Райские яблоки (ХІ)

Oct 22, 2016 21:57


Глава 4. Источники (II)

Записи и рукописи “Райских яблок”. Текстовый состав куплетов

* * *
Варианты
“Райские яблоки” нестабильны и по текстовому составу куплетов. Нет куплета, звучащего без изменений на всех фонограммах, нет общего неизменного куплета и для семи записей второй редакции. В восьми стабильных куплетах из 64-х полустрочий лишь 43, то есть 2/3, неизменны на всех семи фонограммах второй редакции. Еще вариативнее рукописи: некоторые строки имеют до семи рукописных вариантов. Особенности варьирования таковы.
Во-первых, различия многих вариантов несущественны. Примеры из первой редакции [все - Р1-2]:

... все когда-то мы вдруг умираем
... что ж когда-то мы все умираем
... ведь когда-то мы все умираем
Из второй редакции [оба - Р1-2об]:

Я по кущам пойду без опаски покушаю яблок
Я по кущам пойду без боязни покушаю яблок
Острое ощущение, что Высоцкий вязнет в этих вариантах, все они похожи не на варианты, а на перебор слов: вставит слово в строку - отложит, вставит другое - отложит, потом третье…

Важная деталь: близки по смыслу не только варианты, близкие по текстовому составу, но и отличающиеся (см. выделенный фрагмент во второй строке в следующей цитате). Основной смысл всех нижеприведенных вариантов одной строки - пребывание внизу либо движение вниз:

Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел
Не поднялся с колен кто стоял тот на корточки сел
На колени привстал или просто на корточки сел
Вдруг привстал на колени кто быстро на корточки сел
Кто упал на колени, кто быстро на корточки сел
На колени упал...
Вторая особенность вариантов текста РЯ: варианты не несут существенных изменений смысла регулярных куплетов, но часто проявляют их скрытый либо неакцентированный смысл. Пример такого проявляющего эффекта -

И безгрешный народ у ворот на ворота глядел [Р2-5об]
Смысл выделенного слова: эти люди эти не преступники (на что намекает слово “этап”), они назначены таковыми. Эта строка из рукописи прямо указывает на то, что в текстовом ядре “Райских яблок” присутствует мотив несовпадения видимого и сущего. Анализ текста покажет, что это один из важнейших смысловых нюансов, выводимых на свет вариантами. Отсюда тянутся нити к герою и Петру, к земному и райскому убийствам, наконец, к главной теме “Райских яблок” и всего творчества Высоцкого...

Краткое отступление. Многие особенности поэтического стиля ВВ обусловлены спецификой жанра песни и прежде всего тем, что песенный текст не дан слушателю целиком, как стихотворение на бумажной странице, а разворачивается перед ним во времени. С этим связан и столь характерный для песни вообще и песни Высоцкого, в частности, прием повтора - самый простой и эффективный способ акцентирования ключевых моментов текста в живом течении песни. Как и в любой песне, в песне Высоцкого повтор образа, мотива, текстового фрагмента - знак того, что в нем заложен важный смысл. Яркий пример акцентирования повтором - мотив неогражденного рая: “неродящий пустырь... сплошное ничто... беспредел... среди ничего”.

Третье свойство текстовых вариантов РЯ: в них мало новых образов, мотивов, отсутствующих в восьми стабильных куплетах. Особенно это заметно на фоне бесчисленных вариантов минимально отличающихся образов. Самые примечательные из новых образов первой редакции:

наворую я слив или яблок [Р1-2]
Ветроснежное поле [Р1-2]
Пусть чуток обождут за другими успеют слетать [Р1-2]
Не к мадонне прижат ... а к стене [Р1-3об]
Жаль скакать по овсу [Р1-3об]
В вариантах текста второй редакции самые значимые отличия от стабильных куплетов:

Я слыхал сторожа не стреляют за яблоки в лоб [Р2-6]
Там в раю всё равно, князь ли ты
или беглый холоп [Р2-5об]
не цветное ничто беспредел [Р2-6]
где парили литые ворота [Р2-6]
подъём в поднебесье тяжёл [Р2-5об, Р2-6]
“Добрый день! Где сады, в коих прорва
отъявленных яблок?” [Р2-4]
Эти яблоки мы на земли и с земли подбираем
А в раю не хочу... [Р2-4]
В ходе анализа текста мы увидим, что новые образы и мотивы, так же как и варианты стабильных, не меняют смысл устойчивого текста, но лишь проявляют скрытое или представляют явное концентрированно, отчего это явное оказывается еще более очевидным.

Так, например, во фразе “парили литые ворота” образ ворот на не огражденном пространстве отнюдь не доведен до абсурда, как может показаться. Ворота без ограды уже абсурдны, никакой смысл в этом образе невозможно усилить. Но его можно проявить, сделать заметным, что и происходит в данном случае. В образе парящих ворот тот факт, что в отсутствие ограды ворота не являются преградой, а значит, у сидящего перед ними народа нет никаких препятствий попасть в рай, стоит только захотеть, - явлено с такой оглушающей очевидностию, что это уже просто нельзя не заметить.

Правда это очевидно и в “основном”, стабильном варианте текста. Но вот же не просто слушатель песни - исследователь “Райских яблок” С.Свиридов в специальной работе, посвященной этому тексту, задается вопросом: “ворота без ограды?” [55*] И это при том, что в тех самых рукописях “Яблок”, на которые он постоянно ссылается в своей статье, есть прямое указание на ворота без ограды, и не одно, а целых два. В рукописи Высоцкий записал на полях: “нет оград” [Р1-2об]. И на той же странице - строка:

Золотая стерня ни оград ни заборов занятно -
в которой мотив отсутствия ограды повторен в двух разных образах. Более того: данную строку исследователь цитирует в своей работе! И несмотря на всё это сомневается, что в РЯ присутствует смысл ворот без ограды. Я даже не знаю, как это назвать...

Хорошо заметная тенденция Высоцкого, вариативно повторяя, акцентировать, прояснять даже и совершенно очевидные смыслы, возможно, имела причиной неудовлетворенность поэта-певца тем, как понимали его песни.

И, наконец, четвертое общее качество текстовых вариантов РЯ: это точечные перемены. Они обычно заключены в одном-двух словах, остальная часть строки повторяется неизменной в нескольких, а то и во всех ее вариантах.

Суммируем особенности рукописных вариантов текста “Райских яблок”:

- несущественность смысловых различий,
- проявляющий эффект (варианты проясняют скрытый либо акцентируют явный смысл текста в регулярных куплетах),
- малое число новых образов (которые вновь-таки не меняют, а лишь проявляют смысл стабильного текста),
- точечность перемен, заключенных в одном-двух словах, при неизменности остальной части строки.
_______

[55*] Свиридов С. С. 196.

(Далi буде https://about-visotsky.livejournal.com/215497.html)

"Я когда-то умру..." (Райские яблоки), книга "Райские яблоки", -видимое/сущее, -повторение, -Песня (специфика жанра), -Источники (записи/рукописи), -ограда/преграда/стена, -Темные места в текстах ВВ, -ворота/ограда/стена, -Вариативность

Previous post Next post
Up