Здесь и далее по тексту использованы работы Герберта Маттера
Недавно приятельница хотела похвалить мой материал в соцсетях. «Отвал башки!» - написала она, и чтобы никаких сомнений не осталось, поместила в комментарии фотографию. Идет по улице дама с пакетами, а у нее, натурально, отвалена башка - валяется рядом на мостовой. Безголовая дама немало меня заинтриговала, и как редкий природный феномен, и как явление фотоискусства. Недолгий поиск выявил автора: Герберт Маттер. К имени прилагалась увлекательная история снимка. Это один из нечастых примеров социальной глянцевой фотографии; в американском «Харперз Базар» военного времени так боролись с несознательными гражданками, которые после каждой победы накупали много всякого ненужного, перегружая экономику. Их даже называли «позором нации», также как сейчас называют «надеждой» национальной экономики, зависящей от потребления.
C трудом могу припомнить несколько примеров, когда в невоенное время глянцевые фото выполняли социальные, а не маркетинговые задачи. Симпатично также и то, что картинка задумана не с целью шокировать читателей рассказом о потере важной конечности или самим эффектом монтажа. У нее имеется более практичная, соразмерная жизни, цель. Такое отношение к современности в журнальной фотографии почти позабыто, сейчас актуальность определяется больше популярными в тот или иной момент художественными приемами. А шокирующих образов столько, что они стали элементом повседневности. Мода до недавнего времени лишь изредка производила послания, напрямую связанные с жизнью, а больше изъяснялась громогласными и эффектными салютами. Через какое-то время их просто стали игнорировать. Человек быстро привыкает ко всему, даже к условиям Крайнего Севера.
Я, к примеру, пишу эту колонку в Риме, в доме начала 18 века. По моему внутреннему двору проходит построенная в 15 веке стена, посредством которой римские папы в случае опасности перебирались из Ватикана в Замок Св. Ангела. Эти обстоятельства перестали мне казаться исключительными уже на четвертый день. К марту, боюсь, мне станут казаться привычными
даже римские фонтаны. Так же, как сейчас мне кажется совершенно обыденным то обстоятельство, что мода занимается исключительно собой и продажами. Никакой социальной функции в моем сознании у нее нет и быть не может. По этой причине я до сих пор неприятно удивляюсь словосочетанию «этичная мода». Почему бы не ограничиться каким-нибудь одним из этих слов и не пытаться найти мораль в потреблении. Как по мне, их соединение имеет примерно столько же перспектив, сколько человек, решивший заняться выпасом кошек. Гораздо честнее признать, что покупки модных вещей связаны с потаканием собственным слабостям, ничего особенно ужасного в этом нет. Просто получайте удовольствие.
Однако не все со мною согласны. В последнее время разговоры об индустрии все больше напоминают заседание викторианского общества миссионеров. Когда речь заходит о том, чтобы предоставить «достойным беднякам» льготы по ввозу хлопка, будто Диккенса читаешь. Добродетельных примеров несчетное количество. Повсюду торжествуют феминистки; теперь на любую спонтанную эрекцию нужно получать разрешение, чтобы никого ненароком не оскорбить. А началось все с моделей. Сначала их буквально обязали есть. Т.е. стали пропагандировать равенство моделей «размера плюс», бороться с излишней худобой и даже запрещать публикацию фотографий, которые могут показаться анорексичными. Затем добрались до малолетних моделей и начали их неистово защищать. Теперь им нужно устраивать сокращенный рабочий день, не допускать до поздней работы, обеспечивать учителями, сопровождающими и усиленным питанием. А какого, с позволения сказать, черта в 15 лет идти в модели, если вам нужна школа? Оставайтесь учиться, кто же неволит. Джуди Гарланд рыдала бы от умиления, только вот не дожила.
Потом вопрос о равенстве моделей дошел до верхней точки кипения - этнического состава. Сейчас даже есть общество, которое занимается исключительно тем, что обеспечивает присутствие этнических моделей во всех возможных местах. Вы ведь видели прошлой осенью показ Рика Оуэнса? Все эти пугающие оскалы и огромные ляжки? Вздрогнули? Это на вас напрыгнули равные возможности, причем в таком месте, где их использование стилистически оправдано. Что будет, когда все кастинги придется проводить под воздействием политических соображений, сложно представить. Это особенно смешно в индустрии, которая стоится на создании неравных возможностей. Кроме того, аргумент о равном этническом представительстве на подиуме пропорционально этническому составу населения явно страдает однобокостью: покупательские аудитории разных цветов совсем не часто смешиваются.
На уровне производства и потребления ситуация и того интереснее. Теперь модные продукты считаются намного ценнее, если их можно легко утилизировать, при их транспортировке не пересекаются пути миграции птиц, а при изготовлении были использованы пивные пробки, собранные на конголезской свалке местными жителями. Если без преувеличений, то в конце прошлого года Индекс Хиггса (оценка экологической и социальной безопасности производства продуктов моды) был расширен его авторами, Sustainable Apparel Coalition, и теперь его сообщают не только производители заказчикам, но и сами бренды - с тем, чтобы изготовители могли убедиться в их добропорядочности прежде чем принимать заказ. Система оценки настолько сложная, что я отключился после 45 минут чтения. Сказать же потребителям просто и доходчиво: «Покупайте меньше, это разрушительно!», как в «Харперз» военных лет, по-прежнему мало кто решается. Отвал башки, одним словом, по-другому не сказать.