде FAQ. Может и напишу постепенно, когда будет не лень;-) Ну, для почина:
Как часто были эпидемии эрготизма и, соответственно, галлюцинации у населения?
Эрготизм вовсе не редок на континенте Европы
Проф. Эрнст Фаррингтон (Лекции1875-1886 г.)
Эпидемии эрготизма были обычным делом в Европе в средние века.1 Около 10-го века многочисленные эпидемии затронули Германию, Францию, Ирландию, Финляндию, Россию и Бельгию; миллионы людей погибли на протяжении веков.2 Профессор Вонг утверждает, что с 900 года по 1300-ый «серьезные эпидемии эрготизма, захватывающие большие области, случались каждые 5-10 лет».3 В лекции Бельгийского института ITMA сообщается о 50 зафиксированных эпидемиях в центральной Европе за 400-летний период.4
Можем ли мы из таких данных сделать вывод о том, что эпидемии в среднем были только раз в 5 - 8 лет? Возможно, это так - но по самому минимуму. Ибо мы не знаем, сколько еще свидетельств до нас не дошло. Сколько хроник сгорело в пожарах и пропало в нескончаемых войнах. Но еще более важно следующее: даже без учета не дошедших свидетельств, мы не можем сделать вывод, что в промежутках между эпидемиями люди не страдали галлюцинациями. Ибо «зафиксированные эпидемии» - это те, от которых массово гибло население. А если люди в основном просто галлюцинировали, а умирали мало (доза спорыньи была меньше смертельной), то этого никто не записывал в «эпидемии». Ведь наблюдались лишь Божественные видения и Дьявольские наваждения. Никто и никогда не связывал их с отравлением.
Тем не менее, смертность от эрготизма было глобальной: «в прошлом отравления спорыньей по причине загрязненности муки наблюдались довольно часто и носили характер эпидемий. Во время сильных вспышек число жертв приближалось к количеству жертв во время чумы и холеры»5. То есть потребление спорыньи превышало смертельную дозу в 5 грамм. Если же люди не умирали, когда доза была меньшей, то они не могли не галлюцинировать по определению. Если все пьют водку и умирают, скажем, с трех бутылок, то остальные - выжившие - все равно пьяные. Чудес не бывает.
В дальнейшем в эпидемиях случались и перерывы. Например, во Франции, согласно описанию М. Феррьер, эрготизм возобновился в 1638 году «после долгого затишья», на время которого монахи ордена св. Антония даже закрывали свои больницы. Впрочем, затишье было не таким уж и долгим, ибо, когда эридемии возобновились, «коллективная память о болезни оставалась достаточно яркой, чтобы сразу распознать неконвульсивную форму огня cвятого Антония»6, да и было скорее локальным, ибо все равно «гангрена свирепствовала в течение двух столетий и была особенно страшна в течение «тех бурь голода», по выражению епископа Эсприта Флечира, которые разорили Францию Луи XIV. За пределами Франции признаки эпидемии наблюдались по всей империи: ей был затронут Эльзас, и Англия в 1661 году, и Швеция» (ibid). Области заражения спорыньей были не локальны: «Эпизоды эти были пандемией - это означает, что они происходи в широких областях и затрагивали очень высокую пропорцию населения» (Lidz 1963, 822; Millon и 1974 Millon, 22)7.
Данные на XVI - XIX века есть и в обычном словаре Брокгауза: «По Гиршу, в Европе с 1581 по 1879 гг. были 62 эпидемии»8. То есть примерно раз в 5 лет. XVII век ознаменовался особо массовыми эпидемиями эрготизма по всей Европе. Поэтому пик массовых психозов, сожжений ведьм и появления вампиров и оборотней именно в это время удивления не вызывает.
Есть тут и еще один аспект, который я не осветил в книге должным образом - «флэшбэк». Даже если вдруг выдался дивный урожай, и спорыньи в хлебе по всей Европе не оказалось (практически невозможно), то народ галлюцинировать мог все равно. Ибо существует и такая опасность - после приема галлюциногена, спустя длительное время (недели, месяцы, и даже года) у потребителя возможно спонтанное психоделическое переживание, подобное тому, которое он испытывал во время приема препарата - «флэшбэк», обратная вспышка. Если флэшбэк возникнет за рулем автомобиля или в других подобных ситуациях, то это чревато опасностью. Природа этого явления пока не раскрыта. И если сегодняшний потребитель, по крайней мере, в курсе проблемы, и флэшбэк его не слишком напугает, то для человека прошлых веков такое психоделическое переживание могло означать только «реальность» происходящего, божественную или дьявольскую - в зависимости от обстановки и установки. Для провоцирования массовых психозов в такой ситуации было достаточно, чтобы «флэшбэк» возник лишь у нескольких индукторов.
