Известно ,что всех индустриальных странах Запада и Востока увеличение расходов на образование сразу вело к увеличению темпов роста экономики и производительности труда .
В СССР это тоже работало , но только сломалось во второй половине 60-х когда оказалось ,что увеличение уровня образования не приводит ни к увеличению темпов экономического роста , ни к росту производительности труда .
Но это уже проявились в полной мере принципиальные системные дефекты экономики СССР .
В США количество инженеров было в 3-4 раза меньше чем в СССР , причем экономика СССР была по официальным данным меньше на 1/3 , по данным Василия Селюнина и Гершеля Ханина вообще всего 11-12% от американской .
Но это в значительной степени просто результат частичного вымирания в СССР низших дипломированных технических специалистов .
Причем на заводах СССР все время жаловались на нехватку инженеров и хороших инженеров в особенности .
Уже к 1977 году в стране произошло значительное перепроизводство и инженеров и преподавателей школ и многих специалистов других профессий.
Новоиспеченые учителя устраивались кем смогут , но в школу работать по специальности идти не желали.
А платить столько ,что-бы все новоиспеченые учителя шли в школу денег не было !
Вот и выпускали учителей намного больше , чем реально требовалось , из того расчета , что кто-то в учителях да останется , соответственно упали и требования к поступающим в педВУЗы и к успеваемости в них студентов .
В результате оставались или бездари-халтурщики , и очень редко фанатики своего дела ,последние были жуткой головной болью у органов руководившими образованием .
С инженерами была ровно аналогичная ситуация .
И по этой причине с перепроизводством лиц с высшим образованием не только не боролись , но напротив наращивали вал по выпуску лиц с высшим образованием .
Результат - падение зарплат инженеров и не только инженеров , а всех специалистов с высшим образованием , кроме партийных и государственных чиновников .
Люди с высшим образованием столкнулись с проблемой инфляции своего статуса .
Профанация и деградация высшего образования шли в СССР полным ходом .
Среднее , среднее специальное и среднее техническое образование были тоже не в лучшем положении и это мягко сказано .
Надо было принимать в ВУЗы вообще без всяких льгот ( отменив их полностью и целиком ) , только по результатам жесткого конкурса-экзамена , причем публичного и открытого и без всякого учета школьной успеваемости и только по знаниям и по уму и уж тем более без всяких льгот по национальности и по происхождению и членству в комсомоле-партии .
Надо было ещё обеспечить нормальное обеспечение студентам , без того ,что-бы они подрабатывали в ущерб учебе .
И надо было ввести самые жесткие требования по успеваемости для всех студентов без разбора .
Ничего подобного в позднем СССР и представить было себе немыслимо .
Ну ещё нужно было :
Перестать отвлекать студентов ( и тем более школьников ) на все занятия несвязанные с учебой по специальности ( вроде сельхозработ и т.д. ) .
Разогнать почти все ВУЗы в Средней Азии и на Кавказе , а в тех которые останутся полностью сменить насквозь коррумпированный преподавательский состав из туземцев на проверенный преподавательский состав из славян .
И нужно ,что-бы зарплата человека с высшим образованием соответствовала его статусу ( чего в реальности не было ) .
А вот это как обеспечить в СССР 70-80-х мне совершено непонятно .
Это надо как минимум 3/4 всех лиц с высшим образованием не работающих по специальности лишить дипломов , ну а оставшимся поднять зарплату .
Обязательное поднятие престижа рабочих профессий .
Что-бы в ПТУ был реальный конкурс .
А не так как было в реальности : троечник , двоечник и шпана - значит в ПТУ и затем оттуда в пьянь , рвань , люмпены и уголовники .
ПТУ по замыслу должны были выпускать рабочую элиту , рабочею аристократию , в реальности они массово выпускали халтурщиков и будущую пьянь и рвань и криминальный элемент .
Это то ,что моего покойного отца более всего возмущало !
И я не знаю как это без появления безработицы можно получить и то не факт , что поможет .
Вот после принятия таких мер и можно отобрать всех реально неспособных нормально учиться и послать их на уровень "подай-принеси-копай яму".
А не всех скопом , кто попадет под горячею руку .
Нельзя было ориентировать образование на отстающих и развращать массовыми льготами , но в СССР 70-80-х это как раз и делалось и чем дольше ,то тем больше .
Надо было понимать что на деле в Средней Азии и на Кавказе и среднее и высшее образование полностью разложилось .
И нормой был "инженер" из туземцев , который не мог отнять от одной дроби другую .
Да и в РСФСР хватало ВУЗов вроде МГИМО .
Но в СССР было и массовое перепроизводство чиновников всех уровней и иерархий , а не только всех специалистов с высшим образованием !
Перепроизводство элиты для СССР это факт !
