Aug 23, 2012 11:00
В "Гимне морю и горам" (1976), как и полагается в означенном жанре, сплошной восторг:
Мы все - впередсмотрящие!
А несколькими годами раньше то же слово вызывало горечь:
Впередсмотрящий смотрит лишь вперед...
Но и то сказать - контекст разный, и выводит в свет софитов разные оттенки слова.
Этот мотив в отрицательном поле "Человека за бортом" означающий зацикленность, рифмуется с "МАЗ-500": там тоже орел в кабине ничего кругом не видит.
Этот же мотив в позитивном поле "Гимна", когда глядение вперед - синоним прибавления опыта, и концентрация на одном направлении есть безусловный плюс, - обнаруживает родство с началом "Баллады о детстве":
Мы все - впередсмотрящие, все начали с азов
Час зачатья я помню неточно,
Значит, память моя однобока...
Обе связки очень интересные: не простое сходство-родство, а каждая параллель значительно обогащает смысл мотива в контексте творчества ВВ в целом. В паре "Человека за бортом" и МАЗа - потому, что негативный мотив в одном случае характеризует "недругов" героя, в другом - его самого. В паре Гимна и Баллады мотив направленности в одну сторону имеет в первом случае однозначно позитивный смысл, а во втором - двойственный.
Высоцкому несвойственны простые повторения даже в созданных для этого припевах. Чего уж говорить о таких тонких материях, как образы и мотивы...
-однонаправленность,
"Заказана погода нам удачею самой...",
"Час зачатья я помню неточно...",
"Я вышел ростом и лицом...",
"Был шторм канаты рвали кожу с рук..."