Продолжаю рассказ о своей лондонской поездке в рамках тура Chivas: Made for Gentlemen.
В первой части я говорил о Патрике Гранте, одной из самых заметных фигур нынешней Сэвил Роу, который создал сезонную упаковку для этой марки виски со ссылками на самые традиционные предметы джентльменского гардероба. Эта работа несет очень современный посыл: индивидуальность сейчас видится не в создании абсолютно новой идеи, а в точно приспособленных деталях. Это уже не первый пример работы Chivas с самыми заметными представителями высокого ремесла - в прошлом году они делали аналогичный проект с Тимом Литтлом из обувного Дома Grenson.
Сейчас название "Сэвил Роу" входит в число самых узнаваемых брендов в мужской одежде. И выживание этого уникального места зависит именно от брендовых черт, которые можно легко отделить от первоисточника и связать с другими товарами и услугами, как в коллаборации с Chivas. Кризис пятилетней давности, который унес множество старых ателье, удалось преодолеть, но его следы обнаруживаются по всей улице. Всем памятен скандал, который поднялся в прошлом году вокруг намерения Abercrombie открыть там свой магазин. Тогда группе традиционных арендаторов - ассоциации Savile Row - удалось противостоять этим планам, но улица все равно очень явственно разделена на северную и южную (ортодоксальную) сторону. Незыблемым бастионом традиционности ее больше не назовешь.
Первое, на что обращаешь внимание при посещении ателье - этим встречам была посвящена большая часть второго дня тура, - это присутствие готовой одежды.
Услуга made-to-measure (или, как ее там часто называют entry level - "уровень для новичков") есть теперь решительно у всех, за одним или двумя исключениями: базовая модель с минимумом подгонок изготавливается из выбранной клиентом ткани за сравнительно короткое время. Присутствие базовых вещей является отражением традиционной структуры тамошнего ремесла, которое не стремиться множить число проверенных дизайнов; оно же открыло возможность перехода к обезличенному производству, который с изначальной идеей связывает только имя и качество отшива.
Примерно две трети ателье изготавливают теперь собственные тиражные линии. Только самые дальновидные отделяют ателье от прет-а-порте (так, у Патрика Гранта Norton & Sons находится в другом помещении и идеологически отделена от E.Tautitz). Вместе с тем, около трети компаний продают эти вещи вне своих стен под тем же именем. Многие теперь главным образом этим и известны широкой публике. Достаточно упомянуть Richard James или Освальда Боатенга, который первый среди сэвиловских ателье начал относиться к ней не как к традиционному бизнесу, а как к модной марке, и еще в 90х начал сезонные показы (в Париже). У меня, например, есть купленные лет шесть назад джинсы, на этикетке которых стоит Savile №1 - указание на их происхождение из известнейшего ателье Gieves & Hawkes.
Некоторые компании, принадлежащие этой традиции и до сих пор являющиеся поставщиками королевского двора, были за последнее десятилетие куплены именно с такой целью. Тогда казалось, что самое ценное в херитажном бренде - это имя. Скажем, принадлежаший Chanel традиционный поставщик ружей и охотничьего снаряжения Holland & Holland торгует теперь одеждой через Сеть. Но эта компания удерживает уровень. А вот, скажем, Jaeger или Aquascutum такое не удалось: марки захлебнулись в своем желании быть модными и классными наперекор всему. И вы сами видите, что Burberry и Mulberry теперь приходится буквально спасать от модного перегрева.
Джейд Джаггер во времена "переделки" самого уважаемого британского ювелирного Дома Garrards; они даже автоматы по продаже сувениров в бутиках пытались устанавливать
Одним словом, английская традиционность опирается отнюдь не на дизайн, а на эмоциональный опыт, который получают посетители. Что касается самих вещей, то настоящего обоснования, почему они нужны современному человеку, почти не осталось. Особенно это заметно для ателье, которые в начале своей истории специализировались на пошиве военной униформы. Эта стилистика (и связь классического мужского костюма со средневековыми латами) по-прежнему видна в их построениях: укрепленные слоями прокладочного материала и конского волоса грудь и плечи способны держать форму десятилетиями, даже когда владелец не находится внутри этих вещей. Сложно предположить, что это вполне соответствует динамике как современного человека, так и жизни в целом.
При этом новации структуры на сэвиловской почве не слишком приживаются. Последняя, которую можно назвать вполне успешной, была примерно век назад: Anderson & Sheppard предложили облегченное плечо и чуть больше свободы по груди и рукаву, так называемый London drape - один из самых распространенных сейчас способов конструирования пиджаков. А вот последний опыт по создании "деструктурированного" пиджака, который вообще не укреплен и держит форму за счет кроя и формовки, оказался не таким удачным: авторы идеи, Kilgour, таких заказов получили не много, а вот у неаполитанцев эти вещи стали вполне успешными. То же самое происходит со стилистическими экспериментами - на работы Томми Наттера сейчас часто ссылаются, но выглядят они довольно неуместно. Впрочем, генерацию рок-музыкантов они на Сэвил Роу привели.
Невозможно было устоять перед предложением сделать несколько движений ножницами за раскроечным столом Henry Poole, старейшего из существующих ателье Сэвил Роу
Можно попробовать даже на основании такого поверхностного анализа вывести формулу успешных действий на "традиционном" поле. Мне не раз случалось говорить о том, как изменились за последние годы ценности. Модность и новизна больше не являются такими неоспоримыми преимуществами, как ранее считалось.
Даже старинное имя больше не стоит во главе иерархии - новые покупатели стали лояльнее относиться к люксовым брендам с новой историей. Теперь очень важен баланс между долговременным качеством и индивидуальным отношением. Скажем, в Лондоне невозможно не заметить, что слово bespoke является самым продающим: "по мерке" предлагают решительно все, от галстуков до унитазов и займов в ломбардах.
С этой позиции пример Chivas кажется мне очень удачным: репутацию продукта, который измеряется сотнями тысяч литров, они поддерживают обоснованным рассказом о традиционных технологиях, лежащих в основе изготовления, и проводят параллель между купажом и изготовлением вещей по мерке. Из чего и складывается современное "джентльменское" отношение к вещам, упомянутое в названии тура: не обязательно искать новое, если есть проверенное старое, готовое служить бесконечно. Такие продукты нуждаются только в поддержании прежнего уровня, но отнюдь не в революционных изменениях всякий сезон.