Универсальный признак перепроизводства элит и сопровождающего его обострения внутриэлитной конкуренции - рост спроса на высшее образование и инфляция дипломов, когда большинство студентов учится не для того, чтобы получить образование, а чтобы получить диплом, который дает преимущества в конкуренции за элитные позиции.
И то, и другое - в полной мере было и в СССР .
И дуболомными мерами вроде принудительной отправке школоты на заводы и в шахты этой проблемы было не решить .
Как раз именно такие меры были-бы восприняты населением , как наглая попытка партийно- государственной элиты наглухо выключить социальные лифты для значительной части населения .
Принудительная отправка советской школоты на заводы и в шахты - ничем-бы не отличалась и по форме и по содержанию от пресловутого циркуляра «Об кухаркиных детях» при Александре 3 , который де-факто реально и не работал , больше было черного пиара .
Проблема в том , что лиц получавших "высшее " образование было слишком с конца 60-х уж много , а с другой стороны подготовка рабочих в ПТУ обвалилась и более того ПТУ превратились в то место в котором массовую "первоначальную подготовку " из вчерашних школьников получал криминальный элемент и люмпен .
Советские ПТУ с второй половины 60-х превратились в то место в котором "принимали дубов , а выпускали липу" .
Не закончить ПТУ было фактически нереально , при помощи выводиловки , олухов и лоботрясов тащили до окончания курса сих б-гоугодных заведений , давали им филькину грамоту , об их "удовлетворительном уровне подготовки" и затем они шли в армию .
Если тогда человече не смог окончить ПТУ , то это значило ,что он из ПТУ попал сразу в тюрьму !
И в школах была всем известная выводиловка , когда до 8 класса за уши тащили совсем уж дебилов .
И когда ставить отметки ниже чем 3 де-факто просто запрещалось и на второй-третий год тоже оставлять де-факто тоже запрещали .
А в 8 классе начинали сообразно плану отправки школоты в ПТУ - занижать отметки и топить способных.
В результате способные школьники ,но не имевшие "нужных" родителей и родственников - шли в ПТУ и затем обычно спивались , а полная бестолочь и бездарь заняв их места "успешно заканчивала " школу , затем стараниями родителей и родственников "успешно заканчивала " ВУЗ , успешно заняв и там место способных и толковых .
Попытки решить проблему силовым путём , т.е. путём дуболомного силового загона и без всякого разбора подавляющего большинства школьников после 8 класса в ПТУ в обществе воспринимались крайне негативно и как вопиющая несправедливость .
Тем более ,что все-же отлично видели ,что этот принудительный загон в ПТУ вовсе никак не касался школьников имевших родителей и родственников могущих повлиять на руководство школ и выше .
Задуманная Андроповым реформа образования 1984 года проводилась под мало прикрытым лозунгом - "всех в ПТУ и на завод ", предполагалось многократно расширить сеть профподготовки за счет сокращения ассигнований на вузы.
Правда, делалось все сие типично по-позднесоветски - т.е. криво и халтурно и закономерно кончилось обломом .
Стат.данные есть в сети - доля поступавших работать по специальности была как бы не ниже, чем сейчас после ВУЗов.
Даже в тех условиях, когда удавалось реализовать предложенное в полном объеме - т.е. все школы прикрепляются к крупным предприятиям-шефам, совместно создаются кабинеты учебно-производственного обучения с соответствующей базой, организуется профобучение школьников на предприятии, есть мастера-педагоги и педагоги-мастера и т.д. и т.п.
А реализовать это удалось очень мало где - что и неудивительно, т.к. ассигнования на создание УПК, лагерей труда и отдыха и прочих школьных и внешкольных учреждений составляли смешную цифру в 200 млн. рублей на пять лет ( это примерно 1% официального и 0,2% фактического военного бюджета) - т.е. по пятерке на выпускника (стоимость бутылки дешевой водки).
А крупные промышленные предприятия ,министерства и ведомства делать ничего не хотели , даже из под палки .
У нас в школе было в 9-10 классах так называемое УПК и меня и ещё с человек 20-25 определили в бухгалтеры ,все это было сплошной профанацией .
А там была ещё и " практика" , и послали нас в АДК-17(автодоркомбинат) в Коровино , в бухгалтерию .
Главбуху тов. Шимборевичу мы и нафиг не были нужны !
А практика была 2-3 месяца , в том числе и летом в июне !
И вот послал он нас разбирать и выкидывать старые архивы бухгалтерии и отдела кадров .
И сжигать их в котельной .
Как я увидел сколько там в архивах макулатуры ,так у меня глаза загорелись !
Я притащил из дома тележку , потрошил выкидываемые скоросшиватели и папки , связывал бечёвкой бумаги в плотные пачки , и после так называемой "практики" тащил их на тележке в ближайший пункт приёма макулатуры на улице Софьи Ковалевской .
Так я успел сделать с 10-12 поездок с 15-20 кг макулатуры каждый раз .
