В сентябрьском номере петербуржского журнала
Dress Code опубликовано мое интервью. Говорили о разном - что из себя представляют журналы, для чего нужны показы, о кадровых перестановках и о том, без чего не может существовать мода. Я попытался объяснить, почему наше время кажется мне революционным. И чем сейчас могут быть полезны снобизм и нафталин.
Но самое главное - об удобной одежде. Мне кажется, эта тема самая серьезная в современной моде. Всякий раз, когда я слышу, что кто-то "ношу только удобное и практичное", перевожу для себя "собственного стиля нет, о своих сильных сторонах понятия не имею". Конечно, любая система стремится к оптимизации - и индустрия, и сама одежда. Собственно, развитие моды вполне можно представить как движение к удобству, но не к примитивности.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ интервью можно прочитать ниже.
В. Каково влияние журналистики на модную индустрию?
Модная журналистика кажется мне исчезающей профессией, вроде эстрадного конферанса. При всей моей любви к разговорам, кому сейчас нужны слова. А вот о влиянии глянцевого журнала как жанра на современную индустрию мне нередко случалось думать. Он переживает сейчас второе рождение и совершенно не собираются умирать. Раньше журналы воздействовали непосредственно на потребителя. Предполагалось, что они содержат информацию (в том числе - о товарах), отобранную под интересы целевой аудитории. Сейчас никаких иллюзий о просветительской роли не осталось, и почти все участники процесса осознают, что речь идет о маркетинговом инструменте.
Это уникальный инструмент: до сих пор не придумали другого столь же эффективного способа быстро рассказать о престижности. Поэтому глянец используется сейчас представителями индустрии в качестве сигнальной системы. Они смотрят, какие компании в этом сезоне смогли создать товары и идеи, которые можно убедительно описать и компактно упаковать в статье или съемке. Если это получилось сделать в нескольких изданиях, есть большая вероятность, что также убедительно это удастся провернуть при продажах. Понятно, что журналистика мнений (вокруг которой раньше строилось освещение моды) тут совершенно ни к чему.
Особенно часто этот прием используется в Интернет-магазинах и в мультибрендах, работающих с марками второй-третьей руки. А такие продажи составляют очень существенную часть рынка. Эти компании живут на мифологии сезонных трендов. Одно время казалось, что трендовость становится устаревшим понятием, однако ее перетаскивание сверху вниз через журналы снова стало любимым способом движения идей. Поэтому повсюду так много советов, как стать модным.
Можно было бы говорить, что так уничтожается даже иллюзия выбора у покупателей, но они в нем почти не нуждаются. Одежда редко используется теперь для самовыражения, это не очень модно. А модно то, за что люди готовы заплатить. Поэтому от мучительных размышлений покупателей сейчас любезно избавляют - ходят все в разном, а выглядят одинаково. И, чаще всего, одинаково посредственно, хотя поголовно в трендах.
В. Часто люди, интересующиеся модой, ограничивают свой комфорт в пользу трендового внешнего вида. Как вы считаете - будет ли в моде абсолютный комфорт? Или на смену одним неудобным вещам будут приходить еще более неудобные вещи? Как это и иллюстрирует история женского костюма - вещи, призванные создавать влекущий сексуальный силуэт, не отличаются особым удобством, например, шпильки, которые пришли на смену корсетам.
Как по мне, мода - это всегда отказ и самоограничение, ради нее нужно терпеть. Только это совершенно старорежимный взгляд на вещи, понимание моды радикально меняется у нас на глазах, происходит настоящий переворот. Уникальность в моде требует слишком больших для современного человека усилий. Похоже, следующему поколению уже в голову не придет, что ценность представляют сложные, громоздкие и дорогущие вещи с явным авторским почерком, которые, к тому же, почти ни на ком не сидят без подгонки. На такие будут разве что на картинках в Сети смотреть, но никак не платить за это деньги. Вырастает новое поколение, которое твердо знает, что стандартов потребления их родителей им никогда уже не достигнуть, да они к этому и не очень стремятся.
В этом, кстати, тоже проявляется современное влияние глянцевых журналов. Редакционные ресурсы позволяют им создавать дорогие съемки и оперативные электронные версии. А потом этими материалами кормится весь Интернет. Старая авторская мода становится картинкой, ее больше «смотрят» - это такой новый способ ее потребления, целиком в духе глянца. Что, между прочим, возвращает нас к традиционному пониманию гламура, как в Голливуде 30х, где предметом продажи был не товар, а образ. Товары были недоступными и виртуальными объектами мечты.
А потом стала побеждать другая американская идея, о престижности удобства. Я бы сказал, это зримо началось с 85 года, с мирового взлета Донны Каран. До этого в моде статус и комфорт редко кто связывал напрямую, особенно в женском платье. Он появлялся, как дополнительное достоинство хорошего кроя.] Статусная одежда была дисциплинирующей, она не зависела от тела, а часто его формировала. За 25 пять лет комфорт стал всеобщей мантрой: все должно быть fun, даже работа. И главное - никакого принуждения. Не удивительно, что старая мода уходит. Полагаю, что навсегда. Здорово, что нам случилось присутствовать при таком интересном превращении.
