Смотрящие вперед

Aug 23, 2012 11:00

В "Гимне морю и горам" (1976), как и полагается в означенном жанре, сплошной восторг:

Мы все - впередсмотрящие!
А несколькими годами раньше то же слово вызывало горечь:

Впередсмотрящий смотрит лишь вперед...
Но и то сказать - контекст разный, и выводит в свет софитов разные оттенки слова.

Этот мотив в отрицательном поле "Человека за бортом" означающий зацикленность, рифмуется с "МАЗ-500": там тоже орел в кабине ничего кругом не видит.

Этот же мотив в позитивном поле "Гимна", когда глядение вперед - синоним прибавления опыта, и концентрация на одном направлении есть безусловный плюс, - обнаруживает родство с началом "Баллады о детстве":

Мы все - впередсмотрящие, все начали с азов

Час зачатья я помню неточно,
Значит, память моя однобока...

Обе связки очень интересные: не простое сходство-родство, а каждая параллель значительно обогащает смысл мотива в контексте творчества ВВ в целом. В паре "Человека за бортом" и МАЗа - потому, что негативный мотив в одном случае характеризует "недругов" героя, в другом - его самого. В паре Гимна и Баллады мотив направленности в одну сторону имеет в первом случае однозначно позитивный смысл, а во втором - двойственный.

Высоцкому несвойственны простые повторения даже в созданных для этого припевах. Чего уж говорить о таких тонких материях, как образы и мотивы...

-однонаправленность, "Заказана погода нам удачею самой...", "Час зачатья я помню неточно...", "Я вышел ростом и лицом...", "Был шторм канаты рвали кожу с рук..."

Previous post Next post
Up