*. Крестовый поход детей: факт или легенда? (
http://old.echo.msk.ru/guests/8517/)
**. «It seems that people have always been willing to believe in fanciful explanation for a given phenomenon rather than an a simple one». Dr. George J. Wong, Associate Professor of Botany (
http://www.botany.hawaii.edu/faculty/wong/BOT135/LECT12.HTM)
1. «Outbreaks of ergotism were common in Europe in medieval times and even before that». (
http://www.medicalnewstoday.com/articles/60187.php)
2. «Around the 10th century numerous ergotism epidemics occurred in Germany, France, Ireland, Finland, Russia, and Belgium, with millions of people dying over the centuries. T. Allen. Agricultural Economics, Crop Development Centre, University of Saskatchewan Saskatoon». (
http://www.usask.ca/agriculture/plantsci/winter_cereals/winter_rye/feedgrain.php)
3. «From the year 900 AD, when records evidently became common in what is now France and Germany, to around 1300 AD, there were severe epidemics of ergotism over large areas every five to ten years». (
http://www.botany.hawaii.edu/faculty/wong/BOT135/LECT12.HTM)
4. «In medieval times, ergotism is known to have occurred on a large scale in some regions of Europe ... Between 837 and 1347, some fifty epidemics were recorded in Central Europe».
(http://www.itg.be/itg/DistanceLearning/LectureNotesVandenEndenE/48_Mycotoxinsp2.htm)
5.Спорынья. Аналитический обзор. (
http://www.provisor.com.ua/archive/2002/N12/art_27.htm)
6. Histoire des peurs alimentaires Du Moyen Age a l’aube du XXeme siecle de Madeleine Ferrieres
7. Robert E. Bartholomew Rethinking the Dancing Mania (
http://www.csicop.org/si/2000-07/dancing-mania.html)
8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (
http://be.sci-lib.com/article096469.html)
приложение: О флэшбэке по жизни
«Многие потребители ЛСД испытывают флэшбэки, повторение определенных аспектов личного опыта, уже без принятия препарата. Флэшбэк происходит внезапно, часто без предупреждения, и может случиться в течение нескольких дней или даже более, чем через год после использования ЛСД».
(
http://www.nida.nih.gov/Infofacts/LSD.html)
Посмотрим на неакадемические источники, оно и наглядней будет:
О флэшбэке в ЖЖ:
- Испытывал флэшбэк в метро, неделю спустя после приёма lsd. Вспышка длилась минуты три, был немного напуган, выскочил на ближайшей станции, посидел попил водички, поехал дальше улыбаясь. А после грибов ваще ни каких флэшбэков не наблюдал.
Хуйня все эти флэшбэки, не серьёзно. Человек с хорошим опытом потребления, справится с этой темой как два пальцо...
- А если бы Вы лайнер на полосу сажали в этот момент? Или аорту кому-то оперировали?
- лайнеры уже давно автопилот сажает :) А если серьёзно, то банально можно устранится от принятия решений в такой момент.
Дело в другом, заметишь ли ты момент этой самой вспышки (флэшбэка). Если да, то все можно исправить, если нет, то можешь истолковать происходящие не верно и это уже чревато.
http://lj.rossia.org/users/olegmi/142752.html?nc=3 Оно, конечно, «можно устраниться» - если знаешь в чем дело. И если, действительно, не сажаешь самолет в этот момент. Например, в такой,
в который недавно попал Ариф. Оказавшись на его месте в момент флэшбэка, автор коммента в ЖЖ постов бы уже не писал. Такое совпадение крайне редко? Конечно. Но тем не менее. А раньше как бы это выглядело? Как бы средневековый крестьянин «устранялся», не подозревая, что Христос с небес, призывающий его в Крестовый Поход - это флэшбэк? Или же рыцарь, увидевший стаю драконов вокруг? Нет, не стал бы, небось, мечем размахивать, сшибая головы соседям. Наверняка сказал бы - аааа!, опять глюки офигенные, кайфово плющит, пойдем, Артурчик, еще хлебом зашвырнемся;-)
У меня в журнале этот вопрос уже мелькал:
absentis - Кстати, раз заглянули, можете что-нибудь о "флэшбэке" сказать? Часто ли встречается, у многих ли, сила действия, как долго и т.д. Вот могли ли, к примеру, ребята в Европе даже в перерывах между эпидемиями иногда видеть ведьм летающих и гонять демонов, даже несколько месяцев просидев без хлеба, на диете из желудей?
cormix - Точная причина флэшбэков неизвестна. Бывают, хотя опасность преувеличена различными борцунами. Флэшбэк может быть ответом на стимул, совпадающий с аналогичным во время трипа, то есть на ту же музыку и т.д., вероятность заметно возрастает при употреблении марихуаны совместно с ЛСД(хотя, тогда вроде в Европе травой не увлекались). Флэшбэк всегда слабее собственно кислотного трипа, и время действия меньше, в разы.