В. В последнее время крупные дома мод один за другим провели ряд серьезных кадровых перестановок. Откуда берет исток этот ветер перемен?
Ветер все оттуда же - из нового отношения к моде. Если уникальность перестает быть самым желанным качеством вещей, то и уникальные авторы не слишком нужны. Для сколько-нибудь крупных марок такой стиль работы представляет слишком большой риск. Чаще работают с трендом или со стилистическим клише или же с пресловутым «ДНК Дома». Дизайнеры сейчас - скорее «посланники марки», как знаменитые архитекторы или кулинарные звезды. Право на медиа-известность, на поп-статус, заработали в 90х авторы с яркой манерой высказывания, но их новое поколение уже редко «стоит у плиты». А еще реже имеет возможность влиять на стратегию Дома. Их заранее кастингуют по «типажности», как сериальных актеров. Пусть и не по внешности, но принцип тот же.
В. Насколько важно «шоу» во время показа? Например, показ последней коллекции Victor & Rolf более походил на арт-инсталляцию. Возможно ли, что в будущем дизайнеры откажутся от этого весьма затратного мероприятия в исключительную пользу лукбуков?
С показами происходит сейчас примерно такая же трансформация, как и с журналами. Они перестали быть средством немедленных продаж, а используются для создания сказок и образов. И закупщики совсем не обязательно заходят в гости именно к этой сказке. Если уж авторская мода превратилась в поставщика картинок для Интернета, которые мгновенно пережевываются и устаревают, с этим бесполезно бороться, этим нужно пользоваться. Создание картинки вообще все чаще становится приоритетом, посмотрите хоть на кино.
Для непосредственных продаж предназначены сейчас пре-коллекции, которые вполне удачно оформляются лук-буками. Вполне возможно, что при развитии Интернет-продаж большую часть предложения составят вещи, которые можно удачно сфотографировать (и продать без примерки) - уже сейчас мировые гранды пришли в тому, что бесконечно расширять сеть «физических» бутиков не получится]. В свойствах вещей современные люди разбираются нечасто, зато визуальные послания считывают, будто акулы - следы крови в океане. Поэтому в мире так много стало всего одноразового, но невероятно актуального.
Что касается V&R, то искусственная подача стала для марки фирменным приемом. Многим памятна их радикальная реакция на кризис - целая коллекция напоминала садовые скульптуры из слоев тюля и шифона (позаимствованных, помнится, из нереализованных остатков предыдущих сезонов), порезанных лазером. Во всем шоу немного нашлось бы вещей предназначенных на продажу. Такие позже показывали в шоу-руме тем, кто заинтересовался позицией художников. А еще раньше они создали первый в «большой моде» полностью виртуальный показ, где Шарлом Харлоу одна ходила в компьютерном шоу. Настоящее торжество картинки, очень современно.
В. Открыл ли перед вами блог на площадке livejournal какие-то новые возможности?
Несомненно. Теперь я уверен, что мои тексты и заметки никуда не потеряются и доступны любому, кому придет фантазия с ними ознакомиться. На работе, впрочем, это сказалось мало, вот разве что с лекциями стали чаще приглашать.
В. Каким вы представляете себе свой идеальный день?
Я только что провел несколько таких: один за городом разбирал книги, готовил, делал йогу для лица. Немного писал, кусты обстриг. Интернета там нет, телефон я включал редко. Все дела были рутинными, не вызывающими ажиотажа - так бездумно, наверное, выдра в своей заводи плавает. Важно при это знать, что ты бездельничаешь не вынуждено, а по собственной воле, и часто такое повторять тоже не рекомендуется.
В. Ваш предмет гордости? (гардероб)
Мне кажется странным гордиться одеждой - это всего лишь одежда, не медаль. Но всю свою я люблю почти одинаково; за последние 20 лет не купил ничего, что было бы не жалко выбросить. Большинство этих вещей периодически всплывает из чемоданов и антресолей. У меня очень старомодное потребление. Все это, конечно, припахивает нафталином, однако без хорошей порции нафталина и снобизма современному человеку сейчас никуда - очень уж много развелось моли.
В. Без чего мода не может существовать?
Мода не может существовать без людей, готовых платить за нее деньги. В противном случае она превращается в дизайн.
В. Каким бы вы хотели видеть будущее моды?
Если честно, я вообще не уверен, что у моды есть такое уж долгое будущее. Если все пойдет так, как сейчас, лет через 30-40 человечество может перейти на наборы униформы, соответствующие ситуации и статусу. Очень удобная, кстати, форма индустрии.
В. Самое громкое событие в модной индустрии последних лет для вас?
Для меня самым заметным событием последней пары сезонов является появление в третьих странах собственных люксовых марок, которые там же и потребляются. Еще года три назад я был уверен, к примеру, что ни о какой китайской моде и речи быть не может. Не говоря уже о том, чтобы за нее платили сами китайцы. А сейчас на любом из новых рынков, за счет которых и растет потребление моды, таких марок появляется все больше. Безродные бренды без истории явно готовятся обойти старых мастодонтов.