Пока на меня начали орать приёмщики макулатуры и выгнали в шею .
Ну я стал таскать в приёмный пункт около дома , на Углической улице , там начали орать на 5 или 6 раз , и я стал таскать в приёмный пункт на улице Лескова .
А тут и практика закончилась .
Про начало обучения с 6 лет тоже можно много " доброго" написать - это же надо к каждой из 141 000 советских школ надо было пристроить отдельный корпус для первоклашек, со спальнями и классами.
В славном областном городе Костроме, например - это потянула только 1 школа из 40 и у 2 остался недострой.
Т.е. денег и ресурсов и на это не было !
СССР был на бумаге страной победившего пролетариата .
И вот как раз в 70-80-х годах рабочие профессии в СССР окончательно потеряли всякий престиж .
Полностью !
Это несмотря на тотальную пропаганду воспевавшую "человека труда" .
К 70-м годам в СССР сложилось такая ситуация ,что в ПТУ пошли почти сплошь неудачники и лузеры .
Потом именно из них появлялись пьяницы и бракоделы .
Более удачливые шли в институты .
В обществе стали считать ,что в ПТУ идут сплошь неудачники и разная шпана .
"Плохо будешь учится в ПТУ пойдёшь !" - вот так стали говорить родители детям .
ПТУшник стал синонимом неудачника , шпаны , хулигана и в перспективе совсем пропащего человека и даже синонимом будущего уголовника и малолетнего алкоголика .
А затем из этого вот контингента к концу 70-х начали формироваться молодёжные банды , вроде казанского Тяп-Ляпа .
Качество подготовки рабочей силы в ПТУ было очень низким .
Престиж рабочих профессий опустился дальше некуда .
Это в стране в которой господствующим классом официально считался пролетариат .
Мой отец работал тогда старшим мастером в инструментальном цехе завода ЛЭМЗ .
И вот он отлично видел ,что молодые рабочие приходящие на завод ( из ПТУ ) в 70-80-х годах оказываются много хуже тех ,что приходили в 50-60-х годах .
По его словам получалось ,что при сохранении этих тенденций скоро токарей , фрезеровщиков и слесарей пришлось-бы искать днём с фонарем .
Учащиеся ПТУ уже с самого начала обучения начинали жрать сперва пиво , а потом портвейн 777 и водку ( или часто сразу водку ) .
А кто из них пытался не пить , так их обормоты малолетние алкоголики травили и делали жизнь невыносимой !
Проблемы-же с массовым пьянством несовершеннолетних начались уже в 60-х годах .
Не в "лихие " 90-е !
Уже тогда , во второй половине 60-х более половины школьников старших классов более-менее регулярно употребляли спиртное , и 39% употребляли спиртное "эпизодически " .
Это среди более-менее благополучных школьников .
А вот среди учащихся ПТУ ситуация была много хуже , там проблемы с употреблением спиртного были практически у всех ещё в 60-х годах .
Т.е. из ПТУ пошли уже готовые алкоголики !
В 1967 году только в одной в Москве , в одних лишь вытрезвителях побывало 1600 несовершеннолетних.
К 1985 году ситуация лучше никак не стала и по всем данным в той или иной степени употребляли спиртные напитки около 95% несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет .
И деньги у них на спиртное откуда-то находились !
Вот приходят к нам на завод наниматься на работу старые пни ,ещё советского времени , начинавшие работать ещё при Леониде Ильиче .
Шлифовщиками например .
И тут оказывается ,что они ровно ничего-то не умеют !
Но у них 5-6 разряды ещё с советского времени !
Т.е. до 1991 года !!!
Как им криворуким неумехам их давали и каким собственно образом ???
Б-г мой ,я уже на заводе за 30 с лишним лет работы на таких обормотов насмотрелся !
Причем ладно-бы из пресловутого поколения жертв ЕГЭ , но и из тех кому до 1985 года было по 25-30-40 лет !
Так ,что полных олухов и митрофанушек и советская школа выпускала и хоть по бочкам их засаливай !
А ПТУ , так вообще туши свет .
И ВУЗы тоже митрофанушек с дипломами валом вываливали .
Как разряды криворуким и безграмотным рабочим присваивали .
Вот недавно .
Шлифовщик 6 (!!!) разряда и в возрасте 65 лет , устроился на работу и наделал таких деталей ,что у меня , когда я и начинал работать, такого дерьма никогда и не было !
Где он работал и кто и где ему разряды-то давал ?
На почти всех заводах в советское время давали разряды просто по выслуге лет.
Даже и всяким криворуким чудакам на букву М !
В результате у почти всех таких кадров к 50-55 годам уже 5-6 разряд .
Ну на родных заводах этих кадров с "разрядами" очень хорошо знали и ничего им сложного не давали .
А вот когда такие так сказать "специалисты" приходили куда-то ещё - то туши свет !