Лично у меня было пару раз при хождении по тротуару с повторяющимся узором из плиток, что само по себе создает некий гипнотический эффект. Но сила была невелика, просто небольшое головокружение и узор как бы оживает, даже походка не изменилась. Но я соблюдаю технику безопасности, а правил там не мало. В средние века же - сами знаете. Флэшбэк чаще случается вскоре после приема, но может быть и через несколько лет.
Так что - могли. Особенно во время молитвы:
1 - совпадение стимула
2 - гипнотический эффект.
absentis - Угу, спасибо. Кстати, не знаю насчет массовости, но: "ее семена содержат целебную силу, и здоровому человеку надлежит есть их в цельном виде, и они легки и полезны для желудка...Но если коноплю будет есть человек с нездоровой головой и пустым мозгом, у него будет болеть голова". © Хильдегард фон Бинген, 12 век, сумасшедшая святая католическая монахиня, известная своими постоянными видениями, описанными в ее книгах. О марихуане трактат написала. И музыку любила сильно:)
"И увидела я прекрасную картину Господа в небе южном. И был он в образе человеческом, а его лицо было ярче солнца, и держал он агнца, сияющего в блеске звезд. И одежда его сияла, как солнце. И топтал он ужасного монстра, черного и ядовитого." - примерно так, с листа, первое же видение из “Scivias”, а может и на русском тексты есть.
cormix - Ага, значит было. Я что-то думал, что марихуану завезли вместе с пряностями. Тогда вероятность флэшбэков заметно повышается, такое предупреждение указано на упаковках грибов в Голландии.
А видение характерное как раз для конопли в сочетании с впечатлительной натурой. Такое все яркое, как на картинке.
Тимоти Лири проводил такой опыт - дал псилоцибин(активное вещество "волшебных грибов") студентам католического коледжа. Те, кто получил плацебо, никак не реагировали, а кто получил вещество, восклицали: "Я вижу Бога!".
(
http://absentis.livejournal.com/36115.html)
Посмотрим также цитатку с соответствующего сайта:
- Существует ли опасность флэшбэков?
Как показывает практика, если не долбить параллельно траву, и не употреблять слишком часто по тройной дозе, то вероятность их довольно мала. Хотя существуют люди с индивидуальной склонностью к флэшбэкам. В любом случае, их негативное воздействие обычно несколько преувеличено.
- Как бороться с флэшбэками?Да никак. От них надо просто кайфовать. Или постараться отвлечься, если флэшбэк порождён бэдтрипом.
- Как грибы сочетаются с алкоголем?
ТРЫНДЕЦ, КАК ОНИ СОЧЕТАЮТСЯ!!! НИКОМУ НЕ ПОСОВЕТУЮ!!! ПРОСТО НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО! (Alis). В общем случае не сочетаются. Легкое опьянение перекрывается грибами, а сильное может вызвать бэд-трип. Да и вообще, это слишком разные по своей природе состояния, на их пересечении вряд ли можно найти что-либо хорошее.
- Как грибы сочетаются с травой?
Сложный вопрос. Прежде всего, важно понимать, что под грибами (даже в слабой форме) действие травы значительно усиливается (в 3-7раз). И важно помнить, что трава увеличивает вероятность флэшбэков. Это медицинский факт, и об этом всегда пишут в руководстве, прилагаемом к продающимся в Голландии грибам.
(
http://www.target-21.h1.ru/narco/cezon.htm)
Итак, что мы имеем.
* Большая часть Европы прибывала в состоянии галлюцинаций или индуцированных ими психозов практически постоянно на протяжении тысячелетия, с 8 по 18 века.
* Поскольку марихуана - распространенное лечебное средство в средневековье, которое рекламировала в своем трактате еще в 12-ом веке известная своими бесконечными Божественными видениями католическая святая Хильдегард фон Бинген, то мы можем ли мы предположить наличие упомянутой «увеличенной вероятности флэшбэков»?
* И возникает еще один вопрос. Возможно ли, что не только урожаи спорыньи увеличились в 16-17 вв., но и синергизм с алкоголем сыграл тут свою роль, учитывая массовое употребление алкоголя в это время в Европе?